Акимат Алматы снова пытается привезти блогеров для рекламы города за 90 млн тенге

Редакция Factcheck.kz неоднократно писала о том, как акимат Алматы пытается улучшить имидж города за счёт рекламы в интернете, на телеканалах и даже популярных журналах. На всё это уходят сотни миллионов тенге, а результат — не очевиден. Однако особую любовь власти испытывают к организации пресс-туров для иностранных блогеров. 

Рассказываем, как уже известное нам Бюро по туризму Алматы в третий раз пытается привезти в город иностранных блогеров для саморекламы. 

Новый тендер — старые условия

12 апреля ведомство разместило объявление об организации пресс-тура для иностранных блогеров за 89 285 710 тенге. Приём заявок закончился спустя неделю и сейчас тендер находится в статусе их рассмотрения. Всего участвует трое потенциальных поставщиков. 

Всего в город хотят привезти 50 блогеров из ОАЭ, Саудовской Аравии, Турции, Катара, Великобритании, Германии, Франции, Италии, Испании, Сингапура, Южной Кореи, Испании, Китая и Малайзии. Они должны вести блоги на тему Travel, Food Blog или Lifestyle в Instagram, TikTok, YouTube или других популярных соцсетях. У каждого из блогеров должны быть не менее 300 000 подписчиков, а охваты просмотров — не менее 500 000. Статистика должна подтверждаться данными из личных аккаунтов. 

Пресс-тур будет разделён на четыре этапа, каждый из них будет проходить по четыре-пять дней. По задумке акимата, блогерам должны показать Алматы, как город четырёх сезонов. Первый тур пройдёт в конце марта (Наурыз), второй — в июне, третий — в сентябре (День города) и четвёртый — в первую декаду декабря (открытие горнолыжного сезона). 

Гостям проведут обзорную экскурсию по городу, свозят в музей казахских народных инструментов, в музей Алматы, Парк 28-ми Панфиловцев, на «Кок-Тобе», Зеленый базар, Чарынский каньон, высокогорный каток «Медеу», горный курорт «Шымбулак», Кольсайские озера, озеро Каинды, мечети, соборы и прочие достопримечательности. 

Также для каждого из блогеров организуют перелёт в обе стороны эконом классом, доставят из аэропорта в четырёх или пятизвёздочный отель в центре Алматы (в прошлый раз часть из них разместили в отеле Rixos), обеспечат личным транспортом, трёхразовым питанием, переводчиком, а также приставят к ним профессиональных фотографов и мобилографов для съёмки контента. Помимо этого, им вручат памятные подарки и гонорар по 1000 долларов (около 450 тыс. тенге) на человека. 

По итогам тура, блогеры должны выложить в своих аккаунтах не менее трёх видео в формате Reels, а также не менее 15 Stories для Instagram и TikTok-аккаунтов. В случае, если блогер работает на YouTube, необходимо опубликовать одно большое видео о городе и не менее 5 видео в формате Shorts. Блогеры из Китая должны разместить не менее 5 полноформатных постов в Weibo и около 15 видео в формате Stories. 

Если от прочитанного у вас возникло ощущение дежавю, то это неслучайно, поскольку в этом году акимат уже проводил точной такой же тендер, но попытка не удалась.

Три приглашения за полгода

Бюро по туризму размещало идентичное объявление на портале госзакупок 8 февраля. В подробностях о нём мы рассказывали в отдельном материале от 29 февраля. Там речь также шла об организации пресс-тура для 50 иностранных блогеров за 89 285 710 тенге. Интересно, что организатором обоих тендеров выступало не Бюро по туризму, а Управление государственных активов Алматы. Зачастую ведомства публикуют объявления таким способом, чтобы сложнее было отследить реального заказчика.

Приём заявок по старому объявлению продлился до 26 марта. За это время желание участвовать изъявили только два поставщика, поэтому госзакупка была признана несостоявшейся. Однако в этот раз акимату, вероятнее всего, удастся привезти блогеров в город, так как на новое объявление откликнулось уже три компании. 

К слову, во введении мы не случайно упомянули о любви властей к мнению иностранных блогеров. Дело в том, что это уже третий раз за последние шесть месяцев, когда Бюро по туризму организовывает пресс-тур для иностранцев.

Впервые Бюро по туризму организовало привоз иностранных блогеров в конце 2023 года. Соответствующее объявление появилось на сайте госзакупок в ноябре. Правда тогда условия были немного другие. Акимат выделял 60 млн тенге на организацию поездки для 30 иностранных блогеров, а сам пресс-тур продолжался от трёх до пяти дней. Кроме того, не было информации о гонорарах для приезжих иностранцев.

После этого 22 февраля 2024 года на портале госзакупок появилось похожее объявление, речь шла о встрече и приёме лидеров общественного мнения. На это планировали потратить 42 650 000 тенге. Организатором также выступило Бюро по туризму Алматы. 

Согласно техспецификации, под термином «лидеры общественного мнения» подразумевались блогеры, музыканты, певцы, артисты и прочие медийные личности из ближнего и дальнего зарубежья. Ведомство намеревалось привезти не менее 50 селебрити. Для них организуют трансфер премиального класса, оплатят номера в четырёх- и пятизвёздочных отелях, а также трёхразовое питание и экскурсионные туры с гидами. Всего «лидеры общественного мнения» пробудут в Алматы 150 дней. По окончанию каждому из них вручат подарочные боксы в национальном стиле.

Таким образом на счету Бюро по туризму уже две состоявшиеся госзакупки по привозу иностранных блогеров для рекламы Алматы и одна неудачная. В случае последней, судя по всему, ведомство всё же решило не сдаваться и организовать третий удачный пресс-тур. 

Сомнительные траты

Как мы уже не раз отмечали ранее, траты на продвижение туристского имиджа — одна из самых неоднозначных статей расходов госбюджета, эффективность которой сложно измерить. Статистика госорганов из года в год рапортует о росте турпотока, однако неизвестно, насколько этому способствует реклама блогерами, другими словами, насколько окупаются потраченные деньги.

Лидером по неоднозначным туристическим тендерам остаётся Алматы и Алматинская область. За неполный год местные власти потратили: больше 521 млн тенге на производство видеороликов и рекламы города на популярных туристских сайтах, 106,5 млн тенге на рекламу visitalmaty.kz в системах Google и Яндекс, больше 82 млн тенге для рекламы на телеканале BBC и так далее.

Отметим, что это только те тендеры, которым мы посвящали наши материалы. В действительности подобных госзакупок гораздо больше, а общая сумма затрат исчисляется миллиардами тенге.

Родился в городе Алматы. Окончил факультет журналистики в КазНУ им. Аль-Фараби. С 2017 года работал корреспондентом в нескольких казахстанских изданиях.

Factcheck.kz