Акимат Алматы вновь планирует привезти зарубежных блогеров для рекламы города, но уже за 90 млн тенге

В прошлом году мы рассказывали, как акимат Алматы потратил 60 млн тенге из бюджетных средств на организацию пресс-тура для зарубежных блогеров. Тогда власти планировали привезти в город 30 блогеров из 13 стран мира. По заказу чиновников, они должны были публиковать хвалебные отзывы о городе в соцсетях.

Этот тендер вызвал много споров внутри общественности о целесообразности такого расходования государственных средств. Однако на этом в акимате не остановились, поскольку мы нашли аналогичный тендер на 2024 год. Рассказываем, сколько денег вновь потратят на зарубежных блогеров.

1000 долларов на человека и пятизвёздочные отели

8 февраля Бюро по туризму Алматы опубликовало объявление на закупку услуг по организации пресс-туров для иностранных блогеров. На эти цели подведомство акимата планирует потратить 89 285 710 тенге. На момент написания материала тендер ещё не разыгран. Он находится в статусе приема заявок, который завершится 2 марта.

Всего ведомство планирует привезти в город 50 блогеров из ОАЭ, Саудовской Аравии, Турции, Катара, Великобритании, Германии, Франции, Италии, Испании, Сингапура, Южной Кореи, Испании, Китая и Малайзии. Согласно требованиям, гости должны вести блоги на тему Travel, Food Blog или Lifestyle в Instagram, TikTok, Weibo или других популярных соцсетях. Отмечается, что у каждого из блогеров должны быть не менее 300 000 подписчиков, а охваты просмотров должны быть не менее 500 000. Статистика должна подтверждаться данными из личных кабинетов в соцсетях. 

Пресс-тур будет разделён на четыре этапа, каждый из них будет проходить по четыре-пять дней. По задумке акимата, блогерам должны показать Алматы, как город четырёх сезонов. Первый тур пройдет в конце марта, второй — в июне, третий — в сентябре и четвертый — в первую декаду декабря. 

За это время гостям проведут обзорную экскурсию по городу, свозят в музей казахских народных инструментов, в музей Алматы, Парк 28-ми Панфиловцев, на «Кок-Тобе», Зеленый базар, Чарынский каньон, высокогорный каток «Медеу», горный курорт «Шымбулак», Кольсайские озера, озеро Каинды, мечети, соборы и прочие достопримечательности. 

Для каждого из блогеров организуют перелёт в обе стороны эконом классом, доставят из аэропорта в четырёх или пятизвёздочный отель в центре Алматы, обеспечат личным транспортом, трёхразовым питанием, переводчиком, а также приставят к ним профессиональных фотографов и мобилографов для съёмки контента. Помимо этого, им вручат памятные подарки и выплатят гонорар по 1000 долларов (около 450 тыс. тенге) на человека.

По итогам тура, блогеры должны выложить в своих аккаунтах не менее трёх видео в формате Reels, а также не менее 15 Stories для Instagram и TikTok-аккаунтов. В случае, если блогер работает на YouTube, необходимо опубликовать одно большое видео о городе и не менее 5 видео в формате Shorts. Блогеры из Китая должны разместить не менее 5 полноформатных постов в Weibo и около 15 видео в формате Stories. 

К сожалению, список блогеров Бюро по туризму не опубликовало, так как это необходимо согласовывать с заказчиком.

Что изменилось за год

Это далеко не первый случай, когда власти Алматы планируют повысить узнаваемость города за счет хвалебных постов от зарубежных блогеров. В октябре 2023 года то же Бюро по туризму уже проводило аналогичный тендер, но за год ситуация немного изменилась.

Во-первых, в прошлом году на организацию пресс-тура акимат выделил 60 млн тенге. В этом году сумма выросла почти на 30 млн тенге. Во-вторых, ранее власти привозили в город 30 блогеров, а в этот раз их количество увеличилось на 20 человек. Такое увеличение объемов можно назвать неоднозначной инициативой, учитывая, что предыдущий опыт сложно оценить как успешный. В-третьих, в прошлогоднем тендере сотрудники Бюро по туризму не уточняли гонорары блогеров, а теперь они известны. 

В остальном требования практически не изменились. Власти Алматы планируют привезти блогеров из тех же стран, что и в прошлом году, и покажут им те же достопримечательности, что и прошлогодним гостям. Прежними остались даже требования по количеству подписчиков у блогеров и объёмы охватов аудитории.

Проблемы подобных тендеров

Как мы уже писали ранее, проблема подобных закупок заключается в том, что невозможно проверить, насколько такие траты способствуют росту турпотока в страну, и насколько они окупаются за счет рекламы со стороны иностранных блогеров. Государство практически не предоставляет статистики по этим вопросам, тем не менее траты на «продвижение туристского продукта» из года в год только растут. 

Кроме того, в прошлом году казахстанцам было сложно узнать, какие именно блогеры рекламировали Алматы и какой контент выкладывали. Журналисты ProTenge больше двух месяцев просили акимат предоставить списки людей, которые должны были размещать хвалебные посты про город. В результате список всё-таки предоставили, но к тому моменту все блогеры уже уехали из страны.

Учитывая, что Бюро по туризму вновь не разместило списки предварительно, вероятнее всего, журналистам снова придется «штурмовать» акимат запросами, чтобы узнать имена тех, кто будет рекламировать Алматы.

Информация эта важна, поскольку городские власти ранее уже были замечены в небрежном отношении к подбору зарубежных промоутеров. К примеру, в 2021 году, когда акимат потратил на привоз блогеров больше 20 млн тенге, журналисты выяснили, что некоторые гости не опубликовали ни одного поста после поездки, а у половины 90% аудитории были «мёртвыми» — числились в подписчиках, но никак не реагировали на публикации.

Кроме того, некоторые из блогеров рассказали о сложностях работы с акиматом. Например, приглашенная алматинскими властями Серафима Лаптева отказалась от поездки из-за «непрофессионального отношения организаторов», а два приглашённых блогера из Катара сами оплатили себе перелёт. По их словам, билеты были куплены за счёт катарских авиалиний, а казахстанская сторона в этом не участвовала. 

Родился в городе Алматы. Окончил факультет журналистики в КазНУ им. Аль-Фараби. С 2017 года работал корреспондентом в нескольких казахстанских изданиях.

Factcheck.kz