Акимат Алматы хочет потратить 60 млн тенге на хвалебные посты от зарубежных блогеров 

Ежегодно акимат Алматы тратит крупные суммы из бюджета на продвижение туристского имиджа города. Зачастую деньги расходуются на рекламу в иностранных СМИ или проведение выставок за рубежом. Другая неоднозначная статья расходов, вызывающая массу вопросов — привоз иностранных блогеров ради хвалебных отзывов о городе в соцсетях.

Редакция Factcheck.kz рассказывает об одном из таких тендеров.

Сколько и за что заплатят иностранным блогерам

24 октября подведомство Управления туризма города Алматы — Бюро по туризму Алматы — опубликовало объявление на организацию пресс-тура для зарубежных блогеров. Акимат планирует потратить на это мероприятие 60 млн тенге. На данный момент поставщик ещё не выбран, приём заявок заканчивается 1 ноября.

Согласно техспецификации, власти планируют привезти 30 блогеров из ОАЭ, Саудовской Аравии, Катара, Великобритании, Германии, франции, Италии, Израиля, Турции, Сингапура, Южной Кореи, Испании и Китая. У каждого из них должно быть не менее 300 тысяч подписчиков, а охват — не менее 500 000 пользователей.

Уточняется, что акимат оплатит авиабилеты эконом-класса в оба конца для всех приглашённых гостей. Также для них будет организовано проживание в пяти- и четырёхзвёздочных отелях, бесплатное трёхразовое питание, ежедневный запас воды и памятные подарки по окончанию тура.

Сам пресс-тур продлится от трёх до пяти дней в зависимости от желания заказчика и будет включать в себя: обзорную экскурсию по Алматы, посещение Музея казахских народных инструментов, Музея Алматы, парка 28-ми Панфиловцев, парк «Кок Тобе», Зелёного базара, Соколиного питомника «Сункар», этно-аула «Гунны» или «Номад», горного курорта «Лесная сказка», Чарынского каньона, катка Медеу, курорта Шымбулак и Кольсайских озёр. Также для гостей проведут мастер-класс по приготовлению блюд казахской национальной кухни и посещение мастерской ремесленников.

По окончанию тура каждый блогер должен выложить в свой основной аккаунт не менее трёх хвалебных фото, reels или видеороликов, а также не менее 10 видео в формате Stories для Instagram или TikTok. В случае, если блогер публикует отснятые материалы на YouTube, он должен опубликовать не менее одного видео в классическом формате хронометражем около двух минут и три видео в формате Shorts.

К сожалению, список блогеров, которых планируют пригласить в Казахстан не был опубликован, поскольку он будет согласовываться персонально с заказчиком. 

Примечательно, что это не первая попытка привезти в Алматы иностранных блогеров в этом году. В конце сентября Бюро по развитию туризма пыталось провести аналогичный тендер на 60 млн, однако закупка не состоялась из-за отсутствия поданных заявок. 

Проблемы с блогерами в 2021 году

В 2021 году Бюро по туризму заключило контракт на 20 400 000 тенге с ТОО «GLOBAL AIR», чтобы организовать пятидневный пресс-тур для 20 блогеров из Грузии, Армении, Беларуси, России, Украины, Турции, ОАЭ и Гонконга. Изначально планировали потратить 28 560 000 тенге, но позднее сумма снизилась.

В техспецификации говорилось, что блогеров также расселят в четырёх- и пятизвёздочных отелях, организуют им трёхразовое питание, оплатят перелёт и проведут экскурсии по достопримечательностям Алматы. Список мест для посещения практически идентичен с тендером за 2023 год. Разница лишь в том, что два года назад приглашённые гости дополнительно посетили Виноградники Arba Wine и провели фотосессию в национальных костюмах.

Этот пресс-тур запомнился несколькими интересными моментами. После его окончания журналисты ProTenge выяснили, что акимат включил в список приглашённых не только зарубежных блогеров, но и почётного консула Казахстана в Румынии Корину Мартин, а также генерального менеджера Turkish Airlines в Румынии Али Ормаган Отлака. Помимо этого обнаружилось, что некоторые гости не опубликовали ни одного поста после посещения Алматы, а у половины из них 90% аудитории были «мёртвые» — числились в подписчиках, но никак не реагировали на публикации.

Кроме того, некоторые из блогеров рассказали о сложностях работы с акиматом. Например, приглашенная алматинскими властями Серафима Лаптева отказалась от поездки из-за «непрофессионального отношения организаторов», а два приглашённых блогера из Катара сами оплатили себе перелёт. По их словам, билеты были куплены за счёт катарских авиалиний, а казахстанская сторона в этом не участвовала. 

Журналисты ProTenge тогда задались вопросами: как так получилось, что в список были включены люди, которые отказались приезжать, и почему некоторые из них сами оплачивали себе перелёт?

Есть ли в этом смысл? 

Мы неоднократно рассказывали о колоссальных тратах госбюджета как на развитие внешнего туризма, так и на поддержание внутреннего. Однако с уверенностью можно сказать, что лидером по неоднозначным туристическим тендерам остаётся акимат Алматы. 

Недавно городское Управление туризма гордо отрапортовало о том, что за первую половину 2023 года число иностранцев, приезжающих в Алматы, выросло на 72,6% до 261,6 тысяч человек. По данным властей, наблюдается рост потока туристов из ОАЭ, Катара, Кувейта, Ирана, Индии, Южной Кореи, Великобритании и Германии. При этом проверить достоверность информации сложно, так как никакой альтернативной статистики не существует, а в Бюро национальной статистики предоставлены данные о туризме только в масштабе страны.

Параллельно с этим редакция Factcheck.kz выяснила, что это же ведомство в 2022 году потратило около миллиона долларов на деловые поездки своих сотрудников в 27 городов мира. По официальным данным, чиновники Управления туризма «проводили презентации туристского потенциала города Алматы».

Основная проблема заключается в том, что невозможно проверить действительно ли такие траты способствуют росту турпотока в страну и насколько они окупаются за счёт приезжающих иностранцев. Государство практически не предоставляет статистики по этим вопросам, тем не менее траты на «продвижение туристского продукта» из года в год только растут.

Родился в городе Алматы. Окончил факультет журналистики в КазНУ им. Аль-Фараби. С 2017 года работал корреспондентом в нескольких казахстанских изданиях.

Factcheck.kz