Ежегодно акимат Алматы тратит крупные суммы из бюджета на продвижение туристского имиджа города. Зачастую деньги расходуются на рекламу в иностранных СМИ или проведение выставок за рубежом. Другая неоднозначная статья расходов, вызывающая массу вопросов — привоз иностранных блогеров ради хвалебных отзывов о городе в соцсетях.
Редакция Factcheck.kz рассказывает об одном из таких тендеров.
Сколько и за что заплатят иностранным блогерам
24 октября подведомство Управления туризма города Алматы — Бюро по туризму Алматы — опубликовало объявление на организацию пресс-тура для зарубежных блогеров. Акимат планирует потратить на это мероприятие 60 млн тенге. На данный момент поставщик ещё не выбран, приём заявок заканчивается 1 ноября.
Согласно техспецификации, власти планируют привезти 30 блогеров из ОАЭ, Саудовской Аравии, Катара, Великобритании, Германии, франции, Италии, Израиля, Турции, Сингапура, Южной Кореи, Испании и Китая. У каждого из них должно быть не менее 300 тысяч подписчиков, а охват — не менее 500 000 пользователей.
Уточняется, что акимат оплатит авиабилеты эконом-класса в оба конца для всех приглашённых гостей. Также для них будет организовано проживание в пяти- и четырёхзвёздочных отелях, бесплатное трёхразовое питание, ежедневный запас воды и памятные подарки по окончанию тура.
Сам пресс-тур продлится от трёх до пяти дней в зависимости от желания заказчика и будет включать в себя: обзорную экскурсию по Алматы, посещение Музея казахских народных инструментов, Музея Алматы, парка 28-ми Панфиловцев, парк «Кок Тобе», Зелёного базара, Соколиного питомника «Сункар», этно-аула «Гунны» или «Номад», горного курорта «Лесная сказка», Чарынского каньона, катка Медеу, курорта Шымбулак и Кольсайских озёр. Также для гостей проведут мастер-класс по приготовлению блюд казахской национальной кухни и посещение мастерской ремесленников.
По окончанию тура каждый блогер должен выложить в свой основной аккаунт не менее трёх хвалебных фото, reels или видеороликов, а также не менее 10 видео в формате Stories для Instagram или TikTok. В случае, если блогер публикует отснятые материалы на YouTube, он должен опубликовать не менее одного видео в классическом формате хронометражем около двух минут и три видео в формате Shorts.
К сожалению, список блогеров, которых планируют пригласить в Казахстан не был опубликован, поскольку он будет согласовываться персонально с заказчиком.
Примечательно, что это не первая попытка привезти в Алматы иностранных блогеров в этом году. В конце сентября Бюро по развитию туризма пыталось провести аналогичный тендер на 60 млн, однако закупка не состоялась из-за отсутствия поданных заявок.
Проблемы с блогерами в 2021 году
В 2021 году Бюро по туризму заключило контракт на 20 400 000 тенге с ТОО «GLOBAL AIR», чтобы организовать пятидневный пресс-тур для 20 блогеров из Грузии, Армении, Беларуси, России, Украины, Турции, ОАЭ и Гонконга. Изначально планировали потратить 28 560 000 тенге, но позднее сумма снизилась.
В техспецификации говорилось, что блогеров также расселят в четырёх- и пятизвёздочных отелях, организуют им трёхразовое питание, оплатят перелёт и проведут экскурсии по достопримечательностям Алматы. Список мест для посещения практически идентичен с тендером за 2023 год. Разница лишь в том, что два года назад приглашённые гости дополнительно посетили Виноградники Arba Wine и провели фотосессию в национальных костюмах.
Этот пресс-тур запомнился несколькими интересными моментами. После его окончания журналисты ProTenge выяснили, что акимат включил в список приглашённых не только зарубежных блогеров, но и почётного консула Казахстана в Румынии Корину Мартин, а также генерального менеджера Turkish Airlines в Румынии Али Ормаган Отлака. Помимо этого обнаружилось, что некоторые гости не опубликовали ни одного поста после посещения Алматы, а у половины из них 90% аудитории были «мёртвые» — числились в подписчиках, но никак не реагировали на публикации.
Кроме того, некоторые из блогеров рассказали о сложностях работы с акиматом. Например, приглашенная алматинскими властями Серафима Лаптева отказалась от поездки из-за «непрофессионального отношения организаторов», а два приглашённых блогера из Катара сами оплатили себе перелёт. По их словам, билеты были куплены за счёт катарских авиалиний, а казахстанская сторона в этом не участвовала.
Журналисты ProTenge тогда задались вопросами: как так получилось, что в список были включены люди, которые отказались приезжать, и почему некоторые из них сами оплачивали себе перелёт?
Есть ли в этом смысл?
Мы неоднократно рассказывали о колоссальных тратах госбюджета как на развитие внешнего туризма, так и на поддержание внутреннего. Однако с уверенностью можно сказать, что лидером по неоднозначным туристическим тендерам остаётся акимат Алматы.
Недавно городское Управление туризма гордо отрапортовало о том, что за первую половину 2023 года число иностранцев, приезжающих в Алматы, выросло на 72,6% до 261,6 тысяч человек. По данным властей, наблюдается рост потока туристов из ОАЭ, Катара, Кувейта, Ирана, Индии, Южной Кореи, Великобритании и Германии. При этом проверить достоверность информации сложно, так как никакой альтернативной статистики не существует, а в Бюро национальной статистики предоставлены данные о туризме только в масштабе страны.
Параллельно с этим редакция Factcheck.kz выяснила, что это же ведомство в 2022 году потратило около миллиона долларов на деловые поездки своих сотрудников в 27 городов мира. По официальным данным, чиновники Управления туризма «проводили презентации туристского потенциала города Алматы».
Основная проблема заключается в том, что невозможно проверить действительно ли такие траты способствуют росту турпотока в страну и насколько они окупаются за счёт приезжающих иностранцев. Государство практически не предоставляет статистики по этим вопросам, тем не менее траты на «продвижение туристского продукта» из года в год только растут.