Вестник госзакупок | Сколько тратят на поддержание внутреннего туризма в Казахстане

Ранее редакция Factcheck.kz рассказывала, сколько денег тратят власти Казахстана на продвижение туристского имиджа страны за рубежом. Однако не стоит забывать, что в государстве существует и внутренний туризм, на поддержание образа которого также выделяют немалые средства. Поэтому мы решили выяснить, как в стране развивают внутренний туризм и сколько денег на это уходит.

Что не так с внутренним туризмом в РК 

Напомним, что за развитие туризма в Казахстане отвечает Министерство культуры и спорта. Согласно официальным отчётам ведомства, по итогам 2022 года в стране зафиксировали рекорд по числу внутренних туристов — 8,6 млн человек. Со слов чиновников, показатель превзошёл результат 2021 года на 1,7 млн человек. При этом Бюро национальной статистики показывает более скромную цифру — 6,4 млн человек в 2022 году.

По данным Первого кредитного бюро, в первом квартале 2023 года внутренний турпоток составил 1,3 млн человек. Это почти на 20% больше аналогичного периода в прошлом году. По словам авторов, такого количества туристов в январе-марте не наблюдалось около 10 лет. Однако в статистике отмечается, что большую роль в этом сыграла коронавирусная пандемия, так как путешествия были ограничены. 

Согласно прогнозам казахстанских чиновников, которые были озвучены на заседании правительства 26 мая, в этом году число казахстанцев, решивших отдохнуть внутри страны, может достигнуть 9 млн человек. При этом отмечались проблемы в сфере туризма, которые до сих тормозят развитие отрасли — низкое качество автомобильных дорог и недостаток авиарейсов в курортные зоны.

Это далеко не все недостатки внутреннего туризма в стране. Издание Inbussiness.kz писало, что и отдыхающие, и владельцы баз отдыха часто жалуются на отсутствие интернета и сотовой связи в туристических регионах страны. Также из недостатков упоминается низкое качество обслуживания в отелях и гостиницах, слабый уровень цифровизации туристских услуг, логистика и недостаток профессиональных кадров в этой сфере.

Примечательно, что на все эти нужды государство ежегодно выделяет крупные суммы из госбюджета, однако ситуация почти не меняется. Причём проблемы подмечают и сами представители власти. Один из самых показательных примеров имел место в октябре 2022 года, когда депутат Газиз Кулахметов раскритиковал нацкомпанию Kazakh Tourism за отсутствие уличных туалетов в Щучинско-Бурабайской и Зерендинской курортных зонах, ущельях Кольсай и Чарын и даже на алматинском «Шымбулаке». Представители нацкомпании, в свою очередь, проблемы не признавали, сообщив, что биотуалеты должны были устанавливать основные туристические агентства.

Kazakhstan.travel и миллионы на цифровизацию

Несмотря на многочисленную критику депутатов и самих отдыхающих на низкую цифровизацию туристских услуг, Kazakh Tourism ежегодно тратит миллионы тенге на поддержку и развитие национального туристского портала Kazakhstan.travel. На платформе публикуют подробную информацию о туристических маршрутах в стране, а также предлагают услуги отечественных гидов и туроператоров. Получается минкульт тратит выделенные ему деньги на рекламу своего же сайта. Только за апрель ведомство заключило с Kazakh Tourism пять договоров на развитие этого сервиса.

Самый крупный тендер обошёлся казне в 39,6 млн тенге на наполнение, модификацию и сопровождение портала Kazakhstan.travel. Согласно техспецификации, Kazakh Tourism должен обеспечить бесперебойную работу сайта путём администрирования ресурсов сервера, обновление программного обеспечения и резервного копирования всех данных. Также весь контент портала необходимо перевести на казахский, русский, английский, немецкий, французский, китайский, корейский и арабский языки, а также обеспечить не менее 450 тысяч посещений портала внутренними и зарубежными пользователями.

Еще 31,7 млн тенге в этом году Kazakh Tourism потратит на модификацию и сопровождение информационной системы «Туризм Онлайн» на базе сайта Kazakhstan.travel. За эти деньги, помимо технического сопровождения ресурса, поставщик обязан публиковать не менее пяти статей на казахском и русском языках в разделах «Новости» и «Проекты». Также специалисты должны разработать раздел «Паспорта туробъектов» и приобрести корпоративный аккаунт в ZOOM на 500 участников.

Ещё власти выделили 27,3 млн тенге на модификацию и сопровождение системы «Турстат» на сайте сервиса. Согласно требованиям, специалисты должны обеспечить доступ к статистическим данным туристской отрасли страны, составить «качественный портрет туриста», а также интегрировать систему с базами данных туроператоров. Дополнительно «Турстат» необходимо прорекламировать в соцсетях Instagram и Facebook и обеспечить не менее 35 тыс. посещений системы за год.

Ещё один тендер — контракт на сумму 20,2 млн тенге на создание реестра гидов и экскурсоводов в Казахстане. База данных должна включать подробную информацию о 50 сотрудниках туристской сферы. После создания сервиса его тоже должны прорекламировать в Instagram, Facebook, а всем зарегистрированным гидам вышлют бейджи со специальным qr-кодом, по которому любой желающий сможет перейти на их личную страницу в Kazakhstan.travel. 

Также государство выделит 12,9 млн тенге на модификацию модуля по подаче жалоб от туристов на сайте портала. Модификация заключается в том, что сотрудники сервиса должны получить не менее 500 жалоб от туристов, а затем обработать их. Ещё необходимо разместить на 50 туробъектах не менее 50 qr-кодов, ведущих на сервис по подаче жалоб. И, разумеется, обеспечить рекламу в соцсетях. 

Курсы и тренинги для персонала отелей

Стоит отметить и проблему с недостатком квалифицированных кадров в туристской отрасли Казахстана. Как оказалось, и на это выделяют немалые бюджеты. Например, в феврале минкульт заключил контракт с Kazakh Tourism на 36,5 млн тенге на развитие онлайн-академии внутреннего туризма для повышения компетенции сотрудников отрасли. 

Обучение в академии будет состоять из четырёх курсов, каждый из которых включает 20 модулей по развитию и продвижению туризма. Обучение будет проходить в формате видеоуроков на русском и казахском языках. Для съёмки обучающих курсов также будут привлекать квалифицированных спикеров. По итогу планируется привлечь не менее 1000 студентов через рекламу в соцсетях. 

Ещё 26,2 млн тенге планируют потратить на внедрение «знака качества» среди отелей, гостиниц и прочих субъектов бизнеса, предоставляющих услуги для туристов. Для этого специалисты сперва проведут осмотр объектов туризма на соответствие «знаку качества», а затем проведут тренинги по улучшению качества предоставляемых услуг. В техспецификации говорится, что необходимо привлечь не менее 25 объектов бизнеса и провести не менее трёх обучающих сессий в трёх регионах страны. 

Тренинги будут включать в себя серию лекций, рассказывающих о нацстандартнах по услугам размещения, питания и предоставлению туров для гостей. Вести их будут приглашенные спикеры на русском и казахском языках. По итогу участникам курсов будут выданы сертификаты, всего их распечатают 75 штук.

Туры для блогеров и реклама в СМИ

Однако больше всего власти вновь выделили на продвижение имиджа внутреннего туризма в медиа. В феврале Минкульт заключил контракт с Kazakh Tourism на 163,7 млн тенге для проведения туров для международных и казахстанских СМИ и блогеров.  

Тур пройдет по четырём регионам Казахстана. Участвовать в нём будут не менее 100 журналистов и блогеров. При этом перелёты, проезд, питание и проживание будут обеспечиваться за счёт государства. По итогу каждый из участников поездки должен разместить одну публикацию с впечатлениями о поездке и рекомендациями по туристическим маршрутам. Важный пункт — до размещения в медиа текст и визуальные материалы должны быть согласованы с заказчиком. 

Помимо этого, ещё 31,2 млн тенге будет потрачено на рекламу внутреннего туризма в казахстанских интернет-СМИ. Согласно техспецификации, материалы будут размещены на сайтах: Tengrinews.kz, Nur.kz, Inform.kz, Zakon.kz, Informburo.kz и Stan.kz. Тексты должны публиковаться на главной странице сайтов, объём каждого из них должен составлять не менее 1500 знаков. 

Аналогичные рекламные посты планируют опубликовать и в популярных пабликах в Instagram и Telegram. Объём публикаций остается таким же. Уточняется, что размещённая информация должна храниться в ленте не менее года. К сожалению, конкретные каналы и аккаунты, где будет размещена реклама, в спецификации не указали. 

Также рекламные материалы в качестве аудиороликов разместят и на радиостанциях, а именно — Love.fm и Orda.fm. Хронометраж рекламы должен составлять не менее 30 секунд, а выходить она должна в период с 07:00 до 09:00 утра и с 18:00 до 20:00 вечера. 

Важно отметить, что все перечисленные в этом материале тендеры были заключены путем прямого подписания договора. Почему это плохо — читайте здесь.

Родился в городе Алматы. Окончил факультет журналистики в КазНУ им. Аль-Фараби. С 2017 года работал корреспондентом в нескольких казахстанских изданиях.

Factcheck.kz