Акимат Астаны потратит 397 млн тенге на городские баннеры

В начале года редакция Factcheck.kz рассказывала, как акимат Петропавловска собирался потратить 83 млн тенге на установку городских баннеров, рассказывающих об успехах в работе правительства на благо граждан, и подвергала сомнению целесообразность такого использования госбюджета.

Недавно мы выяснили, что акимат Астаны тоже любит украшать город баннерами, но на гораздо большие суммы. Рассказываем, сколько тратят власти столицы на размещение рекламных конструкций, и для чего их устанавливают.

Пять контрактов на одну компанию

За 2024 год Управление внутренней политики Астаны успело заключить семь договоров на установку и размещение информации на рекламных конструкциях. Причем пять из них достались одной компании — ТОО «Modern Advertising Solutions». Примечательно, что по данным агрегатора Kompra.kz, предприятие существует уже больше пяти лет, однако до 2024 года никогда не участвовало в госзакупках.  

Интересно ещё и то, как заключались контракты. Первый из них был подписан 14 марта на сумму 50 800 000 тенге. За эти деньги по городу должны установить множество рекламных баннеров, приуроченных к пятым Всемирным играм кочевников, которые пройдут с 8 по 14 сентября. Согласно техспецификации, поставщик обязан разместить 250 баннеров на автобусные остановки, 50 на кузовы автобусов, 10 внутри аэропорта и вокзалов и ещё одну видеорекламу, которая будет транслироваться на четырёх медиафасадах города. 

Второй контракт был заключен в тот же день, но уже на сумму 60 715 000 тенге. Этот тендер также посвящён Всемирным играм кочевников. По договору, поставщик должен установить рекламные материалы на шести брендмауэрах, на рекламно-информационных панелях (РИП) в количестве 300 штук, а также видеорекламу на 13 уличных светодиодных экранах, расположенных вдоль центральных проспектов. 

Остальные три контракта с этой компанией тоже были заключены в один день — 4 апреля. Эти договоры приурочены к национальным праздникам, памятным событиям и историческим датам. Однако, какие именно даты подразумеваются — не уточняется.

Самый крупный из них — договор на 62 250 000 тенге. По документам поставщик обязан установить 600 рекламных материалов на городских РИПах и 15 объявлений на билбордах. Контракт будет действовать в течение года.

Следующий тендер, который выиграл «Modern Advertising Solutions» — договор на 55 967 000 тенге. За эти деньги компания должна разместить социальную рекламу на 10 информационных панелях в аэропорту и вокзалах, а также украсить 47 светодиодных экранов, расположенных в разных частях города. Что за социальная реклама должны быть показана — неизвестно. Указано только, что весь контент должен быть согласован с заказчиком. 

Последний договор был заключен на сумму в 50 396 000 тенге. В нём также речь идёт о социальной рекламе. В этот раз поставщик должен украсить 40 рекламно-информационных панелей, 10 инфопанелей в аэропорту и вокзалах, а также 17 светодиодных экранов на дорогах.  

Таким образом получается, что компания, которая ранее никогда не участвовала в госзакупах выиграла пять тендеров на общую сумму в 280 128 000 тенге.

Однако ТОО «Modern Advertising Solutions» — не единственная организация, которая получала контракты по рекламе. Более того, самый крупный договор достался не ей, а Общественному фонду «Международный Центр “Жария”». Управление внутренней политики Астаны выделило ему 63 202 500 тенге на установке тематических материалов на рекламных конструкциях. 

Этот тендер также приурочен к пятым Всемирным играм кочевников. Согласно техспецификации, поставщику надо разместить постеры на шесть билбордов, 70 постеров на лайтбоксы и скроллеры, а также обеспечить показ рекламных видео на 46 уличных светодиодных экранах и ста мониторах, расположенных внутри нежилых зданий. 

Ещё один рекламный контракт получило ТОО «СИГНУМ ТРЕЙД». За 54 210 000 тенге поставщик должен украсить 300 рекламно-информационных панелей, 600 автобусных остановок и 150 городских пилонов. В этом случае также не уточняется, какие материалы планирует устанавливать акимат по городу.

Получается, всего городские власти потратят 397 540 500 тенге на установку рекламных баннеров и билбордов. Пока акимат не оплатил поставщикам их услуги.

Что было раньше

Акимат столицы и в прежние годы выделял немалые суммы на оформление городских билбордов, но в этом году траты значительно выросли. К примеру, в 2023 году власти Астаны заключили четыре контракта на размещение рекламы. Общая сумма договоров составила 230 602 677 тенге.

Причем три из них достались ТОО «NEW LEVEL»: первый на 68 116 071 тенге, второй57 477 678 тенге и третий40 283 928 тенге. Ещё один контракт был заключен с уже знакомым нам ТОО «СИГНУМ ТРЕЙД» на 64 725 000 тенге. 

В 2022 году было заключено всего два контракта на общую сумму в 139 014 285 тенге. Первый на сумму в 75 800 000 тенге достался ТОО «EMAAR Project», а второй за 63 214 285 тенге — «NEW LEVEL». 

В 2021 году также было заключено всего два контракта на 167 292 857 тенге. Один достался ТОО «NEW LEVEL» за 97 142 857 тенге, а второй – «СИГНУМ ТРЕЙД» за 70 150 000 тенге, однако по факту акимат уплатил компании только 40 367 949 тенге из этой суммы. Если учитывать это, то итоговая сумма договоров сокращается до 137 510 806 тенге.

В 2020 году акимат заключил всего один контракт на размещение рекламы с «СИГНУМ ТРЕЙД», но сразу за 223 214 285 тенге.

Итог

В 2024 году акимат Астаны не только потратил рекордную за пять лет сумму на размещение рекламы в городе, но и превысил бюджет двух предыдущих лет. В 2023 и 2022 году затраты в общей сложности обошлись в 369 616 962 тенге, это на 27 923 538 тенге меньше, чем в этом.

Значительная часть расходов, около 175 млн, идёт на рекламу Всемирных игр кочевников. Здесь стоит напомнить, что на днях президент Касым-Жомарт Токаев распорядился сократить бюджет мероприятия из-за сложной паводковой ситуации в стране. Коснётся ли это расходов на рекламу – пока неизвестно.

Помимо этого, возникают вопросы о договорах, в которых не прописано, какую именно рекламу планируется размещать.

Родился в городе Алматы. Окончил факультет журналистики в КазНУ им. Аль-Фараби. С 2017 года работал корреспондентом в нескольких казахстанских изданиях.

Factcheck.kz