Как Министерство культуры и информации продвигает госполитику среди молодёжи за 213 млн тенге

Анализируя сайт государственных закупок, редакция Factcheck.kz наткнулась на два довольно интересных тендера от Министерства культуры и информации о продвижении государственной политики среди казахстанской молодёжи. Мы решили изучить их и рассказать читателям, сколько бюджетных средств тратит ведомство, чтобы растолковать молодым людям курс политического развития страны, и каким образом оно это делает.

182 млн тенге на исследования и контент

В 2024 году Министерство культуры и информации напрямую заключило два крупных контракта с Научно-исследовательским центром «Молодёжь», который, судя по описанию на сайте, «проводит глубинные исследования в сфере молодёжи и молодёжной политики».

Первый контракт на 182 429 464 тенге на покупку услуг по обеспечению реализации государственной молодежной политики был заключен 21 февраля. Договор будет действовать до конца текущего года.

Одна из задач за эти деньги — составление Национального доклада «Молодёжь Казахстана». Он, к слову, выпускается каждый год и считается довольно объёмной базой данных о социально-экономическом положении молодых казахстанцев. Согласно требованиям, общий объём исследования должен составить 360 страниц. Публиковать его будут на казахском, русском и английском языках. Для создания работы поставщик должен привлечь пять отечественных экспертов с учёными степенями, составить 70 инфографик и по итогу написать отчёт объёмом не менее 40 страниц в двух экземплярах.

Помимо этого, сотрудники центра должны провести два массовых социологических опроса. Первый — по изучению социально-экономического положения и самочувствия молодёжи, второй — по выяснению причин миграции среди молодых людей. В обоих опросах должно участвовать по 2000 респондентов. 

Ещё заказчик обязал поставщиков организовать шесть семинаров тренингов и одну конференцию, на которых будут обсуждаться вопросы трудоустройства молодежи, а также реализацию и продвижение государственной политики среди казахстанцев. Дополнительно необходимо обслуживать официальный сайт центра, а именно — наполнять его контентом и регулярно обновлять информацию.

Центр уделяет большое внимание продвижению государственной пропаганды среди молодёжи. Например, на сайте публикуются новости про президента Касым-Жомарта Токаева: какие советы глава государства давал молодёжи Казахстана, как реализовалась его предвыборная кампания на последних внеочередных президентских выборах, а также почему, по его мнению, интернет оказывает негативное влияние на воспитание молодёжи.

Также на портале публикуют отчётные встречи министров со студентами, информацию о конференциях и форумах, на которых обсуждаются вопросы патриотического воспитания молодёжи и разъясняют задачи внутренней политики в разных регионах Казахстана. Зачастую на сайте размещают и не связанные с политикой новости, например, об открытии нового моста в Астане или праздновании Международного дня вегетарианца.

30 млн на продвижение молодёжной госполитики в соцсетях

Отдельно Минкульт заключил ещё один контракт с научным центром на 30 896 428 тенге для реализации проекта Jastar Live, направленный на информационное сопровождение молодёжной госполитики в социальных сетях. Договор был подписан 29 февраля и тоже проходил без открытого конкурса. Согласно техспецификации, поставщик должен разработать логотип проекта, а также составить контент-план на год и продвигать материалы портала в СМИ и соцсетях.

В подробностях уточняется, что сотрудники центра должны публиковать на портале не менее 30 информационных материалов в месяц, записать двадцать видеороликов (имиджевых, социальных и презентационных) для размещения в соцсетях, а также выпустить десять подкастов, в которых примут участие блогеры, депутаты, предприниматели и прочие «лидеры общественного мнения». Дополнительно необходимо подготовить 15 материалов для публикации в интернет-СМИ и на телеканалах. 

По плану заказчика, публикация и продвижение контента должна увеличить показатель посещаемости аккаунтов НИЦ на 5% по сравнению с прошлым годом, а также привлечь не менее 200 пользователей в телеграм-бот Gov2Jastar. По итогу работы поставщик должен предоставить отчёт объёмом 100 страниц в трёх экземплярах.

Несмотря на внушительное финансирование трудно сказать, что центру удаётся эффективно продвигать политику государства в Сети. Об этом можно судить по просмотрам материалов на официальном сайте и соцсетях.

Больше всего просмотров собирают национальные доклады о молодёжи и социальные исследования, однако они выходят нечасто. Доклады набирают по несколько тысяч просмотров и публикуются раз в год, исследования — чуть больше двух тысяч просмотров и выходят в среднем два раза в месяц. На новостях счётчик просмотров отключен. 

Однако больше вопросов вызывают аккаунты организации в соцсетях. К примеру, в Instagram у проекта 10,5 тысяч подписчиков, но количество лайков доходит максимум до 29, а комментарии под постами отсутствуют. Аналогичная ситуация и в Facebook — у аккаунта 839 подписчиков, но под постами практически нет ни лайков, ни комментариев. Наиболее честная картина складывается в YouTube — там 166 подписчиков, а в среднем видео набирают несколько десятков просмотров. Для объективности три самых популярных видео на канале набрали 26 тысяч, 1,8 тысяч и 665 просмотров.

Из всего этого можно предположить, что центр накрутил количество подписчиков в соцсетях, чтобы создать имитацию развития и продвижения контента, но на деле этого не происходит.

Родился в городе Алматы. Окончил факультет журналистики в КазНУ им. Аль-Фараби. С 2017 года работал корреспондентом в нескольких казахстанских изданиях.

Factcheck.kz