Вестник госзакупок | 82 млн тенге за 30-секундную рекламу Алматинской области на BBC

Недавно на портале госзакупок редакция Factcheck.kz обнаружила разыгранный конкурс от акимата Алматинской области на съёмку рекламного ролика о туристическом потенциале региона для дальнейшей трансляции на британском телеканале BBC. Власти надеются таким способом увеличить приток иностранных туристов.

Рассказываем, сколько стоила реклама Алматинской области для международного телеканала, как она выглядит, и как правительство уже не первый год пытается продвинуть Казахстан с помощью BBC.

30 секунд за 82 миллиона

Объявление о «продвижении туристского продукта Алматинской области на международном телеканале BBC» опубликовал 17 февраля Туристский информационный центр Алматинской области. Это подведомство областного акимата. Об этом указывается на официальном сайте Управления туризма региона. 

На портале самого информационного центра размещена информация о главных туристических достопримечательностях Алматинской области и Жетысу, а также краткая историческая справка о регионе. Примечательно, что для перехода в любой из разделов на сайте, посетителю обязательно нужно зарегистрироваться, иначе узнать ничего не получится. 

По данным портала госзакупок, на съёмку и продвижение рекламного ролика планировали потратить 82 561 607 тенге, но после заключения договора сумма снизилась до 82 млн тенге. Победителем конкурса была выбрана астанинская компания «ОТА».

Согласно техспецификации, видеоролик, озвученный на английском языке, должен был отражать развитие сферы туризма в области и демонстрировать главные «туристские продукты» региона. Хронометраж видео — не менее 30 секунд, его должны были показать в эфире 110 раз. Трансляция проходила с 1 по 31 мая 2023 года на телеканале BBC World News в странах Европы, Ближнего Востока и Центральной Азии. Параллельно на информационном портале bbc.com в течение месяца планировалось публиковать рекламный баннер, который должен был собрать не менее 400 000 просмотров.

Само рекламное видео об Алматинской области уже в начале июня выложил на своем YouTube-канале глава коммерческого представительства в BBC Worldwide Сергей Становкин. 30-секундный ролик действительно в основном показывает пейзажи Алматинской области и «туристские продукты»: Чарынский каньон, озеро Каинды, Капчагайское водохранилище и так далее.

И Туркестанская область тоже

Интересно, что акимат Алматинской области не единственное ведомство, которое решило привлечь внимание иностранных туристов за счёт рекламы на зарубежном телеканале. Журналисты Protenge выяснили, что в июне 2023 года Управление туризма Туркестанской области тоже приобрело рекламу на британском канале BBC, но за 63,4 млн тенге. 

За эту сумму на канале BBC World News в Европе, Ближнем Востоке и Центральной Азии должны в течении двух недель показывать видеоролик про Туркестанскую область. Количество показов — не менее 50. В то же время на сайте BBC должен на месяц появиться рекламный баннер, который покажут 300 000 раз. Победителем конкурса стал Туристский информационный центр «Open Turkistan». Поставщику также уже выплатили полную сумму. 

Заказанный рекламный ролик, как и предыдущий об Алматинской области, не планировали выкладывать в открытый доступ до начала трансляции на BBC. Однако Protenge удалось получить видео, отправив запрос в акимат. 

«Согласитесь, работа хорошая и ролик красивый, не поспоришь! Но сделали его и показали на международном канале, чтобы “достичь показателей развития туризма”. И тут у нас возник вопрос: как думаете, достигли ли в Управлении туризма того эффекта, которого хотели?”», — заключили авторы.

Мы в Factcheck.kz задаёмся тем же вопросом, когда смотрим рекламный ролик об Алматинской области.

Продолжительное сотрудничество с BBC

Отметим, что это далеко не первый случай, когда Казахстан рекламируют на британском телеканале. Можно даже сказать, что у властей очень давние коммерческие отношения с BBC. 

Впервые рекламный ролик про Казахстан показали на BBC World News в июле 2016 года. Большую часть 30-секундной записи демонстрировали горные ландшафты Алматы и зимние виды спорта. «Алматы — город, который обладает всеми качествами гор, рядом с которыми расположен город — приехав в него первый раз, испытываешь постоянное желание возвращаться в него снова и снова», — писал в Facebook Сергей Становкин. 

Примечательно, что самим алматинцам рекламный ролик не понравился. Пользователи соцсетей негативно отзывались о качестве съемки, а также посчитали, что видео почти ничего толком не рассказывает о городе. 

В том же 2016 году казахстанские власти заказали у BBC ещё два видео. Они были сняты в преддверии Зимней Универсиады 2017 года, которая прошла в Алматы и международной выставки ЭКСПО-2017, состоявшейся в Астане. 

Вторую рекламу показали на BBC World News в сентябре 2016 года. В нем также рассказывалось об Алматы. В образе города предстала девушка в национальном костюме. «Я Алматы. Я это горы, соприкасающиеся с небом. Место, где начинается путешествие и мечты становятся реальностью, где проходят караваны и сердца бьются быстрее. Алматы — 1000 лет, но история продолжается», — говорится в видео. 

Третий видеоролик хронометражем почти в две минуты был показан в эфире британского телеканала через два месяца. В этот раз авторы выбрали необычный подход и попытались показать достопримечательности Казахстана глазами географа 19 века Томаса Аткинсона и его жены Люси Аткинсон. «Мы очень надеемся, что после просмотра этого мини-фильма как минимум 444 миллиона человек в мире увидят и заинтересуются этой удивительной страной не меньше, чем Томас и Люси Аткинсоны полтора века назад», — комментировал Становкин. 

К сожалению, нам не удалось найти точную сумму, потраченную на эту рекламную кампанию из госбюджета. В октябре 2017 года Министерство культуры и спорта озвучило цифру 124 млн тенге. Также государство планировало запустить в производство ещё несколько видеороликов для показа на британском телеканале. 

В 2017 году вышло ещё одно двухминутное рекламное видео об Алматы, а также рекламная кампания под названием «Легенды Казахстана». Серия роликов была посвящена сакральным местам Казахстана: мавзолею Айша-Биби, мавзолею Ходжа Ахмета Яссауи и истории «Золотого человека».

Спустя год национальная компания Kazakh Tourism представила новую рекламу о живописных местах Казахстана, которую транслировали на телеканалах Euronews и BBC для привлечения иностранных туристов. В минкульте сообщили, что бюджет видеоролика составил треть миллиона долларов. За эти деньги запись должны были показывать 238 раз по три раза в день, включая прайм-тайм. Трансляция должна была осуществляться в 160 странах мира. 

В июле 2019 года эпопея с рекламными видео продолжилась и мининформ совместно с BBC сняли еще один ролик к Дню столицы под названием «Восход солнца в Нур-Султане». Его продолжительность составила 30 секунд. Параллельно Kazakh Tourism опубликовал видеоролик под названием «Epicstan», который планировали транслировать на телеканалах CNBC и РБК. Его производство обошлось казне в 10 млн тенге, а длина составила 2 минуты 39 секунд. 

При всём многообразии рекламных заказов стоит упомянуть, что самая успешная рекламная кампания Казахстана в зарубежных медиа состоялась в 2020 году. Тогда Kazakh Tourism выпустил ролик, в котором слоганом стала фирменная фраза выдуманного казахского журналиста Бората Сагдиева «Very Nice». В результате о необычном рекламном ходе написали крупнейшие западные СМИ, например, New York Times, The Guardian и, разумеется, BBC. Видео привлекло такой ажиотаж из-за того, что в 2006 году казахстанские власти запретили показ фильма «Борат». 

Неизвестно сколько точно денег потратили на производство этого видео. Однако в министерстве культуры и спорта говорили, что в 2020 году на производство двух имиджевых роликов выделили 11,4 млн тенге, а на съемку еще 10 видео о туристском потенциале — 117,7 млн тенге. 

Родился в городе Алматы. Окончил факультет журналистики в КазНУ им. Аль-Фараби. С 2017 года работал корреспондентом в нескольких казахстанских изданиях.

Factcheck.kz