Акимат Алматы потратил более 321 млн тенге на рекламу города в интернете 

27 октября редакция Factcheck.kz рассказывала, что подведомство акимата Алматы, Бюро по туризму, планирует потратить 60 млн тенге на привоз в город иностранных блогеров. Чиновники надеются, что хвалебные посты от людей с большой интернет-аудиторией поспособствуют привлечению иностранных туристов.

Однако это не единственная крупная трата акимата за этот год. Оказалось, что помимо блогеров, городские власти выделяют крупные суммы на рекламу Алматы в интернете. В данном материале рассказываем, сколько это стоит, и на что уходят бюджетные деньги.

Реклама для иностранцев

На портале госзакупок нам удалось найти объявления по рекламе, как для внутреннего туристического рынка, так и на привлечение иностранцев. Например, 27 июня Бюро по туризму Алматы заключило договор на 106 543 210 тенге по размещению туристической рекламы на зарубежных платформах. Контракт был подписан с ТОО «Tau Innovative Solutions». 

За эти деньги ведомство разместит в поисковых системах Google и Яндекс контекстную и баннерную рекламу сайта visitalmaty.kz, которая должна обеспечить не менее 300 000 пользовательских переходов на портал. Таргетированная реклама нацелена на граждан ОАЭ, Саудовской Аравии, Турции, Израиля, Италии, Великобритании, Германии, Сингапура и Гонкога. 

Помимо этого, контент про Алматы намерены продвигать ещё и в соцсетях Instagram и Facebook, причём реклама будет размещаться на языке выбранной страны. Также в видеосервисе YouTube будут размещены 30-секундные рекламные ролики для продвижения портала Visit Almaty. 

В общей сложности до конца года рекламные видеоролики должны собрать не менее 2 500 000 просмотров, а общий охват всей рекламной кампании — 100 000 000. Согласно данным электронных актов, на момент написания материала поставщику уплатили уже 45 150 321 тенге из общей суммы. 

Реклама для казахстанцев

Примечательно, что на рекламу внутреннего туризма ведомство тратит суммы покрупнее. Так, в августе 2023 года Бюро по туризму подписало контракт с ТОО «РА “TWELVE CREATIVE”» на 175 500 000 тенге по размещению рекламных статей в отечественных интернет-изданиях. 

Согласно техспецификации, до конца года поставщик должен опубликовать 185 хвалебных статей объемом не менее 2500 знаков на казахском и русском языках в 20 крупных СМИ Казахстана. Среди них Tengrinews.kz, Inform.kz, Zakon.kz, Forbes.kz, 365info.kz, Nur.kz, Informburo.kz, Orda.kz, Time.kz, Kaztag.kz и другие. Количество публикаций в зависимости от портала разнится от пяти до 25. При этом стоимость одной рекламной статьи неизменно обойдется налогоплательщикам в 632 046 тенге, несмотря на то, что цены на рекламу в изданиях разнятся.

В требованиях уточняется, что публикуемые материалы должны напрямую информировать читателей о работе Visitalmaty.kz, Управления туризма Алматы и акимата Алматы, а также повышать лояльность жителей и гостей города к властям. 

Помимо этого, поставщик обязан опубликовать 50 позитивных текстов в популярных казахстанских пабликах. Стоимость одного поста обойдется в 600 тысяч тенге. Также необходимо будет организовать 10 брифингов для журналистов и блогеров. Одно такое мероприятие, согласно техспецификации, будет стоить не меньше миллиона тенге. 

Читатели вышеуказанных информационных порталов не узнают, какая конкретно из статей будет проплачена акиматом, так как Бюро по туризму Алматы запретило делать на материалах пометки «PR» и «На правах рекламы». На момент написания материала за проделанную работу было выплачено только 4 955 243 тенге.

В сентябре ведомство заключило ещё один договор с ТОО «Effective Media Liaison», которое владеет сайтом Tengrinews.kz, на 39 406 250 тенге по созданию онлайн-путеводителя по городу Алматы.

Согласно техспецификации, «путеводитель» представляет из себя 25 текстовых материалов объёмом 2500 знаков и ещё шесть по 4000 знаков. Каждый текст должен сопровождаться фотографиями и соответствовать ряду тем: «Информация о городе Алматы», «Полезная информация для гостей и жителей Алматы», «Что поесть/попробовать в Алматы», «Чем заняться в Алматы», «Что посмотреть в Алматы», «Что купить в Алматы» и так далее. Публикации должны быть переведены на казахский, русский и английский языки. 

Помимо этого, в рамках проекта поставщик должен подготовить базу достопримечательностей Алматы из не менее 100 объектов и сопроводить каждый из них кратким описанием в 600 знаков. А ещё записать не менее 50 аудиороликов, рассказывающих о пеших маршрутах в городе продолжительностью не менее двух минут. 

Рекламные материалы об Алматы должны также дублироваться в соцсети Tengrinews. В частности, необходимо опубликовать не менее трёх постов и два сторис в Instagram и 3 поста в Telegram-канал. На момент написания материала поставщику уплачено 7 265 727 тенге из общей суммы договора.

Суммарно получается, что за 2023 год акимат Алматы заключил контракты на 321 449 460 тенге на рекламу города в СМИ и соцсетях. 

Насколько подорожала реклама в интернете 

Отметим, что Бюро по туризму Алматы и в прежние годы тратило деньги на интернет-рекламу, но не в таких объёмах. В 2022 году ведомство заключило только один похожий контракт на 49 010 000 тенге с интернет-порталом Nur по проведению маркетинговой кампании. 

Речь шла о публикации 25 имиджевых материалов объёмом в 2000 символов и ещё пяти текстов по 10000 символов. Публикации должны были информировать о работе Visit Almaty, Управления туризма, акимата города, а также повышать лояльность жителей к ведомствам. Также за эти деньги поставщик должен был опубликовать не менее 50 постов в популярных пабликах с аудиторией не менее 400 тыс. подписчиков. 

В 2021 году ведомство заключило только два контракта. Первый был подписан с ТОО «IC Development Production» на 66 050 000 тенге. От поставщика требовалось запустить таргетированную рекламу в странах ближнего зарубежья. 

Имиджевую рекламу размещали на поисковых платформах Google и Яндекс, а также в Facebook, Instagram и YouTube. Планировалось, что видеоконтент суммарно наберёт не менее 2 000 000 просмотров, а общий охват рекламной кампании составит 50 000 000 просмотров. Также за эти деньги поставщик должен был обновить страницу об Алматы в «Википедии» и внести туда не менее 100 туристических объекта.

Второй контракт на 35 540 000 тенге был заключен с ТОО «Промышленные инновации». Согласно описанию, эти деньги потратили на продвижение имиджевых видеороликов о городе Алматы на таких платформах, как YouTube, Яндекс Видеосеть, TikTok, Instagram и Facebook. Хронометраж роликов составлял 30 секунд, а суммарное количество просмотров обозначалось в 12 000 000.

В 2020 году Бюро по туризму не заключало подобных столь крупных контрактов, однако годом ранее подписало договор с ТОО «Owl Media» на создание контента об Алматы и его продвижению. Сумма контракта составила 152 709 422 тенге, однако по факту ведомство уплатило только 89 241 071 тенге. 

Заказчики намеревались создать видеоконтент об Алматы, а также баннерную рекламу сайта Visit Almaty. Таким образом, они планировали обеспечить не менее 5 000 000 просмотров рекламы, а также 10 000 переходов на сайт ежемесячно. Но тут стоит отметить, что не вся сумма была потрачена на продвижение. За эти деньги акимат ещё установил рекламные баннеры в Алматы, Астане и Актау, провёл несколько пресс-конференций и напечатал журнал «Visit Almaty». 

Получается, что за три года Бюро по туризму потратило на рекламу в интернете 239 841 071 тенге. Это на 81 608 389 тенге меньше, чем траты только за 2023 год. К сожалению, неизвестно с чем связано такое сильное увеличение расходов на продвижение имиджа города в СМИ и соцсетях, и насколько окупается такая рекламная кампания. 

Родился в городе Алматы. Окончил факультет журналистики в КазНУ им. Аль-Фараби. С 2017 года работал корреспондентом в нескольких казахстанских изданиях.

Factcheck.kz