Редакция Factcheck.kz неоднократно писала о том, как акимат Алматы тратит сотни миллионов тенге из государственного бюджета на повышение имиджа города за рубежом (1 ,2, 3, 4, 5) и внутри страны (1, 2). В апреле на сайте госзакупок появился очередной тендер, направленный на развитие внутреннего туризма. Рассказываем, как городские власти потратили крупную сумму на хвалебные статьи от десятков казахстанских СМИ.
176 млн тенге на хвалебные статьи
26 апреля Бюро по туризму Алматы разместило объявление на закупку услуг по подготовке информационных материалов для размещения в средствах массовой информации. На это ведомство выделило 176 854 460 тенге. На момент написания материала тендер ещё не разыгран и находится в статусе приёма заявок. Подача документов от потенциальных кандидатов завершается 30 мая.
Согласно техспецификации, публикации должны «напрямую информировать читателей о работе Visit Almaty, Управления туризма города Алматы и Акимата города Алматы, а также повышать лояльность жителей и гостей города к бренду Visit Almaty и городу Алматы». Всего власти хотят разместить 215 рекламных материалов в 19 казахстанских изданиях. При этом есть ряд интересных нюансов.
Каждый текст должен быть опубликован без пометки PR и размещаться на главных страницах сайтов. Для этого материалы должны соответствовать следующим темам: «полезная информация об Алматы», «Что поесть в Алматы», «Чем заняться в Алматы» и так далее. Объём таких текстов составит от двух до пяти тысяч знаков в зависимости от издания и пожеланий заказчика. Каждому изданию поручено написать разное количество текстов: от 5 до 20 штук.
Интересно также, что заказчик нигде не указывает, какие конкретно издания будут участвовать в пиар-кампании. Однако в техспецификации есть подробное описание каждого сайта, по которому его можно идентифицировать. Например, вот как описан портал NUR.kz: «Казахстанский информационный портал, публикующий новости Казахстана и мира. Рубрики сайта: политика, финансы, общество, семья и шоу-бизнес. Портал имеет собственное музыкальное приложение для платформ Android и IOS».
А описание «Крупный казахстанский информационный портал, публикующий казахстанские и международные новости, события, анонсы, аналитические материалы, информацию о культурной жизни, политики, финансах, экономике, а также законодательные акты, обзоры изменений в законодательстве…» подсказывает нам, что речь идёт о Zakon.kz.
Помимо публикаций в СМИ, поставщик должен разместить не менее 60 хвалебных материалов в популярных пабликах соцсетей с аудиторией от 50 000 подписчиков. Суммарный охват аудитории всей PR-компании должен составить 35 млн просмотров.
Что было раньше
Власти Алматы нечасто проводят такие масштабные рекламные кампании для местных изданий, однако такой опыт уже был. В 2023 году Бюро по туризму подписало контракт с ТОО «РА “TWELVE CREATIVE”» на 175 500 000 тенге по размещению рекламных статей в отечественных интернет-изданиях.
Согласно техспецификации, в 20 крупных СМИ Казахстана суммарно разместили 185 хвалебных статей объемом не менее 2500 знаков на казахском и русском языках. Среди них были Tengrinews.kz, Inform.kz, Zakon.kz, Forbes.kz, 365info.kz, Nur.kz, Informburo.kz, Orda.kz, Time.kz, Kaztag.kz и другие. Количество публикаций в зависимости от портала разнилось от 5 до 25. При этом стоимость одной рекламной статьи обошлась налогоплательщикам в 632 046 тенге, несмотря на то, что цены на рекламу в изданиях разнятся.
В остальном ничего не изменилось. В прошлом году Бюро по туризму также запрещало публиковать материалы с пометкой «PR» и «На правах рекламы», 50 позитивных текстов разместили в популярных казахстанских пабликах (стоимость одного поста составляла 600 тыс. тенге), а главной целью кампании было информировать читателей о работе Visitalmaty.kz, Управления туризма Алматы и акимата Алматы и повышать лояльность жителей и гостей города к властям.
В том же году Бюро по туризму заключило ещё один отдельный контракт с ТОО «Effective Media Liaison», которое владеет сайтом Tengrinews.kz, на 39 406 250 тенге по созданию онлайн-путеводителя по городу Алматы.
«Путеводитель» должен был представлять из себя 25 текстовых материалов на трёх языках (казахском, русском и английском) объёмом 2500 знаков и ещё шесть по 4000 знаков. Каждый текст должен был сопровождаться фотографиями и соответствовать ряду тем: «Информация о городе Алматы», «Полезная информация для гостей и жителей Алматы», «Что поесть/попробовать в Алматы», «Чем заняться в Алматы», «Что посмотреть в Алматы», «Что купить в Алматы» и так далее.
Tengri GUIDE, так назвали путеводитель, был запущен в декабре 2023 года.
Реклама за рубежом
Если вы читали наши предыдущие материалы, то могли заметить, что Бюро по туризму Алматы довольно часто проводит рекламные кампании для привлечения туристов в город. Однако, на зарубежную рекламу тратят куда больше денег, чем на развитие внутреннего туризма.
Ранее мы сообщали, что за неполный 2024 год местные власти потратили: больше 521 млн тенге на производство видеороликов и рекламы города на популярных сайтах для иностранных туристов, 106,5 млн тенге на рекламу интернет-портала visitalmaty.kz в системах Google и Яндекс, больше 82 млн тенге для рекламы на телеканале BBC и так далее.
Ещё были случаи, когда реклама всего на двух иностранных сайтах стоила городскому бюджету почти как вся PR-кампания в казахстанских СМИ. Сумма первого договора составила 62 млн тенге. Поставщик должен был разместить на сайте Tripadvisor баннерную рекламу и 15-секундный видеоролик, рассказывающий о достопримечательностях города. Второй контракт был заключен на сумму 69,5 млн тенге. Здесь также речь идёт о съемке 15-секундного имиджевого видео и размещении баннерной рекламы на другом популярном портале под названием Expedia.
Как мы уже отмечали ранее, сложно определить, действительно ли такие колоссальные траты на рекламу способствуют привлечению туристов. А потому сомнительно и то, что реклама в казахстанских СМИ поспособствует притоку гостей в Алматы.