Исследование: Коронавирусная инфодемия опережает эпидемию

Темпы распространения фейков о ковиде опережают скорость распространения коронавируса. К такому выводу пришли исследователи из группы «Мониторинг актуального фольклора» РАНХиГС и НЦМУ «Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала» (входят в экспертное сообщество Яндекс.Кью). Авторы проанализировали запросы крупнейшей российской поисковой системы и выяснили, какие фейки были самыми популярными у пользователей. Кроме того, исследователи узнали, какую ложную информацию люди чаще всего пытались проверить. 

Распространение фейков и их типы

Авторы проследили динамику распространения 244 фейков в соцсетях с начала 2020 года до середины мая 2021-го. В общей сложности они зафиксировали более 6 миллионов постов и репостов, воспроизводящих разные коронавирусные фейки. Оказалось, что инфодемия опережает эпидемию: больше всего «фейковых» постов появлялось в середине февраля — конце марта прошлого года, когда темп распространения самого вируса был ещё сравнительно невысок.

Судя по динамике запросов, в начале пандемии активнее всего распространялись псевдомедицинские советы, а также конспирологические теории и фейки, связанные с отрицанием коронавируса. Однако уже к лету 2020 года их популярность упала до минимума. С тех пор (за исключением периода второй волны, когда вновь стали распространяться псевдомедицинские слухи) в соцсетях активнее всего циркулировали фейки о вреде прививок. Их популярность взлетела особенно сильно в декабре прошлого года, когда в России началась вакцинация от коронавируса. Но и спустя полгода после начала кампании слухи об опасности вакцины никуда не уходят.

Популярные фейки в поиске Яндекса

Относительная популярность фейка — отношение числа запросов про этот фейк к числу запросов про самый популярный из изученных. 

Антивакцинные фейки

Псевдомедицинские советы

Антимасочные фейки

Происхождение и распространение коронавируса

  • Коронавирус — это чьё-то оружие 31,5
  • Коронавирус связан с бактерией Синтией 21,4
  • Вышки 5G распространяют коронавирус 16,4
  • Бананы заражены коронавирусом 12,9
  • Всё это заговор фармкомпаний 3,4
  • Посылки из Китая могут быть опасны 2,2
  • Китайцы заражают коронавирусом с помощью отравленных бумажек 0,3

Влияние пандемии на обычную жизнь

  • Вертолёты распыляют какую-то дезинфекцию 21,9
  • «Письмо Полины» из Италии 16,8
  • Врачи ради выгоды фальсифицируют диагноз «коронавирус» 5,8
  • За отказ прививаться уволят 1
  • «Волонтёры» раздают отравленные маски 0,5

Отрицание коронавируса

  • Коронавирус — это обычный грипп 4,7
  • Мы все давно переболели 0,9

Другое

Проверка фейков

Если человек ищет в интернете информацию про фейк, это ещё не значит, что он ему верит. Формулировки большей части запросов не говорят ничего определённого об отношении пользователя к тому сюжету, которым он интересуется. Например, запрос [билл гейтс спонсирует коронавирус] может быть вызван как искренним беспокойством из-за возможного заговора, так и простым любопытством, не предполагающим доверия.

Но встречаются и говорящие формулировки — например, такие, в которых явно читается желание проверить информацию. Оказалось, что такие «проверочные» запросы чаще всего связаны с наиболее насущными темами: [посылки с алиэкспресс и коронавирус можно ли заразиться], [имеют ли право уволить за отказ от прививки от коронавируса], [может ли вакцина от коронавируса привести к бесплодию], [имбирь от коронавируса помогает или нет], [можно ли есть бананы из за коронавируса официальный источник]. Ниже всего доля проверки в запросах про фейки, которые не имеют прямых практических следствий лично для человека, например про бактерию Синтию или про Билла Гейтса и «золотой миллиард».

Фейки, которые проверяли чаще всего

Топ-10 фейков по доле запросов, содержащих конструкции вроде правда или фейк, правда ли, да или нет.

  1. Посылки из Китая могут быть опасны
  2. За отказ прививаться уволят
  3. Вакцины вызывают бесплодие и другие болезни
  4. Надо пить чесночную воду
  5. Коронавирус — это обычный грипп
  6. Надо дышать парами водки
  7. Надо употреблять имбирь
  8. Бананы заражены коронавирусом
  9. Вакцина содержит вредные металлы
  10. Носить маску вредно

Практическая польза от исследования

Вот как комментирует исследование Тоня Самсонова, руководительница сервиса «Яндекс.Кью»:

С инфодемией — как с эпидемией: чтобы побороть её, необходимо выработать коллективный иммунитет. У людей должны появиться критическое мышление и навыки проверки информации. Но это очень долгий процесс. Что можно делать сейчас — это максимально помогать тем, кто пробует проверить фейки в интернете: ловить их в точке, где начинается поиск информации, и стараться направить в сторону достоверных и проверенных данных.

Это мы и стараемся делать: мы взяли данные антропологов о мифах, которые люди распространяют, и попросили экспертное сообщество Яндекс.Кью «Альянс русскоязычных фактчекеров» проверить эти мифы и опубликовать разбор этих ситуаций. Теперь, когда пользователь поиска Яндекса задает запрос, про который мы знаем, что в нём содержится ковидный фейк, он сразу видит опровержение

Что в Казахстане?

Напомним, мы проводили свой анализ поисковых запросов и обращений казахстанских пользователей к фактчекинговому контенту, увы — не столь масштабный, однако некоторое представление из него можно получить. По итогам 2020 года наш топ в значительной степени совпал с итогами российских коллег. Однако первые места заняли другие фейки:

  1. Теория заговора про адренохром
  2. Коронавирус — это бактерия, а не вирус, и она вызывает тромбоз, который нужно лечить аспирином.
  3. Лечение коронавируса ингаляциями с содой.

Однако и фейк о чесночной воде, и о бактерии Синтия, не говоря уже об имбире и лимонном соке против ковида, также были достаточно популярны у казахстанской аудитории. Причём многие фейки весьма стары и обрели новое дыхание благодаря пандемии. Предлагаем вам оценить картину поисковых запросов по некоторым старым теориям и фейкам за 5 лет.

Также предлагаем взглянуть на распространённость некоторых суперпопулярных фейков по субрегионам Казахстана за последний год (следует учитывать, что это данные только одной поисковой машины и по Казахстану они могут быть недостаточно полными).

График показывает, в частности, что информацию о чесночной воде практически не искали пользователи Google из Актюбинской области. Однако интерес к конспирологической теории об адренохроме там оказался максимальным, как и в ВКО.

Внесите свой вклад в борьбу с дезинформацией!
Сергей Ким
Журналист, медиакритик, фотограф. Работал на телевидении и радио, сотрудничал с проектом «Радиоточка» до его закрытия в 2017 году. Возглавлял алматинскую редакцию проекта «Спутник-Казахстан», ведёт колонку медиакритики для проекта NewReporter.org