Методика определения благополучия семьи: что это и как она работает

10 мая 2023 года Министерство труда и социальной защиты представило проект методики определения благополучия семьи на сайте Открытые НПА. Согласно проекту, благополучие каждой семьи будет определяться на основе анализа ряда показателей (наличие доходов, жилья, кредитов), за которые будут начисляться либо вычитаться баллы. В зависимости от суммы набранных баллов казахстанцы и их семьи будут поделены на пять категорий: от экстренного уровня до благополучного. Документ был доступен для публичного обсуждения до 24 мая. 29 июня приказом министра труда Тамары Дуйсеновой методика была принята.

Появление проекта вызвало неоднозначную реакцию среди казахстанцев (1, 2). По их мнению, государство не должно отнимать или прибавлять баллы за наличие или отсутствие каких либо материальных благ. Кроме того среди противников есть те, кто считает, что данная методика будет нарушать конституционные права граждан. Другие полагают, что детей буду изымать из семей. Редакция Factcheck.kz решила изучить доступную информацию и разобраться, как предполагается применять данную методику, и как она может повлиять на жизнь казахстанцев.

Что такое методика определения благополучия семьи

Методика определения благополучия семьи была разработана специалистами Министерства труда совместно с экспертами программой развития ООН в Казахстане (ПРООН) на основе математической модели Алкира-Фостера. Благодаря ей государственные органы теперь будут разделять семьи по уровню их социального благополучия посредством цифровой карты семьи* (ЦКС). Данная карта интегрирована с аналитической системой «Smart Data Ukimet», через которую доступны базы данных государственных органов, где содержится различная информация о гражданах, такая как уровень дохода, наличие движимого и недвижимого имущества, состав семьи, наличие кредитов. Доступ к системе открыт только для госорганов. После выявления уязвимой семьи гражданин получает SMS-уведомление от единого контакт-центра 1414 с указанием того, что он является претендентом на получении соцподдержки. Кроме того, в SMS-уведомлении представляется право на согласие либо отказ от назначения. В случае согласия будет назначена гарантия или помощь согласно действующему законодательству. В случае отсутствия SMS-уведомления, граждане могут самостоятельно заказать онлайн услугу через сайт «Электронного правительства для граждан» (eGov) на получении соцподдержки.

Что касается уязвимости данных, минтруда РК заверил, что данные граждан будут зашифрованы:

Цифровая карта работает с деперсонализированными данными в зашифрованном виде, то есть каждой семье (лицу) присваивается хэшированный код, и определить к какой семье или человеку относятся те или иные данные невозможно. 

Комментарии Министерства труда Республики Казахстан

Отметим также, что государство будет знать о всех доходах гражданина при условии, если он работает официально и платит налоговые отчисления. Доходы, которые не оформлены официально, не могут быть учтены. Что касается имущества и кредитов, то эти данные прозрачны для госорганов. Таким образом методика не нарушает конституционные права граждан на тайну личных вкладов и сбережений и не дискриминирует граждан по мотивам происхождения, социального, должностного и имущественного положения.

*Проект «цифровой карты семьи» работает в Казахстане с 1 сентября 2022, по нему можно получить соцвыплаты, пособия и определённые услуги соцзащиты.

Социальные выплаты в Казахстане

На данный момент через ЦКС можно получить государственную поддержку по девяти видам пособий и социальных услуг:

Для получения социальных выплат необходим определенный пакет документов. Практически во всех случаях нужна информация о доходах, имуществе или общая сводка об обоих. Конкретные требования могут отличаться в зависимости от типа выплат.

Также через ЦКС гражданам направляется автоматическое уведомление о возможности получения пенсионных выплат. Напомним, что до этого граждане оформляли эти документы в центрах обслуживания населения (ЦОНах). Помимо этого в ближайшие два года Министерство труда собирается внедрить в ЦКС больше государственных гарантий в сферах здравоохранения и образования.

А пока, по данным минтруда, с января по апрель 2023 года почти 6 000 казахстанцев воспользовались госуслугами через через ЦКС и более 75 000 человек получили SMS уведомление для оказания госуслуг. На сегодняшний день, на основе данных информационных систем госорганов, в ЦКС аккумулирована информация о 19,5 млн граждан Казахстана, или 6,3 млн семей.

Данные за 2006, 2007, 2008, 2010, 2012, 2013, 2015 годы отсутствуют.

Согласно данным Государственного фонда социального страхования (ГФСС), количество получателей социальных выплат увеличивается каждый год (график №1). Так, в 2005 году количество получателей по Казахстану составляло всего 1859 человек. В 2009 году их число увеличилось до 433,5 тыс. человек или на 232 233% по сравнению с данными за 2005 год. Пик по количеству получателей приходится на 2022 год — 1,163 млн человек. За 2 квартал 2023 года более 730 тыс. человек получили различные соцвыплаты.

На втором графике видно, что самая многочисленная группа, получающая соцвыплаты — женщины, потерявшие доход в связи с беременностью, а также те, которые ухаживают за ребёнком до полутора лет. Пик по количеству получателей в связи с беременностью приходится на 2022 год — 251,1 тыс. человек, по количеству тех, кто ухаживает за ребёнком до полутора лет приходится на 2021 год — 662,7 тыс. человек. Отметим, что соцвыплаты в связи с беременностью, в связи с уходом за ребёнком до одного года были введены государством с 2008 года. Начиная с 1 января 2023 года период по уходу за ребенком был увеличен с одного года до 1,5 лет.

Что касается количества денежных средств которые выделяет государство на соцподдержку, то большего всего их было потрачено в 2022 году — 440,6 млн тенге.

Как будут определять уровень благополучия семьи?

Уровень социального благополучия семьи будет определяться на основе анализа следующих показателей:

Уровень социального благополучия = наличие доходов и кредитных обязательств + наличие работы (занятость трудоспособного члена семьи) + наличие жилья, личного подсобного хозяйства, земельного участка + наличие движимого имущества + обеспечение услугами в области социальной защиты + обеспечение услугами в области здравоохранения + обеспечение услугами в области образования.

После получения всех необходимых данных госорганы будут определять к какому уровню отнести ту или иную семью. По разрботанной методике имеется пять уровней (категорий):

  • к благополучному уровню «А» будут относиться семьи (лица), имеющие 1800 баллов и больше;
  • к удовлетворительному уровню «В» — семьи (лица), имеющие от 730 до 1799 баллов;
  • к неудовлетворительному уровню «С» — семьи (лица), имеющие от −30 до 729 баллов;
  • к кризисному уровню «D» — семьи (лица), имеющие от −460 до −29 баллов;
  • к экстренному уровню «Е» — семьи (лица), имеющие меньше −460 баллов.

Неудовлетворительный уровень «С» означает, что семья (лицо) в состоянии самостоятельно справиться с имеющимися определенными трудностями при вмешательстве и сопровождении соответствующих государственных органов в случае необходимости.

Кризисный уровень «D» означает, что семья (лицо) не в состоянии самостоятельно справиться с имеющимися значительными трудностями и требуется комплексная работа соответствующих государственных органов для повышения их уровня благополучия.

Экстренный уровень «E» означает, что семья (лицо), находится в трудной жизненной ситуации, наблюдаются низкий уровень дохода для удовлетворения базовых потребностей семьи, требуется оперативное вмешательство соответствующих государственных органов.

Определение по семейному доходу

В зависимости от уровня среднедушевого дохода баллы распределяются следующим образом:

  • отсутствие доходов — 0 баллов;
  • уровень среднедушевого дохода выше 0, но ниже размера черты бедности — 40 баллов;
  • уровень среднедушевого дохода выше размера черты бедности, но ниже
    1 (одного) прожиточного минимума — 100 баллов;
  • уровень среднедушевого дохода от 1 до 2-х прожиточного минимума —
    170 баллов;
  • уровень среднедушевого дохода от 2-х до 3-х прожиточного минимума — 280 баллов;
  • уровень среднедушевого дохода от 3-х до 4-х прожиточного минимума — 400 баллов;
  • уровень среднедушевого дохода от 4 и выше прожиточного минимума — 620 баллов.

В зависимости от наличия/отсутствия кредитных обязательств баллы распределяются следующим образом:

  • отсутствие кредитных обязательств — 0  баллов;
  • наличие кредитных обязательств — минус 50 баллов.

В зависимости от наличия/отсутствия просроченной задолженности по кредитным обязательствам баллы распределяются следующим образом:

  • отсутствие задолженности по кредитным обязательствам больше 90 дней и свыше 1 000 тенге — 0 баллов; 
  • наличие просроченной задолженности по кредитным обязательствам у одного совершеннолетнего члена семьи (лица) больше 90 дней и свыше 1 000 тенге — минус 250 баллов;
  • наличие просроченной задолженности по кредитам больше 90 дней и свыше 1 000 тенге у всех совершеннолетних членов семьи — минус 500 баллов.

Определение по жилищным условиям

В зависимости от наличия/отсутствия недвижимого имущества баллы распределяются следующим образом:

  • отсутствие жилья — минус 200 баллов;
  • наличие одной единицы жилья менее 18 кв. метров на одного члена семьи — минус 80 баллов;
  • наличие одной единицы жилья более 18 кв. метров на одного члена семьи — 0 баллов;
  • наличие от двух до трех единиц жилья — 100 баллов;
  • наличие от трех до шести единиц жилья — 400 баллов;
  • наличие от шести до одиннадцати единиц жилья — 1 000 баллов;
  • наличие более одиннадцати единиц жилья — 2 000 баллов;
  • отсутствие коммерческой недвижимости — 0 баллов;
  • наличие коммерческой недвижимости — 100 баллов;
  • отсутствие личного подсобного хозяйства — 0 баллов;
  • наличие личного подсобного хозяйства до 500 тыс. тенге — 50 баллов;
  • наличие личного подсобного хозяйства от 500 тыс. тенге до 1 млн тенге — 150 баллов;
  • наличие личного подсобного хозяйства от 1 млн тенге до 2 млн. тенге — 350 баллов;
  • наличие личного подсобного хозяйства более 2 млн тенге — 600 баллов.
  • отсутствие земельного участка — 0 баллов;
  • наличие земельного участка — 150 баллов.

В зависимости от места проживвания баллы распределяются следующим образом:

  • регистрация в населенном пункте, относящийся к категории столицы, городе республиканского значения — 70 баллов;
  • регистрация по месту жительства в населенном пункте, относящийся к категории города областного значения — 0 баллов;
  • регистрация по месту жительства в населенном пункте, относящийся к категории района, города районного значения — минус 30 баллов;
  • регистрация по месту жительства в населенном пункте, относящийся к категории сельского округа — минус 50 баллов;
  • регистрация по месту жительства в населенном пункте, относящийся к категории сельского населенного пункта — минус 70 баллов;
  • отсутствие регистрации — минус 100 баллов.

В зависимости от наличия/отсутствия движимого имущества баллы распределяются следующим образом:

  • отсутствие в собственности семьи легкового автомобиля — минус 50 баллов;
  • наличие одного легкового автомобиля — 0 баллов;
  • наличие двух легковых автомобилей — 50 баллов;
  • наличие трех и более легковых автомобилей — 100 баллов.

В зависимости от наличия/отсутствия коммерческого транспорта (автобус, грузовой автотранспорт) баллы распределяются следующим образом:

  • отсутствие коммерческого автотранспорта — 0 баллов;
  • наличие коммерческого автотранспорта (автобус, грузовой автотранспорт) — 80 баллов.

В зависимости от наличия/отсутствия сельскохозяйственной техники баллы распределяются следующим образом:

  • отсутствие сельскохозяйственной техники — 0 баллов;
  • наличие одного вида сельскохозяйственной техники — 100 баллов;
  • наличие более 2 видов сельскохозяйственной техники — 200
    баллов.

Определение по трудовой занятости

В зависимости от статуса занятости баллы распределяются следующим образом:

  • отсутствие трудоспособного лица — минус 100 баллов;
  • наличие трудоспособных неработающих лиц — 0 баллов.

В зависимости от количества работающих лиц в семье баллы распределяются следующим образом:

  • одно рабочее лицо — 150 баллов;
  • наличие 2-х и более работающих лиц — 300 баллов.

В зависимости от наличия/отсутствия собственного бизнеса баллы распределяются следующим образом:

  • отсутствие бизнеса — 0 баллов;
  • наличие ИП (индивидуальный предприниматель) — 50 баллов;
  • наличие ТОО или АО — 100 баллов;
  • наличие наличие ТОО и АО — 150 баллов.

Определение по количеству школьников в семье

В зависимости от наличия/отсутствия несовершеннолетних детей в возрасте до 18 лет и учащихся из числа молодежи в возрасте до 23 лет баллы распределяются следующим образом:

  • отсутствие несовершеннолетних детей и учащихся из числа молодежи до 23 лет — 0 баллов;
  • отсутствие детей дошкольного возраста — 0 баллов;
  • наличие детей, прикрепленных к дошкольному учреждению — 0 баллов;
  • наличие детей, неприкрепленных к дошкольному учреждению — минус 50 баллов;
  • наличие детей, прикрепленных к организации среднего образования — 0 баллов;
  • наличие детей, неприкрепленных к организации среднего образования — минус 100 баллов;
  • наличие одного несовершеннолетнего ребенка или учащихся из числа молодежи в возрасте до 23 лет — минус 50 баллов;
  • наличие двух несовершеннолетних детей и/или учащихся из числа молодежи в возрасте до 23 лет — минус 100 баллов;
  • наличие трех несовершеннолетних детей и/или учащихся из числа молодежи в возрасте до 23 лет — минус 150 баллов;
  • наличие четырех и более несовершеннолетних детей и/или учащихся из числа молодежи в возрасте до 23 лет — минус 200 баллов.

Определение по количеству лиц с инвалидностью

В зависимости от наличия/отсутствия родственников с инвалидностью старше 18 лет баллы распределяются следующим образом:

  • отсутствие лица с инвалидностью — 0 баллов;
  • наличие лиц с инвалидностью 1 и/или 2 группы — минус 250 баллов;
  • наличие лица с инвалидностью 3 группы — минус 100 баллов.

В зависимости от наличия/отсутствия родственников с инвалидностью с детства или ребенка с инвалидностью баллы распределяются следующим образом:

  • отсутствие лица с инвалидностью с детства или ребенок с инвалидностью — 0 баллов;
  • наличие лиц с инвалидностью с детства или ребенок с инвалидностью — минус 150 баллов.

Определение по состоянию здоровья

В зависимости от наличия/отсутствия родственников с хроническим заболеванием, которые подлежат динамическому наблюдению, баллы распределяются следующим образом:

  • отсутствие лица с хроническим заболеванием, подлежащим динамическому наблюдению — 0 баллов;
  • наличие лица с хроническим заболеванием, подлежащим динамическому наблюдению — минус 80 баллов.
  • отсутствие лица, состоящего на диспансерном учете — 0 баллов;
  • наличие лица, состоящего на диспансерном учете — минус 50 баллов.

В зависимости от наличия/отсутствия родственника, который прикреплен к медицинскому учреждению, баллы распределяются следующим образом:

  • наличие прикрепленных членов семьи к медицинскому учреждению —
    0 баллов;
  • наличие неприкрепленных членов семьи к медицинскому учреждению — минус 20 баллов.

В зависимости от наличия/отсутствия родственника, который платит/не платит обязательное социальное медицинское страхование (ОСМС), баллы распределяются следующим образом:

  • наличие участников системы ОСМС — 0 баллов;
  • отсутствие участников системы ОСМС — минус 20 баллов.

В каком случае могут изымать детей из семьи?

Опасение казахстанцев по поводу лишения родительских прав и изъятие детей из семьи должны строиться на конкретных случаях и разбираться индивидуально. В данном случае методика даёт только оценку благополучия конкретной семьи, а случаи с неблагополучными семьями, где дети подвергаются голоду, физическому и психологическому насилию, будет разбирать ювенальный суд (суды которые занимаются защитой прав и законных интересов несовершеннолетних).

Согласно статье 79 закону «О браке и семье» родителей могут ограничить в правах в случае, если ребёнку опасно находиться с родителями по обстоятельствам, не зависящим от родителей (психическое расстройство или иное хроническое заболевание, стечение тяжелых обстоятельств) либо вследствие поведения родителей, но при этом не установлены достаточные основания для лишения родителей родительских прав. Если родители не изменят своего поведения, орган, осуществляющий функции по опеке или попечительству, по истечении шести месяцев после вынесения судом решения об ограничении родительских прав обязан предъявить иск о лишении родительских прав. При рассмотрении дела об ограничении родительских прав суд вправе решить вопрос о взыскании алиментов на ребёнка с родителей.

Согласно статье 75 этого же закона, родители лишаются родительских прав, если они:

  • уклоняются от выполнения обязанностей родителей, в том числе злостно уклоняются от уплаты алиментов;
  • отказываются без уважительных причин взять своего ребенка из родильного дома (отделения), из организаций для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и иных организаций;
  • злоупотребляют своими родительскими правами;
  • жестоко обращаются с ребенком, в том числе осуществляют физическое или психическое насилие над ним, покушаются на его половую неприкосновенность;
  • злоупотребляют азартными играми, пари, спиртными напитками или наркотическими средствами, психотропными веществами и (или) их аналогами;
  • при совершении ими умышленного уголовного правонарушения против жизни или здоровья своего ребенка, супруга либо других членов семьи.

Контекст

1 сентября 2020 год глава государства в своём послании к народу Казахстана поручил правительству разработать Социальный кодекс. Спустя два года правительство совместно с министерством труда и социальной защиты разработали кодекс, а в апреле текущего года его утвердил президент.

журналист, фактчекер, выпускница Online Factcheck Academy 2020

Factcheck.kz