Эксперты по цифровым правам призывают не допустить принятия поправок по регулированию соцсетей и мессенджеров в Казахстане

Экспертная группа по цифровым правам (ЭГЦП) выступила с заявлением против принятого 10 марта Мажилисом Парламента РК во втором чтении проекта закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам защиты прав ребенка, образования, информации и информатизации». Речь о нормах, направленных на ужесточение регулирования и ограничение доступа к социальным сетям и мессенджерам (называемые в законопроекте «интернет-платформа» и «сервис обмена быстрыми сообщениями») под предлогом защиты детей.

Иллюстрация Айнур Мубаровой

Законопроект предполагает, что уполномоченный орган, Министерство информации и общественного развития (МИОР), сможет требовать от соцсетей и мессенджеров, у которых среднесуточно в течение месяца есть 100 тысяч и более пользователей из Казахстана, то есть практически все популярные ресурсы как Instagram, Facebook, Telegram, Youtube и т. д., удаление любого противоправного с его точки зрения контента.
Согласно замыслу авторов документа, соцсети и мессенджеры должны будут назначать «законных представителей» по Казахстану, которые в течение 24 часов будут обязаны выполнить требования МИОР. В случае отказа (назначить законных представителей, установить счетчик пользователей, удалить контент) доступ к соцсети или мессенджеру может быть ограничен на территории Казахстана.

Данные нормы не соответствуют практически всем базовым параметрам:
правовым (несоразмерны и непропорциональны ограничиваемым правам — в данном случае праву на получение и распространение информации и другим цифровым правам);
экономическим (в случае ограничения доступа к соцсетям и мессенджерам даже в течение одного дня экономике и населению наносится большой ущерб);
репутационным (законопроект ставит Казахстан в ряд с авторитарными режимами, что противоречит концепции Нового Казахстана и намеченным реформам, а также международным обязательствам страны) и т. д.

ЭГЦП выражает крайнее недоумение в связи с тем, что депутаты Мажилиса приняли данные нормы, не учтя масштаб возможных негативных последствий. Эксперты призывают Сенат и Президента страны ни в коем случае не принимать этот подрывающий основы демократии документ.

В случае принятия эти нормы затронут интересы пользователей, СМИ и бизнеса, негативно отразятся на на праве поиска, получения и распространения информации, свободно выражать свое мнение. Предлагаемые поправки не являются эффективными для борьбы с так называемым кибербуллингом (сетевой травлей), а скорее, направлены на подавление инакомыслия, критики в Сети и на контроль частной жизни пользователей.

Об этом свидетельствует статистика запросов Казахстана в Google по удалению контента, в которой преобладает не кибербуллинг, а критика представителей власти и неконкретизированная «национальная безопасность».

Кроме того, очевидно, что блокировка целой платформы или сервиса является непропорциональным ответом на единичные случаи ее противоправного использования. Можно также допустить, что какие-то платформы откажутся выполнять любое из требований, что лишит казахстанцев доступа к этим сервисам, хотя никаких фактов кибербуллинга там не будет доказано изначально.

Серьезное опасение в законопроекте вызывает также, что с момента получения предписания госоргана законные представители социальных сетей и мессенджеров в течение 24 часов должны будут удалить или ограничить для пользователей из Казахстана спорный материал. Эти временные рамки не оставляют компаниям возможности изучить обоснованность требований, применить собственные политики и процедуры, а также оспорить требование уполномоченного органа.

По расчётам сервиса NetBlocks, гипотетический ущерб экономике и бизнесу Казахстана от блокировки популярных социальных сетей и мессенджеров (Facebook, Instagram, Youtube, WhatsApp, Twitter) составит:

В течение 1 дня — $13,6 млн.
В течение 1 месяца — $407,7 млн.
В течение года — почти $5 млрд.

Такие масштабные даже гипотетические потери на фоне крайне сложной экономической ситуации в стране ставят данный законопроект в разряд крайне опасных для экономики и политической стабильности в Казахстане.

Напомним, что в Казахстане пользователей социальных сетей почти 14 млн (более 72% населения в целом, включая младенцев). По данным Datareportal, наиболее популярной социальной сетью в стране является Instagram (11,75 млн пользователей или 61,5% от общей численности населения). Как известно, практически весь малый и средний бизнес продвигает свои услуги и товары именно в соцсетях и коммуницирует с клиентами в мессенджерах.

Учитывая, что в процессе обсуждения данного законопроекта обществу так и не были предоставлены независимые исследования, доказывающие влияние на детей в Казахстане кибербуллинга в соцсетях, ЭГЦП рекомендует рассмотреть альтернативные меры для решения проблемы буллинга. Например:

  • использовать существующие механизмы платформ по собственным правилам регулирования контента и взаимодействию с властями, которые построены на международных стандартах и развиваются прогрессивнее законодательства;
  • обязать школы принять правила поведения при выявлении случаев буллинга;
  • выделить ресурсы для предоставления пострадавшим консультаций и помощи;
  • развивать и продвигать программные обеспечения типа «Родительский контроль» для несовершеннолетних лиц и т. д.

За дополнительной информацией вы можете обратиться по следующим контактам:

  • Арсен Аубакиров, координатор ЭГЦП, директор ОФ «Human Rights Consulting Group», aub.arsen@gmail. com +7 747 196 5101 (на русском языке).
  • Айгерім Құсайынқызы, участница ЭГЦП, старший преподаватель университета им. Сулеймана Демиреля, kussaiynkyzy@gmail.com +7 701 199 1225 (на казахском языке).
Внесите свой вклад в борьбу с дезинформацией!
Редакция
Фактчек в Казахстане и Центральной Азии. Первый центральноазиатский фактчекинговый ресурс. Открыт в мае 2016 года. Член международной сети фактчекинговых организаций (IFCN)