Минобороны потратило больше 217 млн тенге на хвалебные статьи в СМИ об армии

Просматривая портал государственных закупок редакция Factcheck.kz выяснила, что в 2023 году Министерство обороны заключило два крупных контракта на размещение информационных материалов в СМИ. По задумке ведомства, хвалебные статьи должны повысить уровень доверия к вооруженным силам среди казахстанцев.

Рассказываем, какие СМИ будут рекламировать казахстанскую армию и сколько это стоит. 

Контракт №1

Первый контракт был заключен 12 мая 2023 года между Войсковой частью №65235 Министерства обороны с медиахолдингом Nur Media, принадлежащий партии Amanat, на размещение информационных материалов в СМИ. В медиахолдинг входят такие издания, как Astana TV, Azattyq Ryhy, газета «Литер» и другие. Изначальная сумма сделки составляла 269 571 423 тенге, но после подписания договора снизилась до 206 113 742 тенге. 

Контракт разделён на две части: размещение материалов в интернет-СМИ и на телевизионных каналах. Разберём их по отдельности. 

В течение года минобороны хочет разместить на интернет-порталах 162 имиджевых материала на военную тематику. В текстах будет рассказываться об успехах в работе ведомства и достижениях казахстанской армии. Статьи намерены опубликовать на четырёх сайтах, то есть по 40 текстов на портал. В описании не указываются названия сайтов, но уточняется, что их средняя посещаемость должна составлять от четырёх до восьми миллионов уникальных пользователей ежемесячно.

Согласно требованиям, каждый из текстов должен быть строго согласован с заказчиком, а после публикации его необходимо продублировать в соцсети издания. Примечательно, что имиджевые статьи должны размещаться без знака PR. Вероятно это делается для того, чтобы читатели не смогли распознать заказной характер статьи. 

Также минобороны намерено разместить 103 новостных сюжета на четырёх республиканских телеканалах, то есть в среднем по 25 на каждый. Видеоролики будут транслировать в вечерних новостях, а затем повторно показывать на следующий день. Для двух телеканалов хронометраж одного видео составляет не менее 1,5 минуты, а для третьего — не менее трёх минут. При этом периодичность выхода сюжетов и их содержания должны согласовываться с заказчиком. 

На момент написания материала за проделанную работу министерство уплатило Nur Media 83 581 775 тенге из общей суммы. 

Контракт №2 

Второй контракт в этом году Министерство обороны заключило с ТОО «Издательство “Время”», которому принадлежит общественно-политическая газета «Время». Здесь речь также идёт о размещении имиджевых материалов, но на гораздо меньшую сумму. Изначальная цена сделки составляла 11 268 041 тенге, но после подписания договора снизилась до 11 235 065 тенге. 

В техспецификации не уточняется, какое количество статей необходимо опубликовать в газете. Вместе этого указывается, что поставщик должен разместить «информационные материалы объемом не менее 3 078, 1 кв.см.» Также отмечается, что тексты будут размещены в «толстушке», согласно описанию на сайте — это газета, состоящая из двух тетрадей, которая выходит по четвергам. После публикации в газете материалы необходимо продублировать в соцсети издания.

На момент написания материала поставщику было уплачено 7 300 000 тенге из обещанной суммы. Суммарно получается, что за 2023 год министерство обороны потратит 217 348 807 тенге на размещение хвалебных статей в интернет-СМИ, газете и на телеканалах. 

Сколько раньше стоило минобороны

Это далеко не первый случай, когда минобороны тратило бюджетные деньги на позитивные публикации в СМИ о себе. Однако суммы в прежние годы были значительно меньше. 

По данным сайта госзакупок, в прошлом году ведомство не заключало никаких рекламных контрактов. Однако в 2021 году министерство подписало четыре договора на размещение рекламных материалов в СМИ. Общая сумма контрактов составила 70 630 153 тенге.

Из них 16 071 428 тенге заплатили телеканалу «Хабар» за 20 телесюжетов о казахстанской армии, 18 180 000 тенге отдали «Компания “ЮрИнфо”», владеющей сайтом Zakon.kz за 36 рекламных материалов, 18 550 600 тенге — интернет-порталу Nur.kz также за 36 публикаций и 17 828 125 тенге — ТОО «Effective Media Liaison», которой принадлежит сайт Tengrinews.kz за размещение 35 имиджевых текстов.

В 2020 году ведомство заключило три рекламных контракта на общую сумму в 78 509 000 тенге. Из них 24 909 000 тенге заплатили интернет-порталу Nur.kz за 279 имиджевых текстов, еще 32 500 000 тенге — компании KJ Production за размещение на телеканале «Алматы» видеосюжетов хронометражем в 32 минуты и видео на телеканале «МИР» продолжительностью в 35 минут. 

В том же году минобороны заключило с KJ Production ещё один договор на 33 300 000 тенге, но уплатило только 21 100 000 тенге, так как контракт был расторгнут. Предприятие должно было показать сюжеты хронометражем в 33 минуты на телеканале «Астана», а также опубликовать в газете «Литер» материалы объемом 10000 кв.см. и в газете «Егемен» на 8450 кв.см. 

Получается, что в 2021 и 2020 годах министерство обороны потратило на продвижение своего имиджа в отечественных изданиях 149 139 153 тенге. Это на 68 209 654 тенге меньше, чем ведомство потратило только за 2023 год на саморекламу. 

Что здесь не так

По задумке властей, такие расходы госбюджета на имиджевые статьи и видеосюжеты должны повысить у казахстанцев уровень доверия к вооруженным силам. Однако есть некоторые сомнения в том, достигается ли цель, поскольку в стране нет никакой статистики отражающей этот фактор.

Кроме того, в последние два года вооруженные силы Казахстана и другие властные структуры подвергаются масштабной критике, как со стороны граждан, так и со стороны СМИ (примеры тут, тут и тут). Эксперты и журналисты отмечают, что Министерство обороны лишь создаёт картину благополучия, а на деле боеспособность и боеготовность армии ставится под сомнение.  

Одним из главных факторов критики стали Январские события, которые показали некомпетентность силовых структур при возникновении реальной опасности, причём настолько, что пришлось прибегнуть к помощи союзников ОДКБ, в частности России. Некоторые эксперты считают, что такой шаг был принят из-за недоверия президента Касым-Жомарта Токаева к казахстанским силовым подразделениям, что только усугубляет ситуацию.

Кроме того, в рядах казахстанских военнослужащих всё ещё существует проблема дедовщины. Как отмечает издание Baigenews.kz, с каждым годом желающих служить становится всё меньше, поскольку насилие в армии приводит не только к серьёзным травмам, но и к гибели солдат (примеры тут, тут и тут). В прошлом году ситуация достигла таких масштабов, что Токаев поручил создать комиссию для устранения «неуставных отношений среди военнослужащих».

Родился в городе Алматы. Окончил факультет журналистики в КазНУ им. Аль-Фараби. С 2017 года работал корреспондентом в нескольких казахстанских изданиях.

Factcheck.kz