Дочка CПК «Алматы» заказала себе и акимату рекламу в СМИ за 44 млн тенге 

Просматривая портал госзакупок редакция Factcheck.kz обнаружила тендер на закупку имиджевых публикаций в казахстанских СМИ и соцсетях от компании под названием «Индустриальная зона Алматы». Примечательно в нём то, что организация решила повысить имидж не только свой, но и начальства, а именно — акимата Алматы.

Два заказчика

25 ноября 2024 года ТОО «Индустриальная зона Алматы» заключило договор с ТОО “Dara Consult” на закупку услуг по публикации информационных материалов в средствах массовой информации. Стоимость контракта составила 44 370 000 тенге.

Согласно техспецификации, основная цель тендера — подготовка и размещение в интернет-СМИ и социальных сетях информационных материалов на казахском и русском языках о деятельности заказчика и акимата города Алматы. Публикуемые тексты должны информировать читателей о поддержке малого и среднего бизнеса, инвестиционных возможностях города, а также о роли акимата в развитии экономики и «в целом о деятельности акимата». Публикации будут размещаться «с целью продвижения положительного имиджа» местных властей. 

Всего поставщику необходимо подготовить не менее 108 материалов, из них 58 будут размещены в интернет-изданиях, а остальные 50 в социальных сетях, а именно — в Instagram-аккаунтах с не менее миллионом подписчиков и Telegram-каналах с не менее 20 тысячами подписчиков. Все материалы и посты должны быть опубликованы без знака «реклама» или PR и будут храниться в архиве ресурса не менее года. Объём таких текстов составит от трёх до семи тысяч знаков в зависимости от издания и пожеланий заказчика. Каждому изданию поручено написать разное количество текстов: от одного до восьми штук. 

Заказчик не уточнил в какие конкретно издания необходимо размещать хвалебные статьи, но указал подробное описание всех 58 интернет-СМИ, по которому их несложно идентифицировать.

Подготовленные тексты необходимо за день до публикации отправлять заказчику, который должен утвердить их содержание и визуал. При этом материалы запрещено редактировать и даже исправлять пунктуацию без одобрения заказчика. В случае, если текст не был опубликован в срок, установленный заказчиком, поставщик обязан разместить его на другой информационный портал, но уже за свой счёт. Объем статей, к слову, может меняться в зависимости от пожелания заказчика. 

Также поставщик обязан ежемесячно предоставлять заказчику отчёт о проделанной работе со скриншотами опубликованных материалов на бумажном или электронном носителе. 

Кто заказывает рекламу акимату 

Как указано на сайте ТОО «Индустриальная зона Алматы», компания создана в 2015 году для оказания государственной поддержки частному предпринимательству, развития приоритетных отраслей промышленности в Алматы. Предпочтение отдаётся инвестиционным проектам, направленным на передислокацию промышленных предприятий из жилых районов города. 

Для этих целей в Алатауском районе города был создан промышленный парк площадью 490 гектаров, где расположили 92 завода, фабрик и прочих предприятий, которые курирует «Индустриальная зона Алматы». На сайте компании уточняется, что им удалось реализовать 27 проектов на общую сумму 124 млрд тенге, а также создать 11 138 рабочих мест. Отдельно отмечается, что миссия компании – «создание инновационной и устойчивой среды для промышленного развития, где предприятия могут процветать и создавать инновационные проекты». 

Компания является дочерней организацией Социально-предпринимательская корпорация «Алматы», в 2023 году ей присвоили статус республиканского значения. Учитывая, что СПК «Алматы» — подотчётное акимату ведомство, то и «Индустриальная зона Алматы» также подчиняется городским властям.

Однако непонятно для чего предприятию заказывать рекламу акимату. Отдельно на сайте организации есть перечень видов деятельности, которыми она занимается. В основном все они направлены на индустриальное развитие города, импортозамещение, строительство и сдачу цехов и фабрик под аренду предпринимателям, но о проведении пиар-кампаний для акимата там ничего не указано.

Проблемы с имиджем

Акимат Алматы уже не в первый раз организует крупные тендеры, нацеленные на повышение собственного имиджа через СМИ и соцсети. Мы уже рассказывали, как местные власти тратили, к примеру, 176 млн тенге на рекламу города в интернет-изданиях, как закупали рекламу за рубежом или готовы были платить блогерам 90 млн тенге ради пиара. Разумеется, в каждом из тендеров необходимо было отметить проводимую работу по улучшению города.

Но, помимо этого, акимат тратит ещё бóльшие суммы, чтобы отслеживать критику в свой адрес. Ранее мы рассказывали, как подчинённые Досаева сперва потратили 4,6 млн тенге на мониторинг критиков своего начальника, затем 190 625 000 тенге на мониторинг Сети и, опять же, отслеживание критики, а позднее ещё почти 260 млн тенге на аналогичные нужды.

Создаётся впечатление, что акимат Алматы крайне обеспокоен своим имиджем и непосредственно имиджем руководителя. Возможно, это связано с теми самыми негативными публикациями в соцсетях, а может с петицией за отставку Досаева, которая набрала более 50 тыс. подписей в 2023 году.

Сам аким долгое время никак не комментировал эти траты, но недавно сообщил, что такого рода исследования необходимы, чтобы понять, куда властям направить свои усилия.

«Если есть критическая масса, значит, мы не дорабатываем. Из них мы делаем срез о том, какие проблемы назревают», — сказал Досаев. Однако правозащитники убеждены, что градоначальник хочет знать своих критиков не для улучшения работы, а чтобы применять «репрессивные меры против недовольных».

Родился в городе Алматы. Окончил факультет журналистики в КазНУ им. Аль-Фараби. С 2017 года работал корреспондентом в нескольких казахстанских изданиях.

Factcheck.kz