Акимат Алматы потратит более 324 млн тенге на новое «кладбище автобусов» 

Материал обновлён 5 декабря 2023 года в соответствии с правилами внесения изменений и дополнений: в день публикации материала стало известно о победителе третьего тендера. Информация добавлена в текст.

В начале октября мы рассказывали, как акимат Алматы потратил 53,6 млрд тенге из госбюджета на закупку 600 новых городских автобусов. При этом недалеко от города расположилась стоянка с сотнями единиц транспорта, которые ещё недавно перевозили местных жителей.

Просматривая портал госзакупок редакции Factcheck.kz удалось выяснить, что власти решили арендовать ещё одну подобную стоянку в черте города и свезти туда ещё больше неработающего транспорта. Рассказываем, во сколько это обойдется налогоплательщикам, и что из себя представляет новое «кладбище автобусов». 

Сколько стоит новое «кладбище»

В этом году акимат Алматы трижды размещал объявление об «аренде площади для хранения Ютонгов», однако ни одна из госзакупок пока не состоялась. К сожалению, точный адрес стоянки неизвестен. Указано только, что речь идёт о территории площадью не менее 4,9437 гектаров в черте Алматы или не более 50 км от города. Власти намерены арендовать эту территорию до 31 декабря 2025 года.

Первый тендер появился на портале третьего февраля. На эти нужды власти намеревались потратить 273 214 286 тенге. Всего было подано две заяки на роль поставщика, однако закупка не состоялась. Второе объявление опубликовали 10 мая, в этот раз на аренду участка выделили 241 071 429 тенге. Победителем стало ТОО «KazakhInTrade» предложив за оказание услуги 205 000 000 тенге, однако контракт не был заключен. Вторым победителем было признано ТОО «AlanSapa», сумма сделки составила 218 400 000 тенге, но контракт также не заключили

Третье объявление было опубликовано 18 октября. В этот раз власти выделили на аренду территории 184 348 709 тенге. На момент написания текста закупка находилась в статусе приёма заявок, который заканчивался 17 ноября. Всего было определено три потенциальных участника, но контракт ещё ни с кем не был подписан.

Апдейт 05.12.2023: 4 декабря победителем было объявлено ТОО «DARHAN». 

В техспецификации всех трёх объявлений говорится, что территория в 5 гектаров необходима для сбора и хранения вышедших из эксплуатации транспортных средств. Всего планируется содержать 923 автобуса: ЛиАЗ 529 — 28 штук, ЛиАЗ 4292 — 50, ЛиАЗ 6213 — 15, ЛиАЗ 5292 — 41, ГАЗель NEXT — 39, ПАЗ Вектор — 5, ПАЗ-320402-05 — 10, Yutong ZK 6120 HGМ — 199, Yutong ZK6118hga — 398, KingLong Пассажирский — 4 и Youngman JNP612OGDZ — 134. Однако, как мы узнаем далее, количество транспортных средств будет несколько выше.

Помимо этого, стоянку хотят огородить двухметровым забором, камерами видеонаблюдения, а въезд, оснащенный железными воротами шириной в 4,5 метра, будет контролироваться двумя охранными постами. Также на территории разместят складское помещение площадью 200 квадратных метров для хранения автобусных аккумуляторов и слитого моторного масла. 

Сколько автобусов там «похоронят»

В вышеуказанных объявлениях напрямую не говорится, что речь идет о новом «кладбище автобусов». Однако на это указывает другое объявление от ТОО «Алматыэлектротранс» на закуп услуги по транспортировке автобусов и троллейбусов, размещенное девятого ноября. 

Согласно описанию, городские власти намерены потратить 140 375 000 тенге на перевозку 1123 автобусов, которые непригодны для буксировки. Вероятно «Алматыэлектротранс» решил расширить территорию новой стоянки для автобусов и свезти туда ещё больше вышедшего из строя транспорта.

Так, 923 автобуса увезут с адреса Алматинская область, Илийский р-н, Жетыгенский сельский округ, с.Жетыген, ул. Ломоносова, 2 «а». Если ввести его в Google-картах, то можно увидеть, что там располагается старое «кладбище автобусов» ТОО “Алматыэлектротранс”. Остальные 200 единиц транспорта планируют перевозить из автобусного парка «Восток» и ещё 100 из «Троллейбусного парка №1».

В техспецификации не указано куда конкретно собираются транспортировать автобусы и троллейбусы, отмечается только что адрес находится на расстоянии «не более 70 километров от начальной точки». Перемещение транспорта будет осуществлено в течение 15 дней после подписания договора.

Таким образом получается, что всего на обустройство нового «кладбища автобусов» акимат потратит 324 723 709 тенге из государственной казны. 

Стоимость старого «кладбища»

Для сравнения мы выяснили во сколько властям обходилось содержание старой стоянки в селе Жетыген. Согласно информации от «Алматыэлектротранс», стоимость аренды складского участка в Жетыген за период 2021-2022 годов составила 202 149 785 тенге. Помимо этого, в 2021 году «Алматыэлектротранс» уплатило ТОО ZHANARNA LTD 89 250 000 тенге за транспортировку 595 автобусов на стоянку.

В компании-перевозчике сообщили, что складской участок в селе Жетыген был взят в аренду в связи с тем, что производственная мощность существующих парков не позволяет осуществлять хранение автобусов, которые стоят в ожидании ремонта по причинам ДТП либо по иным причинам, а также автобусов 2013 года, подлежащих списанию. Тогда же сообщалось, что автобусы не будут списаны, а после ремонта их задействуют на городских маршрутах.

Таким образом получается, что старое «кладбище» обошлось налогоплательщикам в 291 399 785 тенге. Это на 33 323 924 тенге дешевле, чем может стоить новая стоянка для вышедшего из эксплуатации транспорта.

Контекст

В июле 2023 года Казнет облетели снимки так называемого «кладбища автобусов», которое расположилось в селе Жетыген Алматинской области. На огороженной стоянке рядами, а иногда друг на друге, стоят сотни автобусов, которые ещё недавно ездили по городским маршрутам. Сейчас у большинства из них нет колёс, разбиты стекла, разобраны салоны и многие запчасти отсутствуют.

После общественного резонанса в «Алматыэлектротранс» сообщили, что территория используется для парковки автобусов, ожидающих ремонта. По данным ведомства, на 2021 год на «кладбище» находилось около 97 автобусов, однако к 2023 году их стало уже 823. Также уточнялось, что из всего количества машин лишь 15 подлежат восстановлению, а 157 будут переданы на баланс Алматинской области.

Информация о вывезенных на свалку городских автобусах вызвала шквал критики не только со стороны общественности, но и представителей власти. В частности поднимался вопрос о том, почему городские власти не попытались отремонтировать автобусы, а вместо этого закупили еще 600 единиц новых единиц транспорта.

Родился в городе Алматы. Окончил факультет журналистики в КазНУ им. Аль-Фараби. С 2017 года работал корреспондентом в нескольких казахстанских изданиях.

Factcheck.kz