Вестник госзакупок | Кладбище автобусов в Алматы и замена за 53,6 млрд тенге

На портале госзакупок есть несколько объявлений от акимата Алматы на закупку автобусов для городских маршрутов. Всего в течение года планируется приобрести 600 единиц транспорта.

Интересно, что пока власти тратят миллиарды тенге на новые авто, недалеко от города расположилась стоянка с сотнями автобусов, которые ещё недавно перевозили местных жителей. Однако теперь они простаивают без дела. 

Редакция Factcheck.kz рассказывает, сколько денег потратил акимат на новый городской транспорт, и как недалеко от города появилось «кладбище автобусов». 

Первые 200 автобусов к 1 сентября

25 января Управление городской мобильности города Алматы опубликовало два объявления на закупку автобусов для обслуживания городских маршрутов. Всего ведомство планировало приобрести 100 единиц транспорта: 60 автобусов длиной 18 метров и 40 автобусов длиной 10 метров. На эти нужды акимат потратил 11 548 000 000 тенге, длинные автобусы обошлись в 8 574 000 000 тенге, а покороче — 2 974 000 000 тенге. 

Новые автобусы поставил Hyundai Trans Auto — предприятие группы «Астана Моторс». Из техспецификации следует, что автомобили работают на сжатом природном газе. Согласно договору, транспорт должны были доставить 21 июля. Несмотря на то, что в описании тендера не указана модель, можно предположить, что речь идёт об автобусах Golden Dragon. Ранее, в конце июля, алматинские власти обещали запустить по городу 100 новых единиц городского транспорта до 1 сентября.

8 августа подотчётная акимату компания «Алматыэлектротранс» провела презентацию этих автобусов журналистам. По данным властей, крупные автобусы планировалось распределить на маршруты №37, 38, 38а и 201, а меньшие вместительные на маршруты №24, 125, 131. Уточнялось, что срок эксплуатации новых Golden Dragon – 7-8 лет при правильном техническом обслуживании.

Помимо городских автобусов, на той же презентации показали ещё 100 новых школьных автобусов. По данным портала госзакупок, их приобрел «Алматыэлектротранс» за 4 676 800 000 тенге. Было закуплено два вида транспорта: автобусы на 41 посадочное место и на 21 посадочное место. Авто большей вместимости обошлось в 2 731 800 000 тенге, а меньшей — 1 945 000 000 тенге. Большие автобусы акимату предоставил всё тот же Hyundai Trans Auto, а поменьше — ТОО Allur Auto Astana. 

Как заявил в конце августа аким Алматы Ерболат Досаев, эти автобусы должны перевозить 7,7 тысяч детей из 30 школ города. Также он отметил, что в следующем году власти планируют приобрести ещё 50 единиц аналогичного транспорта. 

Ещё 500 городских автобусов 

На этом обновление автопарка не заканчивается. Ещё в апреле на встрече с населением Алматы аким Ерболат Досаев сообщил, что всего в 2023 году администрация города закупит 600 новых городских автобусов. До конца года перевозчики планируют обновить подвижной состав на семи маршрутах: №18, 19, 46, 98, 99, 109 и 122. Такую острую необходимость закупки нового транспорта аким объяснил «улучшением качества работы общественного транспорта». 

Объявления на закупку ещё 500 городских автобусов были размещены Управлением государственных активов города Алматы в июне, их разделили на четыре лота. На приобретение 200 газовых автобусов потратили 16 750 000 000 тенге, на 170 автобусов — 14 943 000 000 тенге, на 100 автобусов — 8 370 000 000 тенге и ещё 30 автобусов купили за 2 037 000 000 тенге. Самый крупный тендер вновь достался Hyundai Trans Auto, однако весь остальной транспорт акимату поставит автопроизводитель QazTehna. Компания осуществляет сборку автобусов и электробусов из машинокомплектов Yutong на заводе в Сарани (Карагандинская область).

Всего получается, что на покупку городских автобусов в 2023 году акимат потратил 53 648 000 000 тенге, довольно крупная сумма, даже несмотря на предмет закупки. Для сравнения, журналисты BES.media подсчитали, что с 2017 по 2021 годы акимат Алматы приобрёл 650 городских автобусов общей стоимостью в 36,5 млрд тенге. В 2022 году, по словам Досаева, власти приобрели ещё 450 автобусов, однако сумма сделки неизвестна. Можно предположить цену, опираясь на два лота, которые были размещены в том году на портале госзакупок. Планировалось приобрести 100 единиц за 8 820 000 000 тенге, однако тендеры были отменены.

Где умирают автобусы 

Несмотря на то, что за восемь лет акимат уже приобрел 1 600 городских автобусов обновление автопарка, судя по всему, будет продолжаться и дальше. По словам руководителя управления городской мобильности Алматы Сагындыка Телибаева, в общем до 2025 года акимат планирует приобрести 2680 новых автобусов и 200 троллейбусов. 

Интересно, что масштабные закупки автобусов не решают проблемы с общественным транспортом. Жители Алматы продолжают жаловаться на нехватку автобусов на маршрутах, в соцсетях и СМИ регулярно распространяются видеозаписи с переполненным транспортом и давкой среди пассажиров. Городские власти чаще всего списывали это на растущий пассажиропоток и увеличение интервала движения транспорта из-за пробок на дорогах. Однако ряд экспертов убеждены, что дефицит автобусов возник вследствие халатного отношения властей к городской инфраструктуре. 

В июле 2023 года Казнет облетели снимки так называемого «кладбища автобусов», которое расположилось в поселке Жетыген Алматинской области. На огороженной стоянке рядами, а иногда друг на друге, стоят сотни автобусов, которые ещё недавно ездили по городским маршрутам. Сейчас у большинства из них нет колёс, разбиты стекла, разобраны салоны и многие запчасти отсутствуют. Само место можно найти в Google-картах.

Чаще всего на снимках запечатлены китайские газовые автобусы Yutong, которые начали закупать в 2013 году, но при детальном осмотре можно увидеть транспорт марки ЛиАЗ, их алматинский акимат приобрёл в 2017-2018 годах. Интернет-издание «Власть» подробно рассказывало об этом «кладбище» ещё в 2021 году. Получается, находящиеся там автобусы не отслужили даже десятилетний срок эксплуатации.

После общественного резонанса два года назад, в «Алматыэлектротранс» сообщили, что территория в поселке Жетыген используется для парковки автобусов, ожидающих ремонта. Также отвергалась информация о складировании автобусов марки ЛиАЗ для дальнейшей утилизации. По данным ведомства, на 2021 год на «кладбище» находилось около 97 автобусов, однако к 2023 году их стало уже 823. Такие данные привели в Управлении городской мобильности. Также уточнялось, что из всего количества машин лишь 15 подлежат восстановлению, а 157 будут переданы на баланс Алматинской области. 

Резонанс

Информация о вывезенных на свалку городских автобусах вызвала шквал критики не только со стороны общественности, но и представителей власти. В августе депутат алматинского маслихата Тимур Елеусизов поднял вопрос о том, почему ни сам перевозчик, ни акимат не попытались отремонтировать автобусы, которые ещё не отслужили положенный срок, а также почему власти города, имея в распоряжении 800 машин, которые можно починить, закупили ещё 600 автобусов.

В «Алматыэлектротранс» утверждали, что автобусы, которые располагались в Жетыгене, нельзя использовать, поскольку они работают на дизельном топливе, а сейчас город переходит к более экологичному виду транспорта. При этом, по словам Елеусизова, кладбище не ограничивается дизельными автобусами.

Мы убили целый автопарк. Восемьсот автобусов, которые могли бы, условно, снизить нагрузку на город. Они ссылаются на то, что автобусы дизельные, но там же есть и газовые автобусы! Все, что нужно было, – поставить предприятие для их ремонта. Оно бы гораздо дешевле было бы, чем то, что мы субсидируем или закупаем новые автобусы. Поставить предприятие, переделать эти автобусы и поставить их обратно на рейс!

Тимур Елеусизов

По словам генерального директора Союза автотранспортников Казахстана Сабита Аманбаева, машины сломались из-за неграмотной эксплуатации. «Это означает, что в предприятиях отсутствует своевременное выполнение регламента работ, начиная от замены масла, фильтров и так далее. И отсутствует техническая дисциплина, частая сменяемость водителей, бесконтрольность», – пояснил Аманбаев.

В интервью «Власти» независимый блогер Владислав Захаров, который пишет об общественном транспорте Алматы, приводил в пример Европу, где автобусы ходят по 10-15 лет, а после в идеальном состоянии поступают к нам. По его словам, такие машины можно эксплуатировать ещё лет десять, однако из-за ужасного обслуживания большая часть из них теперь непригодна.

Родился в городе Алматы. Окончил факультет журналистики в КазНУ им. Аль-Фараби. С 2017 года работал корреспондентом в нескольких казахстанских изданиях.

Factcheck.kz