«Своим пешком»: насколько общественный транспорт в Алматы доступен для лиц с инвалидностью?

В феврале 2015 года первый президент Казахстана Нурсултан Назарбаев подписал закон о ратификации Конвенции ООН о правах лиц с инвалидностью (ЛСИ). Статья 9 документа под названием «Доступность» гласит, что Казахстан должен принять соответствующие меры для того, чтобы ЛСИ могли вести независимый образ жизни и всесторонне участвовали во всех аспектах жизни. В статье 20 Конвенции говорится, что правительство должно создать среду, в которой лица с инвалидностью могли передвигаться в максимально возможной степени самостоятельно без посторонней помощи. Эти статьи, в свою очередь, подразумевают, что транспортная инфраструктура должна быть максимально удобной для ЛСИ.

Помимо этого, в статье 27 Закона Казахстана «Об автомобильном транспорте» прописано, что общественный транспорт оборудуется устройствами для посадки и высадки пассажиров с инвалидностью.

Выполняются ли эти требования? Команда Factcheck.kz вместе с экспертом из числа лиц с инвалидностью Ернаром Сарсеевым опытным путём выяснила, насколько общественный транспорт Алматы доступен для ЛСИ. Для максимальной объективности транспортные маршруты были выбраны так, чтобы они охватывали все районы города.

Услуги перевозок в мегаполисе оказывает 21 автотранспортная компания; в городе есть 131 автобусных маршрутов, 8 троллейбусных маршрутов и метро.

Краткие итоги: исходя из результатов полевого исследования, можно выделить три основные проблемы, с которыми ЛСИ регулярно сталкиваются в общественном транспорте.

  1. Технические проблемы. Отсутствие технического оснащения общественного транспорта для людей в инвалидных колясках, лиц с нарушениями слуха и зрения; даже если транспорт оснащён, например, навигационной системой, объявляющей об остановках, её звук может быть очень тихим, таблички с объявлениями остановки могут быть отключены, а кнопки для оповещения водителя о том, что нужно опустить пандус, могут не работать.
  2. Загруженность транспорта. В связи с большим количеством людей в общественном транспорте у водителя физически нет возможности опустить пандус для человека в инвалидной коляске. А человеку с инвалидностью трудно загрузиться в переполненный салон.
  3. Несоблюдение правил водителями. Автобусы часто останавливаются не доезжая или проезжая автобусные остановки, а иногда и вовсе не останавливаются при виде лиц с инвалидностью.

Теперь разберём каждый проверенный нами маршрут в отдельности.

Маршрут 119, гос.номер 886 МК

Водитель транспорта опустил пандус по нашей просьбе. Однако табличка для слабослышащих, предупреждающая об автобусной остановке, была выключенной. Голосовое объявление остановок работало. Кнопка, предупреждающая водителя о том что человек с инвалидностью хочет высадиться — тоже. Однако, когда мы нажали на кнопку и хотели выйти, водитель не обратил на это внимания, и мы чуть не проехали остановку.

Видео: Factcheck.kz

Маршрут 206, гос.номер 281 МО

«Своим пешком»: насколько общественный транспорт в Алматы доступен для лиц с инвалидностью?
Выключенная табличка оповещения остановок, маршрут 206. Фото: Factcheck.kz

Увидев нас, водитель автобуса опустил пандус и заранее узнал, на какой остановке мы собираемся выйти. Голосовое оповещение остановок работало, однако табличка для слабослышащих на этом маршруте также выключена. Кнопка, предупреждающая водителя о том, что нужно опустить пандус, присутствует, но мы не смогли её проверить.

Видео: Factcheck.kz

Маршрут 16, гос.номер 087 CM

Воспользоваться автобусом нам не удалось — на нём отсутствует пандус для инвалидных колясок.

Видео: Factcheck.kz

Маршрут 37, гос.номер 745 LM

Водитель автобуса по какой-то причине хотел уехать, хотя должен был видеть, как человек на коляске подъезжает к дверям. После нашей просьбы опустить пандус, он решил вернуться, но это заняло около 8-10 минут.

Видео: Factcheck.kz

Водитель заранее уточнил, на какой остановке мы планируем выйти. Табличка для отображения остановок, как и в предыдущих случаях, не работала, как и кнопка, оповещающая водителя о высадке лица с инвалидностью из транспорта. Голосовое оповещение остановок при этом функционировало.

Видео: Factcheck.kz

Маршрут 124, гос.номер 490 CS

Водитель автобуса остановился и опустил пандус. Табличка с отображением остановок для слабослышащих, голосовое оповещение для слабовидящих, а также кнопка, оповещающая водителя о высадке лица с инвалидностью, во время нашей поездки работали.

Видео: Factcheck.kz

Маршрут 19, троллейбус, номер — 3016

Прежде хотелось бы отметить, что водитель троллейбуса с номером 3064 19-го маршрута проехал мимо нас, не останавливаясь. Этот неприятный случай лишний раз показывает отношение некоторых водителей общественного транспорта к лицам с инвалидностью.

Видео: Factcheck.kz

Пропустив первый троллейбус, нам удалось загрузиться в следующий (с номером 3016). У транспорта есть пандус, но табличка с отображением остановок, как это часто бывает, была выключена. Работало только голосовое оповещение. При этом звук его был очень тихим, так что некоторые люди могли его не услышать. В транспорте есть кнопка для уведомления водителя о высадке ЛСИ, но она расположена высоко для человека в инвалидной коляске. К тому же во время нашей поездки она не работала. Также в троллейбусе нет опорников и ремней для лиц с инвалидностью.

Видео: Factcheck.kz

Маршрут 25, гос.номер 173 LP

В первый автобус этого маршрута мы сесть не смогли из-за большого количества пассажиров внутри. Пришлось ждать следующего автобуса.

«Своим пешком»: насколько общественный транспорт в Алматы доступен для лиц с инвалидностью?
Фото: Factcheck.kz

Водитель маршрута №25 опустил пандус. Табличка с отображением автобусных остановок не работала. Голосовое оповещение присутствовало, но звук был очень тихим. Кнопки для людей в инвалидных колясках нет, хотя для стоящих людей они предусмотрены. Тем не менее, даже на этих кнопках нет шрифта Брайля. Салон автобуса маленький, и места для ЛСИ в нём не предусмотрены.

Видео: Factcheck.kz

Маршрут 92, гос.номер 295 LH

Водитель автобуса подъехал поближе к остановке только после того, как мы предупредили его. Табличка с отображением остановок была выключена, а вместо голосового оповещения в транспорте играла музыка.

Кнопка, уведомляющая о высадке человека в инвалидной коляске не работает. Возможно, поэтому водитель пропустил автобусную остановку, на которой мы должны были выйти.

Видео: Factcheck.kz

Маршрут 1, троллейбус, номер 3022

Водитель троллейбуса опустил пандус после нашего предупреждения. Здесь, как и во многих других случаях, табличка для отображения остановок была выключена, но голосовое оповещение работало. Кнопка для лиц с инвалидностью присутствует. Но нет опорников и ремней.

Видео: Factcheck.kz

Метро

Мы сели на станции ​​«Театр имени Мухтара Ауэзова», а вышли на станции «Жибек Жолы». Перед входом в метро есть механический подъемник для человека в инвалидной коляске. Чтобы им воспользоваться, нужно позвонить сотруднику метро по специальному телефону: в общей сложности ожидание сотрудника заняло 6 минут.

Затем используется ещё один специальный подъемник для того, чтобы спуститься по эскалатору. В общей сложности на посадку в вагон метро ушло довольно много времени — около 35 минут. Однако здесь, в отличие от наземного общественного транспорта, работают и табличка, отображающая названия остановок, и голосовое оповещение.

Выход на улицу из метро также занял значительное время. Например, на станции Жибек Жолы нам сначала сказали, что один из многих механических подъемников повреждён. Но в итоге оказалось, что подъёмник работает, только его нельзя было использовать, как нам объяснили.

Итоги

Наш полевой фактчек показывает, что лица с инвалидностью сталкиваются с рядом препятствий при пользовании общественным транспортом в Алматы. Это и техническая оснащённость транспорта, и его количество, и несоблюдение обязанностей водителями. При этом стоит понимать, что проверка была проведена в городе республиканского значения.

По словам Ернара Сарсеева, который часто пользуется общественным транспортом, за последние 5 лет водители стали чаще останавливаться и опускать пандусы. Но проблема ещё не решена, ведь есть целые улицы, остановки которых не оборудованы для лиц с инвалидностью.

Понятно, что проблемы транспортной инфраструктуры мегаполиса требуют системного решения. Команда Factcheck.kz верит, что на поднятые в данном материале вопросы обратят внимание не только в акимате Алматы, но и представители центральной власти, и проблема будет рассмотрена на республиканском уровне.

Factcheck.kz сайтының шығарушы редакторы. Қазақ-Америка университетінде журналистика мамандығын оқыған. Республикалық "Жас Алаш" газетінде журналист-фрилансер қызметін атқарған.

Factcheck.kz