Ящик Пандоры казахстанского образования: о чём говорят низкие результаты школьников Мангыстауской области?

Статья подготовлена вице-президентом Национальной академии образования имени И. Алтынсарина Аидой Ахметжановой и директором Центра педагогической квалиметрии и международных исследований Национальной академии образования имени И. Алтынсарина Санией Жумажановой по итогам участия в Школе аналитики при Сенате Парламента РК

Почему одним регионам страны привычно демонстрировать сравнительно успешные результаты в отечественных и международных замерах качества образования, а для других —   образовательный успех годами остается вне зоны досягаемости? Этот и другие вопросы регионального образовательного разрыва никогда не покидают орбиту обсуждения казахстанского сообщества педагогов и экспертов.

Одним из регионов со стабильно низкими результатами внешнего оценивания знаний школьников является Мангыстауская область. Вчерашний регион-донор республиканского бюджета, Мангыстауская область находится в тройке регионов-аутсайдеров страны по уровню математической, читательской и естественнонаучной грамотности обучающихся по результатам международного исследования ОЭСР PISA-2018. Отставание от стран ОЭСР составляет 4 года, от своих казахстанских сверстников — 1 год.

Неутешительные результаты регион показал и в международном исследовании качества чтения и понимания текста PIRLS-2021. Четвероклассники Мангыстауской области отстают от всех регионов страны, набрав 454 балла. Это на 50 баллов ниже общего среднего показателя Казахстана.

Похожая ситуация и по результатам национальной системы оценивания знаний: 38% выпускников школ региона не набрали проходной балл на ЕНТ-2022. Это один из самых отстающих результатов по стране.

В чём причины отставания Мангыстауской области?

Для выявления причин низких образовательных достижений в регионе были проанализированы  условия обучения в школах и социально-экономические факторы. Высокая степень влияния данных факторов доказана результатами международных исследований (1, 2)

Условия обучения в школе

Качественные условия обучения подразумевают наличие в школе квалифицированных и мотивированных педагогов, а также благоприятной образовательной среды.

Качество педагогических кадров 

Доказана высокая степень влияния учителей на образовательные результаты обучающихся – в два-три раза выше любого другого фактора, как инфраструктура, управление и др.

Результаты Оценки знаний педагогов (раньше — Национальное квалификационное тестирование), по данным Национального центра тестирования, показывают, что более половины (52,3%) будущих педагогов в регионе не знает свой предмет на выходе из вуза. Вместе с тем, по отдельным группам образовательных программ некомпетентных выпускников педагогических программ абсолютное большинство: по дошкольному воспитанию и обучению и специальной педагогике 100% выпускников не преодолели порог, более 60% — по подготовке учителей по гуманитарным предметам, русского языка и литературы. Ситуация не менее благоприятная и в отношении педагогов, которые уже работают в школах. Более половины (66,6%) действующих педагогов области также не владеют своим предметом по итогам тестирования 2023 г.

В регионе, по данным национального сборника «Статистика образования Казахстана», наименьшая доля педагогов с высшим образованием — 83,9%. Это почти на 10% ниже среднего показателя по стране (92,1%). Соответственно, доля педагогов с техническим и профессиональным образованием, напротив, высока — 16,1% при среднем по стране — 7,9%. Потенциально в основе данной тенденции лежат два фактора. Первый — сравнительно низкая доля населения в регионе, имеющего высшее образование. В целом только 23,2% жителей Мангыстауской области охвачены высшим образованием (РК — 62,6%).

Другой фактор — дефицит учительских кадров в регионе. По данным сборника «Статистика образования Казахстана», Мангыстауская область входит в топ-5 регионов с наиболее высокой потребностью в педагогах за последние пять лет. В этой связи школы, ввиду отсутствия кадровых ресурсов, вынуждены принимать на работу специалистов с более низким уровнем квалификации.

Мангыстауская область также лидирует по числу педагогов с наименьшим стажем работы. Почти половина (42,6%) педагогов школ региона имеют стаж работы до 5 лет. Соответственно, здесь же наибольшая доля молодых педагогов в возрасте до 25 лет — 13,2%, при средней по стране — 6,9%. Само по себе омоложение педагогического состава не является негативной тенденцией, однако это может сигнализировать о проблеме «вымывания» более опытных кадров. Кроме того, с учётом того, что более половины выпускников педагогических программ не обладают знаниями по предмету, их преобладание в школах может привести к негативным последствиям.

Особенно проблемным факт высокой доли молодых педагогов выглядит ввиду высокого уровня феминизации профессии при одновременном сильном консервативном восприятии роли женщин в обществе. В Мангыстауской области 88% учителей составляют женщины. Это первое место по уровню феминизации профессии наряду с Атырауской областью.

Две трети (64%) педагогов в регионе преподают в сельской местности. При этом средний возраст вступления девушек в брак в сёлах наиболее ранний по стране — 23,5 лет. Раньше девушки выходят замуж только в Туркестанской области — 22,7 лет. Кроме того, в регионе одна из наибольших величин суммарного коэффициента рождаемости — 4,57, вновь после Туркестанской области. 

Доступные статистические данные подтверждают приверженность женщин в регионе к традиционным ценностям — раннее замужество, высокая рождаемость среди матерей в раннем возрасте. Так, по итогам 2022 г. в Мангыстауской области зафиксирован наиболее высокий показатель коэффициента рождаемости в возрасте 15-19 лет (30,79 рождений на 1000 женщин соответствующей возрастной группы, РК — 19,71 рождений). По показателю среднего возраста женщин, вступивших в первый брак, регион уступает только Туркестанской области. Таким образом, высокая доля молодых кадров со стажем работы до 5 лет может приводить к тому, что женщины-педагоги стремятся не к профессиональному развитию, а к раннему обретению семьи и рождению детей. Отсутствие проактивности педагогов и низкая вовлеченность в вопросы профессионального развития также подтверждается данными исследования Евразийского центра управления человеческими ресурсами.

Образовательная среда 

Другим важным фактором, влияющим на результаты обучения обучающихся, является образовательная среда в школе. Она включает в себя физическую среду, психологическую атмосферу и условия для развития академического и творческого потенциала детей.

Одна из самых острых проблем в сфере образования Казахстана — нехватка школ и соответствующий дефицит ученических мест, из-за чего в ряде регионов всё ещё функционируют трёхсменные школы. В Мангыстауской области эта проблема выражена особенно остро. За последние несколько лет сеть и контингент трёхсменных школ выросли втрое. Так, если в 2018 г. в регионе насчитывалось 6 трёхсменных школ с 13,5 тыс. обучающихся, то в 2021 г. количество таких школ составило 18, в них училось 42,1 тыс. детей, или каждый четвёртый школьник региона.

Кроме физической среды в школе важное значение имеет благоприятный школьный климат, который во многом определяет мотивацию к учёбе и дальнейшие образовательные успехи. 

При неблагоприятном школьном климате характерным является распространение буллинга. Буллинг сказывается и на общем качестве жизни ребёнка, его мышлении и самооценке. В международном исследовании PISA-2018 предусмотрен вопрос о том, как часто обучающиеся подвергались буллингу за последний год до принятия участия в исследовании. На основе данных ответов был выстроен индекс подверженности буллингу, где значения индекса равны стандартному отклонению от среднего значения по ОЭСР, т.е. чем положительнее значение индекса, тем больше буллинг. В Мангыстауской области наблюдается один из самых высоких значений индекса буллинга — 0,20, что более чем в 1,5 раза превышает средний показатель по Казахстану (0,12).

Анкеты PISA-2018 также содержали вопросы, направленные на определение уровня прогрессивности мышления. Человек с прогрессивным мышлением верит в то, способности и интеллект человека могут развиваться со временем. В Мангыстауской области более половины (53%) обучающихся убеждены в том, что ребёнок рождается с определённой степенью способности и интеллекта, которая практически не изменяется на протяжении жизни. Такие ученики показали более низкие результаты в PISA, набрав по читательской грамотности на 32 балла меньше сверстников с прогрессивным мышлением. Данный фактор усугубляет проблему низкого качества образования в регионе.

Социально-экономические факторы

Мангыстауская область характерна специфическими демографическими, социальными и экономическими особенностями, которые также оказывают влияние на качество образования.

Высокий уровень рождаемости 

В регионе показатель общего коэффициента рождаемости превысил общереспубликанский на 8‰ и составил 28,53 рождений на 1000 человек в 2022 году. Почти 42% всего населения области – дети 0-17 лет (320 940 чел.). Соответственно, растёт число многодетных семей в регионе. Так, по данным АО «Центр развития трудовых ресурсов», на начало 2021 г. Мангыстауская область входила в пятёрку регионов с наибольшим числом многодетных семей. Данный демографический тренд приводит к соответствующей нагрузке на организации образования и другие объекты социальной инфраструктуры.

Низкий доступ к базовым ресурсам

Дети, у которых не удовлетворены базовые потребности в питании, жилье, уходе и безопасности, имеют низкое физическое, социальное, когнитивное и эмоциональное развитие.

В Мангыстауской области на протяжении многих лет остро стоит проблема с доступом населения к водным ресурсам. Питьевая вода является дефицитом ввиду расположения региона в полупустынной климатической зоне и ограниченных водных ресурсов. В некоторых населенных пунктах действует дозированное водопотребление.

Проблемными остаются вопросы экологии: нехватка полигонов для переработки и утилизации бытовых отходов, рост числа незаконных свалок в населённых пунктах, наличие хранилища ураносодержащих отходов химического производства «Кошкар-Ата» как источника химической опасности для здоровья местных жителей. Также актуальны проблемы качества дорог: только 24,5% внутрисельских автомобильных дорог находятся в хорошем и удовлетворительном состоянии.

Недостаток базовых условий для жизни, как доступ к воде, экологической и транспортной безопасности отражается на образовательном потенциале школьников Мангыстауской области.

Высокая доля мигрантов

Мангыстауская область — регион-лидер по количеству прибывающих внешних мигрантов. Иммиграционный поток в регионе ежегодно составляет более 2,5 тыс. человек, то есть каждый четвёртый иммигрант выбирает Мангыстаускую область. Из них более 60% — этнические казахи: в 2022 году их количество составило 2206 из 3504 человек. При этом процесс интеграции кандасов в регионе не обходится без барьеров. Отечественными журналистами периодически поднимаются проблемные вопросы, связанные с регистрацией и адаптацией кандасов на территории региона, доступом к обучению в местных школах.

Высокий миграционный поток в регионе оказывает определенное влияние и на качество образования, так как в целом по стране часть кандасов не владеет кириллицей и только каждый пятый кандас трудоспособного возраста имеет высшее образование. Это говорит о необходимости оказания дополнительной поддержки детям из иммигрирующих в Мангыстаускую область семей.

Низкий уровень доходов

В регионе отмечен один из наиболее высоких показателей уровня бедности. Так, по данным БНС АСПиР РК, в 2022 году доля населения, имеющего доходы ниже величины прожиточного минимума, составила в регионе 8,1% (РК — 5,2%). Ситуация усугубляется относительно несложной структурой экономики. Большая часть жителей региона вовлечена в промышленность, а также в обслуживающие направления, что приводит к сужению горизонта трудовых перспектив обучающихся ещё в школе. 

Однако такие результаты — повод для беспокойства не только для системы образования, но и страны в целом. Низкое качество школьного образования порождает риск снижения шансов выпускников на получение высшего образования, доступ к которому в нашей стране основан исключительно на академических достижениях (merit-based). Сегодня Мангыстауская область входит в топ-3 регионов с наиболее низким охватом населения высшим образованием. Только каждый пятый житель области имеет высшее образование (РК — 62,6%).

Это, в свою очередь, усугубляет ситуацию с безработицей. Проблема безработицы уже является актуальной для региона: несмотря на то, что Мангыстауская область является регионом с одним из самых высоких показателей доли рабочей силы, по уровню безработицы она является вторым после Туркестанской области антилидером. Регион также находится в пятерке регионов с наиболее высокой долей молодежи NEET среди 15–28-летних — 7,7%.

Другой риск — нарастание протестного потенциала региона. Низкое качество образования в школах снижает возможности продолжения образования детей из Мангыстауской области. Потенциальные рабочие места будут всё чаще занимать приезжие из других регионов или стран, а это уже сейчас приводит к социальному напряжению и конфликтам. За последние три года Мангыстауская область входит в лидирующие регионы по числу протестов (258) после г. Алматы (463) и г. Астана (361).

Таким образом, низкие результаты школьников Мангыстауской области проливают свет не только на проблемы в сфере образования, но и социально-экономического развития всего региона. Безотлагательные, а главное комплексные меры и инвестиции необходимы уже сегодня, чтобы заложить основы будущего детей и молодежи для завтра. 

Фактчек в Казахстане и Центральной Азии. Первый центральноазиатский фактчекинговый ресурс. Открыт в мае 2017 года. Член Международной сети фактчекинговых организаций (IFCN)

Factcheck.kz