ДЧС Алматы потратило более 200 млн тенге на информационные таблички о пунктах сбора населения при ЧС

После землетрясения, произошедшего 23 января в Алматы, тема сейсмической опасности активно обсуждалась в СМИ и соцсетях. Отдельно много говорилось о неподготовленности систем оповещения и госструктур к возможным чрезвычайным ситуациям.

В этот раз редакция Factcheck.kz решила обратить внимание на пункты сбора населения при ЧС, расположенных в Алматы. В начале января возле подъездов жилых домов установили таблички с указанием мест эвакуации. Однако во время возникновения реальной угрозы оказалось, что далеко не все из них вообще доступны.

Рассказываем, сколько департамент по чрезвычайным ситуациям Алматы потратил на установку табличек с адресами пунктов сбора населения при экстренных обстоятельствах, и что с ними не так.

Что такое пункт сбора населения

Пункты сбора населения — это безопасные места, куда могут обратиться граждане при объявлении чрезвычайной ситуации. Как правило, они размещаются в образовательных организациях: школах, детсадах, колледжах, вузах. Их строят в соответствии со строительными нормами, поэтому они могут защитить при землетрясении.

При обращении в пункт сбора человеку выдаётся карточка, в которой будут все сведения о нём. Ту же информацию в свою базу внесут сотрудники ДЧС. Это нужно в первую очередь для родственников и госструктур, чтобы установить, обращался ли пострадавший за помощью, а также куда он был направлен. В случае необходимости гражданам оказывают медицинскую и психологическую помощь, а также выдают одежду и питание.

По данным ДЧС Алматы, всего в городе расположено 384 пункта сбора населения. Их адреса можно найти в приложении 2GIS, если ввести в поисковой строке «пункты приема пострадавшего населения». Также расположения объектов опубликованы на сайте ДЧС.

Дополнительно, с сентября 2023 года, у подъездов жилых домов города начали устанавливать информационные стенды с адресами пунктов сбора населения. На жестяных табличках нанесены QR-код и карта района, на которой отмечены адреса укрытий в случае землетрясений, селей и других природных катаклизмов. В ДЧС отметили, что раньше подобные схемы были размещены во всех высотках города, но бумажные варианты быстро приходили в негодность, поэтому их сделали жестяными.

Сколько денег потратили на таблички

В сентябре 2023 года ДЧС Алматы заключил договор с ТОО «Девятка» на изготовление информационных указателей для населения в случае ЧС. Согласно контракту, на это было потрачено 201 428 572 тенге.

В техспецификации говорится, что всего ведомство закупило 23 500 инфоуказателей. Их разместили на входных дверях всех подъездов многоквартирных жилых домов от двух этажей и выше. Сами таблички сделаны из листа оцинкованной стали покрытой защитной бронепленкой. Судя по описанию, такая конструкция должна быть ударопрочной, не подвергаться коррозии, влиянию осадков и солнечных лучей.

На указателях изображены герб Алматы, логотип Министерства по чрезвычайным ситуациям, QR-код и маршруты к ближайшим пунктам эвакуации. Каждая табличка подписана следущим образом: «Ближайшие пункты сбора населения при чрезвычайной ситуации для жилого дома по улице…», далее следует адрес. Текст написан на трёх языках: казахский, русский и английский. Сами пункты сбора отмечены зелеными флажками на карте.

ДЧС Алматы потратило более 200 млн тенге на информационные таблички о пунктах сбора населения при ЧС
Пример таблички (источник: Газета «Время»)

QR-коды должны считываться на любом мобильном устройстве и тоже перенаправлять на карту с адресами пунктов эвакуации. Отдельно отмечается, что они должны считываться даже при 30% повреждении символа. Также от поставщика требовали разместить расположение пунктов эвакуации на карты IOS, Google и 2GIS.

Примечательно, что согласно электронным актам оплаты, поставщик выполнил работу на 225 600 001 тенге, на 24 171 429 тенге больше суммы, обозначенной по договору. 

Что не так с пунктами сбора

Нельзя не отметить, что установка информационных указателей на случаи ЧС — хорошая инициатива. Однако на деле эти таблички больше походят на декорации, так как сами пункты сбора зачастую оказываются недоступны для населения. Показательным примером можно считать землетрясение, произошедшее в Алматы в ночь на 23 января. 

Напомним, тогда аким города Ерболат Досаев созвал экстренное совещание, на котором объявили, что в каждом районе города открыты школы, детсады и другие точки сбора для населения. Также говорилось, что в каждую из них прибыли сотрудники районных акиматов для помощи горожанам.

В действительности алматинцы отмечали, что многие пункты сбора были закрыты во время землетрясения (примеры тут, тут и тут). Чиновники не смогли объяснить, почему указанные места не работали. В пресс-службе ДЧС проигнорировали вопросы на счёт точек эвакуации, а позднее и вовсе сообщили, что людям «не нужно следовать в пункты сбора». Несмотря на это, наутро ведомство отчиталось, что пункты сбора населения приняли 11 600 человек. 

После этого общественность раскритиковала госструктуры за недобросовестную работу во время чрезвычайной ситуации. Поначалу глава алматинского ДЧС отрицал все обвинения, утверждая, что все точки сбора открылись в течение часа-полтора. В ответ блогеры и журналисты публиковали снимки и видео, как граждане были вынуждены переждать землетрясение супермаркетах, кофейнях и ресторанах.

В результате президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев раскритиковал работу МЧС РК за неподготовленность к землетрясению, а в министерстве признали, что пункты сбора населения оказались не готовы к работе. Отмечалось, что некоторые точки эвакуации были закрыты, а отдельные не пускали внутрь пострадавших от землетрясения. В ведомстве заверили, что примут меры дисциплинарного взыскания и улучшат методы работы.

Контекст: землетрясение в Алматы

В ночь с 22 на 23 января на границе Казахстана и Кыргызстана произошло землетрясение магнитудой 6,7 баллов. Его отголоски дошли до Алматы, в городе ощущались подземные толчки интенсивностью в пять баллов. В ту ночь многие жители выбежали на улицу в страхе оказаться под завалами, на выезде из города образовались пробки, а в мессенджерах распространялись панические сообщения. В результате пострадало восемь человек. 

Примечательно, что в городе не сработали тревожные сирены и жителям не сообщили о землетрясении через СМС сообщения, хотя ранее ДЧС Алматы потратил 1,1 млрд тенге на установку автоматизированных систем раннего оповещения. Чиновники объясняли это тем, что «смысла запускать сирены не было», а текстовые сообщения «не успели дойти до населения». 

Помимо систем оповещения, МЧС потратило около 700 млн тенге на прогнозирование и информирование о землетрясениях. Однако отечественные сейсмологи не смогли спрогнозировать толчки, случившиеся ночью 23 января, чем вызвали массовую критику в свой адрес.

Родился в городе Алматы. Окончил факультет журналистики в КазНУ им. Аль-Фараби. С 2017 года работал корреспондентом в нескольких казахстанских изданиях.

Factcheck.kz