Фейк: Таиланд единственное государство, требующее носить медицинские маски в автомобилях

Таиланд  — единственное государство, требующее носить медицинские маски в автомобилях: такое утверждение распространяется в тайском сегменте соцсетей. Однако фактчекинговое подразделение AFP выяснило, что оно ложно. Несмотря на то, что с 26 апреля этого года власти Таиланда обязали носить медицинские маски во всех общественных местах, включая личные автомобили, это не единственная точка на карте мира, где были введены подобные правила. 

О чем заявляется в посте

Сообщение с фейковым утверждением было опубликовано в Facebook на следующий день после введения нового правила, 27 апреля 2021 года. И этим постом поделились более 2 тысяч раз.

«НОВОСТИ: Вы знаете, что нет других стран, которые обязывают носить маски в “личных автомобилях”?» — говорится в сообщении. 

В длинном посте критикуется то, что тайские правила не освобождают от необходимости носить маску членов одной семьи, путешествующих вместе в автомобиле.

«Когда члены одной семьи находятся в замкнутом пространстве, например, в машине, нормально не носить маску, потому что средство “не поможет”, так как, придя домой, они всё равно её снимут».

Идентичное утверждение было опубликовано, например, здесь, здесь и здесь, в Facebook и здесь, в Instagram. Подобные заявления начали распространяться после того, как использование масок стало обязательным в общественных местах Бангкока и в 47 других регионах страны. Согласно постановлению правительства, любой гражданин, передвигающийся в автомобиле, в котором перевозится более одного человека, должен носить маску.

«Ношение масок обязательно во всех транспортных средствах, когда в них находятся люди, даже домочадцы. Вам не нужно носить маску, если вы один», — говорится в постановлении.

И, как выяснили фактчекеры, на деле власти многих стран требуют, чтобы маски носили в частных транспортных средствах, в том числе в присутствии членов семей.

Азиатские страны 

Так, на Филиппинах «все водители и пассажиры частных и государственных транспортных средств должны постоянно носить маски» — об этом говорится в прошлогоднем постановлении Министерства транспорта Филиппин. Согласно документу, маски обязательны, если водитель находится в транспортном средстве не один, независимо от того, принадлежат ли другие пассажиры к членам его семьи.

В Индии 8 апреля 2020 года администрация города Дели объявила, что «любой человек, передвигающийся в своем личном и служебном автомобиле, должен обязательно носить маски». Министерство здравоохранения поясняло, что носить маску не обязательно, если человек путешествует в автомобиле один, но полиция может наложить штраф в случае отсутствия маски, если в машине оказалось более одного человека.

В столице Индонезии Джакарте 12 ноября 2020 года был издан регламент, согласно которому «любой, кто находится в Джакарте», должен, находясь вне дома, носить маску для лица в любое время. Как поясняло издание The Jakarta Post, это означает, что люди должны постоянно носить маски, в том числе во время поездок на «личных автомобилях».

Европейские страны 

В Испании ношение маски является обязательным при поездке в автомобиле, если в автомобиле находятся минимум два человека, не живущие вместе. В заявлении, опубликованном 29 марта 2021 года и вступившем в силу на следующий день, говорится, что «люди в возрасте от 6 лет и старше обязаны использовать маски в общественном и частном транспорте… включая водителя, если люди, путешествующие в этом транспорте, не живут с ним в одном доме».

Кроме того, в некоторых районах Германии, включая Берлин, вступало в силу требование о ношении маски в частных транспортных средствах в случае, если находящиеся в них пассажиры не проживали в одном доме.

Контекст 

  • В прошлом году Factcheck.kz разбирал рассылку, с утверждениями некоего Александра Саверского о том, что ношение масок не носит характера обязательности и более того — опасно. 
Внесите свой вклад в борьбу с дезинформацией!
Сергей Ким
Журналист, медиакритик, фотограф. Работал на телевидении и радио, сотрудничал с проектом «Радиоточка» до его закрытия в 2017 году. Возглавлял алматинскую редакцию проекта «Спутник-Казахстан», ведёт колонку медиакритики для проекта NewReporter.org