В первом туре президентских выборов в Румынии победил ультраправый кандидат Кэлин Джорджеску — почитатель маршала Антонеску и Владимира Путина. Молдавское издание NewsMaker, партнёр Factcheck.kz, рассказывает, кто такой Джорджеску, сможет ли он выиграть во втором туре, и какие уроки следует извлечь Молдове из предвыборной кампании в Румынии.
Кто такой Кэлин Джорджеску?
В ночь на понедельник, 25 ноября, пока шёл подсчет голосов на выборах президента Румынии, главным запросом в трендах Google в Румынии был: «Cine este Călin Georgescu?» («Кто такой Кэлин Джорджеску?»). А самыми популярными запросами в онлайн-версию Толкового словаря румынского языка Dex были: «легионер», «суверенитет», «антисемитизм» и «масон».
Уже первые предварительные результаты выборов шокировали всех. До сих пор малозаметный в румынской политике ультраправый политик Кэлин Джорджеску, баллотировавшийся как независимый кандидат без поддержки какой-либо партии, вопреки всем опросам, лидировал, обойдя всех главных системных румынских политиков.
Джорджеску, по его собственным утверждениям, не потратил на кампанию ни одного лея. В его финансовой отчётности, которую он охотно демонстрировал в видеотрансляциях, так и значится — ноль. При этом в последние две недели перед выборами он проводил активную и даже агрессивную кампанию в TikTok.
В его риторике преобладает религиозно-мистический и мессианский дискурс: он выступает как христианский проповедник, призывает объединиться «вокруг Христа», критикует весь политический класс Румынии и обещает «творить историю, а не политику». Даже в президенты Джорджеску, по его словам, баллотируется «от лица всего румынского народа» — в отличие от других политиков, которые «представляют лишь свои партии».
На такой риторике Кэлин Джорджеску набрал в первом туре президента Румынии 22,94% голосов, почти на 4% опередив кандидата, занявшего второе место.
После выборов он выступил с 17-минутным видеообращением к румынскому народу, политическому классу и своему контркандидату, где в своей традиционной манере сообщил, что «страна находится на краю пропасти», впереди «нас ждёт чрезвычайно трудный год, грядёт настоящее землетрясение, и в первую очередь экономическое».
«Именно вы, дамы и господа политики, сдвинули эти тектонические плиты в ущерб интересам нашей страны, поэтому я всегда призывал вас помириться между собой и заключить мир с румынским народом», — обратился он ко всему политическому классу Румынии.
Народ, по его словам, недоволен тем, что политики делали все 35 лет посткоммунистической Румынии, «приведя страну к катастрофе», но теперь румынский народ «возродился и возродил в себе стремление к достоинству, которое он утратил за эти годы». «Дорогие мои, у всех нас есть великая, благородная миссия: мы собираемся, как я уже говорил, творить историю а не политику».
Национализм
Джорджеску известен националистическими взглядами. Во время предвыборной кампании он сводил любой вопрос к «нуждам румынского народа» и «чести и гордости румынского народа».
Скандальную известность Джорджеску получил, в том числе, за героизацию маршала Иона Антонеску и Корнелиу Зеля Кодряну. Антонеску — румынский диктатор в годы Второй мировой войны, поддерживавший политику Адольфа Гитлера. Зеля Кодряну — в межвоенный период лидер фашистской партии «Железная гвардия», антисемит и румынский националист.
Джорджеску причисляет Антонеску и Зеля Кодряну к национальным героям Румынии, утверждая, что историю того времени неверно истолковывают. За это на Джорджеску завели уголовное дело, по статье «О продвижении идей легионеров» (легионерами в Румынии называли членов «Железной гвардии» и последователей Антонеску и Зеля Кодряну). Позже, по сообщениям источников румынских СМИ, дело закрыли.
Сам Джорджеску в своём обращении после выборов заявил, что все обвинения в экстремизме и антисемитизме в его адрес — ложь: «Я полностью предан румынскому народу. Мы по-прежнему тесно связаны с европейскими ценностями, но нам нужно заново открыть наши собственные ценности. Я не экстремист, не фашист, я румын, который любит свою страну […] Единственное, что имеет значение — это румынский народ. Он на первом месте!»
Анти-НАТО
Кэлин Джорджеску также известен своей критикой НАТО. Он считает, что Румыния должна быть «гордой независимой страной». Джорджеску критиковал размещение противоракетных систем НАТО на базе в коммуне Девеселу, называя это «позором дипломатии», который «не спасёт в случае нападения России».
В одном из интервью в 2022 году он немного смягчил свою риторику, заявив, что «это хорошо, что Румыния входит в НАТО», но членство должно быть сугубо в интересах Румынии.
Критика Украины
В преддверии выборов, отвечая на вопросы журналистов о войне в Украине, Джорджеску заявлял, что баллотируется в президенты Румынии, а не Украины. Он критиковал Владимира Зеленского, отмечая, что «человеческие жизни ценнее любых амбиций».
Джорджеску также выступает против оказания экономической и военной помощи Украине.
Восхищение Путиным
Кэлин Джорджеску известен не только антизападными взглядами, но и симпатиями к российскому президенту Владимиру Путину. Джорджеску ранее с восхищением говорил, что Путин любит свою страну, хорошо знает «дипломатические углы и умело их использует». И что Румынии стоило бы поучиться такой «русской мудрости».
Во время предвыборной кампании он отказался отвечать на вопрос, поддерживает ли он Путина, сказав, что не видит, зачем ему отвечать на этот вопрос.
Комментируя свои геополитические взгляды уже после первого тура выборов, он сказал, что для него «нет ни Востока, ни Запада, есть только Румыния и мир для нашего народа».
AUR и Шошоакэ
Кэлин Джорджеску поддерживал связь с ультраправой партией Румынии «Альянс за объединение румын» (AUR). Лидер AUR — унионист Джордже Симион. Он тоже баллотировался в президенты Румынии и занял в первом туре четвёртое место. Симион, которого в ходе кампании обвиняли в связях с Москвой, не признаёт независимость Молдовы. Въезд в Молдову и Украину ему запрещен.
AUR ранее даже называла Джорджеску своим кандидатом на пост премьера Румынии. Но потом их пути разошлись, в частности, из-за высказываний Джорджеску об Антонеску и Зеля Кодряну.
Джорджеску на президентских выборах поддержала Диана Шошоакэ, ещё один ультраправый политик, депутат Европарламента, лидер партии S.O.S. Romania. Шошоакэ известна своими радикальными высказываниями и эксцентричным поведением. Конституционный суд Румынии не допустил её к президентским выборам.
После объявления результатов первого тура Джордже Симион сказал, что рад, что победили силы, выступающие за суверенитет Румынии, и что во втором туре он проголосует за кого угодно, кроме Марчела Чолаку (премьер-министр Румынии, который баллотировался в президенты от Социал-демократической партии (PSD). В тот момент Чолаку, по предварительным подсчетам, выходил во второй тур вместе с Джорджеску, и заявление лидера AUR фактически означало поддержку второго.
Однако после подсчёта всех голосов во второй тур вышла Елена Ласкони.
Кто такая Елена Ласкони?
Во втором туре Джрорджеску встретится с лидером партии «Союз спасения Румынии» (USR) Еленой Ласкони, которая в самом конце подсчёта голосов опередила Чолаку на 0.02% голосов (19,17% против 19,15%).
Вместе с тем её позиция по некоторым вопросам достаточно консервативна. Так, отвечая на вопрос журналиста, она призналась, что на референдуме о «традиционной семье» и недопущении легализации однополых браков проголосовала «за». Это вызвало критику ЛГБТ-сообщества, либеральной части сторонников USR и даже её дочери, которая оказалась представителем ЛГБТК+ сообщества. Ласкони сказала, что не знала об ориентации дочери, и это стало для неё сюрпризом.
Позже она заявила, что в USR есть место для всех: «и гетеро, и геев». Она по-прежнему не поддерживает легализацию однополых браков, но считает, что гражданское партнёрство для однополых пар можно легализовать.
В нынешней кампании Ласкони демонстративно носила крест и национальную одежду, привлекая этим более консервативных избирателей.
Поражение крупнейших партий Румынии
Проигравшими в нынешней президентской гонке оказались PSD и PNL — две самые крупные системные политические партии Румынии. Последние два года они входили в правящую коалицию. Все опросы предрекали победу в первом туре кандидату от PSD Марчелу Чолаку. Некоторые опросы показывали, что во втором туре он встретится с кандидатом от PNL Николае Чукэ. В итоге Чолаку набрал 19,15% голосов, а Чукэ — 8,7%, заняв пятое место
И Чукэ, и Чолаку после первого тура подали в отставку с постов лидеров своих партий. Интересно, что на нынешних президентских выборах кандидат от PSD впервые после свержения Чаушеску не прошёл во второй тур.
Как так вышло?
Протестное голосование
Одной из главных причин победы Джорджеску в первом туре эксперты называют протестное антисистемное голосование: люди массово проголосовали против нынешних элит и истеблишмента.
Как отметил в беседе с NM румынский политический эксперт Михаил Исак, Джорджеску удалось аккумулировать протестные голоса: «Коалиция PSD и PNL принимала не самые популярные меры во время пандемии коронавируса, и это ударило по их рейтингу».
До первого тура предполагалось, что протестные голоса соберёт Джордже Симион, но по его рейтингу ударили появившееся слухи о его договоренностях с PSD. Эксперты также считают, что Джорджеску удалось привлечь электорат Шошоакэ, которую не допустили к выборам.
TikTok
Ещё одной причиной эксперты называют TikTok. Джорджеску активно продвигал себя на этой платформе. Михаил Исак отметил, что его поддерживали и TikTok-инфлюенсеры.
Эксперт WatchDog Михаела Сирицану сказала, что Джорджеску использовал автоматизированных ботов, созданных для манипулирования общественным мнением: «Этим он увеличил свою узнаваемость, несмотря на то, что его игнорировали мейнстримные СМИ и не приглашали на телевизионные политические дебаты».
Ко времени публикации этого материала у аккаунта Джорджеску было более 300 тыс. подписчиков. Его видео набирают миллионы просмотров.
Бывший постпред Молдовы в ООН и Совете Европы, политический аналитик Алексей Тулбуре полагает, что Джорджеску существовал в «некой другой реальности». «Его не существовало для респектабельной прессы, для социологических организаций, но он существовал во вселенной TikTok. Есть какие-то технологии, которые опережают наше понимание реальности. Это некая технологическая реальность, которую мы не воспринимали всерьёз, но она есть», — отметил Тулбуре.
«Невидимый электорат»
Один из главных «шоков» нынешней румынской кампании — выигрыш человека, который, согласно соцопросам, даже не входил в пятёрку лидеров. В неё стабильно входили Марчел Чолаку, Елена Ласкони, Джордже Симион, Николае Чукэ и Мирча Джоанэ. Джорджеску сначала вообще не было в опросах, а в последние две недели до выборов он, согласно опросам, набирал 5-6%.
Михаела Сирицану объясняет это тем, что Джорджеску удалось мобилизовать электорат, ранее не участвующий в выборах: «Позиция этого электората не была отражена в соцопросах».
Социологи считают, что за Джорджеску проголосовала и большая часть неопределившегося электората, сделавшая выбор в последний момент. Не исключено и то, что сторонники считавшегося маргиналом Джорджеску не называли свой выбор интервьюерам. Дело в том, что и опросы на выходе с избирательных участков значительно отличались от реальных результатов выборов: согласно экзит-поллам, Чолаку занимал первое место с 25%, а Джорджеску был лишь на третьем с 16%.
Уроки для Молдовы
В Молдове на этих выборах проголосовали 86 тыс. граждан Румынии, и голосовали они не так, как в самой Румынии: около 56% в Молдове отдали голоса за Елену Ласкони. О Джорджеску в Молдове мало кто слышал, и он занял лишь шестое место с результатом 3,11%.
Эксперты говорят, что выборы в Румынии и сенсационный успех Джорджеску стали уроком для Молдовы. Как отметил Алексей Тулбуре, в первую очередь урок должен извлечь политический класс. Когда управляешь страной, нужно показывать результат и сохранять доверие граждан: «Если проваливается традиционный политический класс, последствия могут быть непредсказуемыми».
Михаил Исак считает, что главный урок нынешней кампании — бороться за демократию нужно каждый день, и эта борьба не заканчивается. Исак также отметил, что политическому классу следует лучше понимать нужды людей и больше концентрироваться на них.
Михаела Сирицану полагает, что один из уроков кампании таков — традиционные средства массовой информации уже не так эффективны, как раньше: «Необходимо пересмотреть правила проведения избирательных кампаний с учетом цифрового пространства. Необходимо регулирование и мониторинг избирательных кампаний в социальных сетях».
Кто победит во втором туре?
Несмотря на успех Джорджеску в первом туре, эксперты слабо верят в его победу во втором. Исак считает, что проевропейский электорат сможет мобилизоваться и не допустить победу ультраправых сил: «Такое уже было в 2000 году, когда на президентских выборах в Румынии кандидат от PSD Ион Илиеску конкурировал с кандидатом крайне правых Корнелиу Вадимом Тудором».
Исак считает, что победа в первом туре ультраправого кандидата — хоть и тревожный сигнал для демократии Молдовы и Румынии, однако это вписывается в общеевропейский тренд роста крайне правых и популистов. Если же Джорджеску всё-таки удастся выиграть во втором туре, это может негативно отразиться на отношениях между Кишиневом и Бухарестом.
Михаела Сирицану отметила, что объединение проевропейских сил вокруг кандидата Ласкони уже началось. «Даже в случае победы Джорджеску в его руках не будет сосредоточена вся власть, многое зависит от парламента», — добавила эксперт.
1 декабря в Румынии пройдут парламентские выборы. По словам Сирицану, после первого тура президентских выборов сформировались две большие партийные группы, которые будут бороться за влияние в законодательном органе: проевропейцы во главе с USR плюс более мелкие проевропейские партии, и ультраправые во главе с AUR и S.O.S. Romania.
Второй тур президентских выборов пройдет 8 декабря. В правящей партии Молдовы PAS устами лидера Игоря Гросу уже призвали голосовать за Елену Ласкони, чтобы не допустить к власти Кэлина Джорджеску — «крайне правого кандидата, который в прошлом выражал поддержку неофашистским группам и российскому диктатору Владимиру Путину».
Для того что бы оставить комментарий необходимо авторизоваться.