Лишь каждый десятый житель Украины, знающий о существовании фейковых новостей, может их точно определять. Таковы результаты социологического исследования Internews «Отношение населения к СМИ и потребление различных типов медиа в 2019 году», проведенного при финансовой поддержке Агентства США по международному развитию (USAID). Результаты исследования опубликовала «Лiга.Новости».
Опрос показал, что о существовании фейковых материалов в СМИ знают 75% опрошенных. 65% из них заявили, что умеют отличать правдивые новости от фейковых.
Но на практике оказалось, что таких всего 11%. Респондентам было предложено оценить три новости на правдивость/неправдивость. 68% аудитории из трех новостей смогли верно идентифицировать одну или две, а 22% опрошенных не смогли вообще дать ни одного верного ответа.
Интересно, что наибольшее недоверие у аудитории вызвала правдивая новость о возмещении из бюджета аграриям стоимости приобретенной техники.
В этом году меньше украинцев при выборе СМИ интересуются его собственниками. В 2015 году эта информация была важна для 39% украинцев, в 2019 – для 30%.
Большинство опрошенных не знают владельцев общенациональных СМИ, а доля тех, кто знает владельцев региональных СМИ, не превышает 7%.
Апрельский опрос Всеросийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) показал, что большинство жителей России (62%) заявили, что могут догадаться о недостоверности новости, опубликованной в СМИ и интернете. Правда, о фактической способности россиян к распознанию фейковых новостей не сообщалось.