Голод 1930-х годов в Казахстане (Ашаршылық) как геноцид

    Фото: Серикжан Ковланбаев| forbes.kz

    Движение «Жана Казахстан» 21 мая 2018 года опубликовало меморандум «О ПРИЗНАНИИ ГЕНОЦИДА КАЗАХОВ. Правовые основы и политическая оценка», где они призывают признать «Ашаршылық» (Голодомор) преступлением против человечества и геноцидом. В частности, в Меморандуме сказано, что он направлен на «международное признание события геноцида и его правовой оценки».

    Для Казахстана это очень важная веха в истории, и мы решили проверить с точки зрения международного права, каковы шансы на то, что трагедия 1930-х годов может быть признана геноцидом на международном уровне.

    Вердикт:

    На данный момент, опираясь на открытые источники, архивные свидетельства и международное право, мы не можем однозначно называть «Ашаршылық» геноцидом.

    Обо всём по порядку

    Для начала договоримся о терминах и определим значение слова «геноцид».

    Словарное определение (OED):

    «Геноцид — преднамеренное убийство большой группы людей, особенно людей определенной нации или этнической группы».

    Также по словарю иностранных слов Комлева Н.Г.:

    Геноцид [< гр. genos — происхождение, род + лат. caedere — убивать] – политика уничтожения отдельных групп населения по расовым, национальным или религиозным мотивам (связана, в частности, с фашизмом).

    С точки зрения Организации объединённых наций

    Существует «Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него», принятая резолюцией 260 (III) Генеральной Ассамблеи ООН от 9 декабря 1948 года. Во II (второй) статье конвенции говорится о признаках геноцида:

    В настоящей Конвенции под геноцидом понимаются следующие действия, совершаемые с намерением уничтожить, полностью или частично, какую-либо национальную, этническую, расовую или религиозную группу как таковую:
    а) убийство членов такой группы;
    b) причинение серьезных телесных повреждений или умственного расстройства членам такой группы;
    с) предумышленное создание для какой-либо группы таких жизненных условий, которые рассчитаны на полное или частичное физическое уничтожение ее;
    d) меры, рассчитанные на предотвращение деторождения в среде такой группы;
    e) насильственная передача детей из одной человеческой группы в другую.

    То есть, для международного признания «Ашаршылық» геноцидом необходимо доказать намерение руководства СССР к уничтожению казахов с применением описанных в Конвенции действий.

    Основываясь на данной конвенции, Организация объединённых наций признавала геноцидом следующие события:

    • Геноцид армян — физическое уничтожение христианского этнического армянского населения Османской империи, происходившее в период с весны 1915 года по осень 1916 года.
    • Геноцид в Руанде — массовое убийство руандийских тутси местными хуту 6 апреля — 18 июля 1994 года, осуществленное по приказу правительства хуту.
    • Геноцид против езидов, совершаемый группировкой “Исламское государство”, начатый в августе 2014 года.
    • Геноцид европейских евреев (Холокост)  преследование и массовое уничтожение евреев, живших в Германии, на территории её союзников и на оккупированных ими территориях во время Второй мировой войны; систематическое преследование и уничтожение европейских евреев нацистской Германией и коллаборационистами на протяжении 1933—1945 годов.
    • Геноцид в Сребренице — одно из самых известных и кровавых событий распада Югославии 1991—1999 годов (Война в Хорватии и Боснийская война). Это была самая большая резня в Европе со времен Холокоста // АПДЕЙТ 20.07.18 // Принятие резолюции по Сребренице в 2015 году было заблокировано Россией, которая использовала для этого право вето
    Османские военные конвоируют депортируемых армян. Османская империя, 1915-1916 годы.
    — National Archives and Records Administration, College Park, Md.

    Это пять примеров массовых убийств, признанных как геноцид, информация о которых доступна в открытых источниках. Со многими другими событиями возникают сложности юридического плана. Например, можно ли назвать геноцидом бойню, устроенную красными кхмерами в Кампучии, учитывая, что они убивали представителей той же национальности, придерживающихся той же религии? Для кампучийских событий в итоге было создано определение «самогеноцид» — довольно точное, но не подпадающее под рамки конвенции ООН.

    В качестве ещё одного примера разной оценки можно привести Украину. Во времена президентства Виктора Ющенко Киев начал кампанию по признанию геноцидом массового голода на территории УССР в 1932-1933 годах. По определению украинских законодателей, Москва намеренно устроила голод, чтобы уничтожить большое число этнических украинцев и других народов ССС .

    Киеву удалось добиться от ряда стран признания Голодомора геноцидом, но Евросоюз это сделать отказался. Главный минус аргументации — жертвами массового голода в указанный период становились не только этнические украинцы, но и русские, и казахи. Украина не сумела отстоять свою точку зрения и в ООН — Организация Объединенных Наций по-прежнему не считает голод в УССР 1930-х геноцидом.

    Контекст: Жертвы казахского голода

    Одной из малоизученных сторон голода в Казахстане является точное количество погибших. Разные ученые приводят разные данные о масштабе смертности во время голода. Как и в других случаях массового голода в СССР, масштабы смертности в Казахстане оспариваются: большинство западных ученых считают, что казахский голод унес жизни, примерно 1,5 миллиона человек, при этом подавляющее большинство жертв —  этнические казахи.

    Количество жертв в исследованиях ученых

    С. Максудов в своем труде «Миграции в СССР в 1932-1939 годах» утверждал, что в Казахстане погибли 1,45 миллионов этнических казахов и 100,000 представителей других этносов. А ученые Р. В. Дэвис и Стивен Уиткрофт, написавшие книгу “Годы голода. Сельское хозяйство СССР, 1931-1933”, называют число погибших в Казахстане от 1,3 до 1,5 миллионов человек. Также исследователь из США Марта Брилл Олкотт, приезжавшая в Казахстан в 1990-е годы, в своем труде «Казахи» дает цифру в 1,5 миллиона погибших этнических казахов.

     

    Напомним, что жертвами голода становились не только люди, но и животные. Во время казахского голода по некоторым данным погибло около 90% поголовья скота республики, что и нанесло сильный удар по кочевому общество. По данным ряда секретных отчетов НКВД/ОГПУ/КГБ в сборнике «Трагедия советской деревни. Коллективизация и раскулачивание», мы можем найти подсчеты, где говорится, что популяция скота в различных районах республики сократилась на 70-75% по сравнению с 1929 годом. Такая ситуация, в частности, наблюдалась в Западном и Северном Казахстане.

    Источник: asharshylyq.kz

    Помимо того, что данные о количестве жертв голода в исследованиях ученых и историков разнятся, возникают и другие проблемы: например, количество сбежавших голодавших беженцев, было гораздо более значительным во время казахского голода, чем в других примерах голода советской коллективизации. По данным Архива Президента РК, в сборнике «Левон Мирзоян в Казахстане: сборник документов и материалов» в период с 1931-го по 1933-й гг., в пик казахского голода, республику покинули более 1,1 миллиона человек, подавляющее большинство из которых — казахи.

    Голодомор и Ашаршылық

    Несмотря на то, что в 2006 году Верховная Рада официально признала Голодомор 1932-33 годов геноцидом украинского народа, среди историков и политиков нет единого мнения о том, можно ли считать эту трагедию геноцидом в юридическом смысле этого слова, закрепленном в Конвенции ООН о предупреждении преступления геноцида и наказании за него.

    Голодомор признали геноцидом украинцев 23 государства, однако слова «геноцид» нет в документах ООН, ЮНЕСКО и ПАСЕ, посвященных украинскому Голодомору.

    В резолюции Европарламента от 2008 года Голодомор назван «ужасным преступлением против народа Украины и человечности». Документ также содержит ссылки на Конвенцию ООН о геноциде. Однако, когда Украина требовала от ООН признать Голодомор актом геноцида, ООН не стала рассматривать проект резолюции.

    Касательно того же голода в Казахстане, единого заключения не сделано: со стороны самого Казахстана всё еще официально не дано политической оценки Голоду 1930-х годов.

    Заключение

    Голод в Казахстане 1930-х годах, не может быть на международном уровне признан геноцидом, пока не доказано обратное в юридическом смысле этого слова, закрепленном в Конвенции ООН о предупреждении преступления геноцида и наказании за него и другими международными организациями, исследующих тему человеческих прав, преступлений против человечества. Тем не менее, таковое признание теоретически возможно на уровне самой республики, как внутриполитическое решение.

    В текущем, 2018 году, опираясь на существующие и открытые данные, мы не можем однозначно назвать голод в Казахстане актом геноцида. Однако, когда появятся новые исследования, свидетельства и факты, мы обязательно вернемся к этой теме снова.

    Контекст: свидетельства и мнение исследователей

    Самые ранние исследования казахского голода 1930-х годов западными учеными представляли собой обзор ключевых событий того времени, однако были ограничены из-за недоступности советских архивов: в статье о коллективизации в Казахстане от 1981 года американский ученый Марта Брилл Олкотт определила казахский голод, как «просчёт» со стороны Сталина и других, кто, как она утверждала, плохо понимал специфику кочевой экономики казахов. После этого в течение почти двадцати лет изучение казахской трагедии на Западе не предпринималось, пока международная группа ученых не начала его возрождать. Группа включала в себя следующих ученых: из Франции – Изабель Огайон, из Италии – Никколо Пианчиолу, из США – Мэттью Пейна, из Германии – Роберта Киндлера, а также автора статьи, на которую мы ссылаемся выше, Сару Кэмерон, ученого из университета Мэриленда в США.

    Только один из этих пяти ученых, Мэтью Пейн, озаглавивший проект своей книги по казахскому голоду, как «Советские степи: модернизация и геноцид в Казахстане, с 1916 по 1941 гг.», утверждает, что казахский голод, по своей сути, являлся геноцидом, в то время как другие, используя различные определения и обоснования, говорят, что казахский голод не следует рассматривать в качестве геноцида.

    Так, Пианчиола не адресует вопрос геноцида напрямую, он утверждает, что Москва не планировала убийство казахов.  Приводим цитату из работы Пианчиола, «Голод в степи»:

    «Я утверждаю, что казахский голод не попадает под юридическое понятие геноцида, как это принято Генассамблеей ООН, но может попадать под более широкое определение геноцида, как, например, в понятии польско-еврейского юриста Рафаеэля Лемкина, 1944. См. Камерон, «Голодные степи», 21.»

    Немецкий историк Роберт Киндлер, автор книги Stalins Nomaden. Herrschaft und Hunger in Kasachstan («Кочевники Сталина: правление и Голод в Казахстане»), в интервью для “Радио Азаттык” сказал, что, несмотря на последствия, голод 1930-х годов не является геноцидом, приводим отрывок:

    «Но я не считаю Голод в Казахстане как запланированный геноцид, даже если результаты и можно назвать геноцидными. Сталинское руководство не имело целью «уничтожить» определенные «советские» нации (к примеру, украинцев или казахов), но согласилось с тем, что реализация коллективизации и раскулачивания могла привести к смерти миллионов советских граждан. Для Сталина и его окружения жизнь одного человека не принималась во внимание. Для них было важно исполнить план, укрепить свою власть и провести полную реконфигурацию и подчинение общества своей воле».


    Если лица, о которых идет речь в статьях factcheck.kz, или читатель не согласны с нашим вердиктом или доказательствами, после предоставления подтверждающей информации, редакция оставляет за собой право пересмотреть вердикт, приложив соответствующие материалы.

    Публикации сайта подготовлены при финансовой поддержке Фонда Сорос-Казахстан. Содержание данной публикации отражает точку зрения автора/ов, которая не обязательно совпадает с точкой зрения Фонда Сорос-Казахстан.