Фактчек | Казахстан занимает 9-ое место в мире по уровню образования школьников

    13 января МИА Kazinform, ссылаясь на международный портал по продаже ваучеров и дисконтов Vouchercloud, опубликовало материал, в котором утверждается, что «Эксперты портала Vouchercloud отметили также и достижения Казахстана, который расположился на 9-ом месте по уровню образования школьников в мире». В англоязычной онлайн версии Forbes аналогичный материал вышел чуть раньше, чем в Казахстанских медиа.

    Среднее образование в Казахстане

    Далее везде. 14 января уже Tengrinews, опять же ссылаясь на то же самое «исследование» портала с ваучерами, опубликовало материал под заголовком «Казахстан оказался среди умнейших стран мира». Кстати, пользователь FB Нурлан Имангалиев проверил источники информации. Здесь вы можете ознакомиться с его проверкой.

    На этот раз опустим манеру интерпретации, практикуемую отечественными СМИ, а сразу проверим экспертизу Vouchercloud.

    Образование в Казахстане
    Перед вами собственно результаты анализа Vouchercloud, который основывался на трёх показателях: количество лауреатов Нобелевской премии, среднестрановой IQ и процент школьников, достигших высоких результатов в ходе тестирования по международным стандартам.

    А это часть исследования, где Казахстан как будто на том самом «9 месте по уровню достижений продвинутых результатов среди школьников» (32,64% справляются с продвинутыми заданиями).

    Среднее образование в Казахстане

    Вердикт: Манипуляция

    Если опираться на актуальные опубликованные исследования Всемирного Банка, а Vouchercloud, в конечном итоге, при составлении рейтинга по уровню образования школьников, опирается именно на этот источник, то, по официальному заявлению представителя организации, Казахстан  на 10 месте. Мы проверили, и именно эта информация  верна. Как так получилось  смотрите здесь.

    Вообще, сам по себе рейтинг, а особенно интерпретация его элементов (а именно элементы по IQ и образованию) вводит читателей, а в первую очередь рерайтеров из СМИ в заблуждение, поскольку в конечном итоге мы видим смешивание таких понятий как ум и образование.

    Что не так с исследованием Vouchercloud?

    Они ошиблись в самом главном  актуальности и проверке данных. Чтобы составить «рейтинг» достижений школьников, они обратились к данным и таблицам, сгенерированным порталом OUR WORLD IN DATA. В блоге автора этого портала по имени Esteban Ortiz-Ospina приведены 4 диаграммы, посвященные глобальному качеству образования, которые по словам автора, основаны на исследовании Всемирного Банка «Global data set on education quality (19652015)» за авторством Надира Алтинока (University of Lorraine, France), Ноама Ангриста (Oxford University) и знакомого нам по упомянутому уже материалу Factcheck.kz  управляющего Всемирного банка по образовательной практике Гарри Патриноса.

    Однако, мы проштудировали исследование, но указания на то, что 32,64% казахстанских школьников достигли продвинутых результатов в ходе прохождения международных и региональных тестов (например, в баллах PISA и/или TIMSS)  не нашли, хотя автор блога даёт возможность ознакомиться, например, с таким графиком (выбор стран  кликабельный).

    Среднее образование в Казахстане

    Значит, именно 32,64% казахстанских школьников при прохождении тестов должны были достичь высоких результатов, то есть выше: 625 по TIMSS, 633 (математика, PISA), 607 (естественнонаучные знания и чтение, PISA)?  Подробнее о ранжировании результатов тестов см. здесь стр.76. Причем, график составлен в соответствии с базой данных, которая как будто составлена теми же авторами: Noam Angrist, Harry Patrinos, Nadir Altinok. Базу даже можно скачать кликнув на опцию DATA.

    Среднее образование в Казахстане

    Однако, повторимся, никакой подобной информации по процентажу школьников с разбивкой на уровни знаний (низкий, средний и продвинутый) в 78-страничном докладе, на который ссылается автор OUR WORLD IN DATA нет. Скачать доклад можно отсюда. В сети можно найти драфт исследования за декабрь 2017 года, с просьбой от авторов воздержаться от ссылок на эту работу, но и там нет подобной разбивки, хотя есть подробная таблица «Средние когнитивные  навыки» со среднестрановыми результатами и разбивкой по возрастным группам.

    Еще раз, почему 10-е место?

    Заметим, что доклад, на котором основывается элемент рейтинга Vauchercloud (по достижениям школьников), был опубликован Всемирным банком в январе 2018 года. Однако в октябре 2018 года Всемирный банк опубликовал доклад The human capital project, в котором указывается, что Казахстан на 31 месте по Индексу Человеческого капитала (Human capital index).

    Два интегрированных компонента индекса: Унифицированный показатель качества знаний измеряемый в баллах TIMSS (либо баллах соотношения TIMSS к PISA по сгенерированному авторами доклада коэффициенту) и Ожидаемое время эффективного школьного обучения в годах показали, что мы на 10 месте в мире (537 баллов из 625 возможных и 1,8 лет неэффективного обучения).

    Контекст с процентовкой

    Процент казахстанских школьников, показавших продвинутые результаты по TIMSS

    Однако, откуда у OUR WORLD IN DATA взялась информация об усредненной (в возрастном и предметном смысле) доле школьников, показывающих высокие, средние и низкие результаты  загадка.

    Ради справедливости и из любопытства мы поинтересовались результатами тестов TIMSS и PISA, на которых базируется аналитика Всемирного банка.

    Среднее образование в Казахстане

    Здесь Национальный отчёт, где вы можете ознакомиться с результатами по разным возрастным группам и всем компонентам экзамена TIMSS-2015. Здесь информация по всем странам мира.

    По тестам TIMSS, международная градация результатов состоит из 4-х уровней: низкий, средний, высокий и продвинутый (OUR WORLD IN DATA применила в своем исследовании 3 уровня: низкий, средний и продвинутый). Здесь сводная таблица по достигнутым уровням знаний по математическим тестам TIMSS за 2015 год среди учащихся 4-х и 8-х классов разных стран мира.

    Приведем сравнительные данные (в %) по количеству тестируемых, достигших высоких и продвинутых результаты среди 4-классников.

    Среднее образование

    И среди 8-классников:

    Среднее образование
    Источник

    O PISA отдельно

    Не смотря на то, что в 2015 году Казахстан принимал участие в этом экзамене, в докладе ОЭСР  организации под эгидой которой проводится экзамен, данные по Казахстану отсутствуют. Но Всемирный банк дает такую справку:

    Среднее образование

    Как указано в справке со ссылкой на доклад ОЭСР:

    «Кодировщики в Казахстане были признаны снисходительными в вопросах маркировки. Следовательно, параграфы заданий, закодированные вручную не соответствовали стандартам PISA и были исключены из международной базы данных. Поскольку параграфы, о которых идет речь, представляли собой важный массив данных их исключение привело к тому, что охват теста оказался слишком мал для того, чтобы сопоставить результаты по Казахстану с результатами других стран и даже собственно с казахстанскими  прошлых лет».

    Хотя национальный отчет все-же доступен в сети. Приведем для примера информацию по уровням достижений среди 15 летних по естественнонаучным предметам.

    Среднее образование
    Задания 5-6 уровня, предположительно, соответствуют “продвинутому уровню знаний”:

    «Способность формулировать гипотезы относительно новых научных явлений, событий и процессов, продемонстрировали только 0,1% казахстанских участников. Тогда как задания самого сложного 6 уровня выполнили 5,6% сингапурских обучающихся. Это наивысший показатель среди всех стран-участниц (рис. 2.1.3)»,  говорится в национальном докладе.

    Таким образом, если результаты тестов по TIMSS за 2015 год еще дают какие-то основания полагать, что доля казахстанских учащихся, способных справиться с самыми сложными заданиями  весома, то результаты PISA-2015 вызывают только вопросы, при этом совершенно ясно, что официально для сопоставления с другими странами они во внимание приняты не были.

    С учётом всего вышесказанного выкладки OUR WORLD IN DATA, на которых основан один из элементов рейтинга Vouchercloud, нельзя назвать релевантными.


    Если лица, о которых идет речь в статьях factcheck.kz, или читатель не согласны с нашим вердиктом или доказательствами, после предоставления подтверждающей информации, редакция оставляет за собой право пересмотреть вердикт, приложив соответствующие материалы.

    Публикации сайта подготовлены при финансовой поддержке Фонда Сорос-Казахстан. Содержание данной публикации отражает точку зрения автора/ов, которая не обязательно совпадает с точкой зрения Фонда Сорос-Казахстан.