Журналисты ВВС обнаружили в YouTube много лжи о лечении рака

Алгоритмы видеохостинга YouTube показывают пользователям ролики про «народные» методы лечения рака и других тяжелых заболеваний. Несмотря на запрет такого контента на английском языке, ролики на других языках не удаляются. Рядом с этой опасной дезинформацией сервис показывает рекламу крупных брендов и университетов, сообщает Русская служба BBC

Журналисты обнаружили на YouTube более 80 роликов на 10 языках, содержавших ложную информацию о способах лечения различных заболеваний. В основном это фейковые лекарства от рака. У 10 таких роликов сейчас больше миллиона просмотров. Многие сопровождаются рекламой.

Рекомендуемые «лекарства» в большинстве случаев содержат бытовые ингредиенты, например, куркуму или соду. Еще один популярный мотив – диеты из соков и голодание. С медицинской точки зрения все эти средства абсолютно бесполезны против рака.

Перед роликами сайт показывает рекламу крупных брендов, таких как Samsung, Heinz и Clinique. По правилам размещения рекламы на YouTube, от просмотров вводящих в заблуждение роликов получает деньги и сам видеохостинг, и авторы видеозаписей.

Журналисты искали ролики на английском, португальском, русском, арабском, фарси, хинди, украинском, французском и итальянском языках.

Например, если набрать в YouTube «лекарство от рака» на русском языке, то пользователю, среди прочего, выдадут ролики о пользе пищевой соды. В связке с этими роликами рекомендуются материалы о других бесполезных средствах, таких как морковный сок и голодание.

Эксперт Института исследований данных и общества Эрин Макауини объясняет, что поскольку алгоритмы YouTube рекомендуют зрителям видео, похожие на те, которые они смотрят, то сайт просто переходит от одного ролика на медицинскую тему к другому, никак не различая их по степени достоверности.

Что сказали рекламодатели 

Исследователям из Службы мониторинга и Бразильской службы BBC перед просмотром видеозаписей YouTube показывал рекламные ролики.

Помимо рекламы брендов Samsung, Heinz и Clinique, они увидели рекламу сервиса Booking.com, приложения Grammarly, а также рекламу голливудских блокбастеров и британских университетов. Все это появлялось перед роликами с потенциально опасной дезинформацией.

В компаниях и университетах постарались дистанцироваться от недостоверного контента.

В Samsung сказали, что их промо-кампания «никак не связана и не соотносится» с роликами о народных средствах от рака. «Samsung соблюдает высочайшие стандарты безопасности на всех рекламных платформах, которыми пользуется», – говорится в заявлении южнокорейской компании.

В Kraft Heinz заявили, что у компании «есть постоянно действующие способы контроля, как автоматизированного, так и ручного, задача которых – не допустить того, чтобы нашу рекламу показывали рядом с неуместным контентом».

«Описанный вами случай вызвал у нас беспокойство, и мы приняли меры, чтобы канал, о котором идет речь, заблокировали», – сказали BBC в компании.

Создатели приложения Grammarly, которое исследователи увидели перед 20 роликами о лечении рака кустарными способами, заявили: «Узнав об этом, мы связались с YouTube и потребовали, чтобы нашу рекламу не показывали на подобных каналах или вместе с дезинформирующим контентом».

Собственник бренда Clinique, компания Estee Lauder, и сервис Booking.com не ответили на запросы о комментариях.

В университетах отметили, что их реклама появилась рядом с дезинформирующим роликом только два раза, и после того как с ними связались сотрудники BBC, они отказались от рекламы на каналах с вредоносным контентом.

Какие меры приняты 

Журналисты BBC передали YouTube информацию о дезинформирующих роликах, и сервис демонетизировал 70 из них. Также удалось связаться с создателями пяти таких роликов – двое удалили свои видео. 

Представители YouTube отказались от интервью. 

«Дезинформация – сложный вызов, мы приняли ряд мер, чтобы решить эту проблему и чаще показывать медицинский контент из авторитетных источников. На фоне роликов демонстрируются информационные плашки с авторитетными источниками, а ролики с потенциально вредоносной информацией о здоровье лишаются рекламы. Наша система несовершенна, но мы постоянно работаем над ней, и мы твердо намерены совершенствовать именно этот ее аспект» , – заявили представители видеохостинга.

В конце февраля YouTube отключил монетизацию на видео, продвигающих антипрививочное движение. 23 мая компания объявила, что начнёт убирать с главной страницы вредоносный и шокирующий контент.

Журналист, медиакритик, фотограф. Работал на ТВ (телеканалы «Алматы», Astana, КТК, 7 канал), в печатных и мультимедийных интернет-изданиях, сотрудничал с проектом «Радиоточка» до его закрытия в 2017 году, занимался медиакритикой в издании «Новый репортёр».

Factcheck.kz