Правда ли, что в ЕС разрешили шпионить за журналистами?

22 июня 2023 года в русскоязычных СМИ со ссылкой на британскую газету The Times появилась информация о том, что в Европейском союзе разрешили шпионить за журналистами (1, 2, 3, 4). Как сообщают информационные ресурсы, речь идёт об установке шпионского программного обеспечения (ПО) на компьютеры и телефоны журналистов, причём в рамках любого уголовного дела, «от терроризма до кражи велосипедов».

Редакция Factcheck.kz решила проверить сообщения СМИ.

Вердикт: Манипуляция

Положения, о которых идёт речь, являются частью законопроекта, выложенного Европейским советом в публичном доступе. Для окончательного вступления в силу его должен принять Европейский Парламент (1, 2). Тогда как The Times упоминает, что речь идёт о проекте закона, СМИ, перепечатавшие новость, опускают этот момент.

Вместе с этим, согласно документу, гипотетическая установка шпионского ПО на устройства журналистов разрешена далеко не в любом случае, хотя стоит признать, список исключений довольно обширный. Он привязан к статье 2 Рамочного решения Совета, которая постановляет уголовное преследование за 32 преступления разной степени тяжести. В том числе, «организованный или вооруженный грабёж», «торговлю людьми», «коррупцию», «подделку продукции и пиратство». Также поправка 4 к Статье 4 разрешает государственным органам использовать шпионское программное обеспечение для слежки за журналистами, если этого требует «национальная безопасность».

Подробнее о регламенте:

В поправках Совета ЕС адресованного Комитету постоянных представителей (Permanent Representatives Committee) об установке шпионского ПО пишут следующее (стр 21):

Развертывание шпионского ПО должно происходить только в том случае, если оно оправдано высшим требованием в интересах общества, предусмотрено национальными законами и соответствует Статье 52 Устава в толковании Европейского Суда (Court of Justice and other Union law) и имеет место при расследовании преступлений, указанных в статье 2 Рамочного решения Совета 2002/584/JHA21.

Согласно Статье 2 Рамочного решения совета, в списке на Европейский ордер на арест числится 32 преступления разной степени тяжести, начиная от терроризма, торговли людьми и изнасилования, заканчивая коррупцией, вооружённым грабежом и мошенничеством.

Контекст: законопроект и его критика

16 сентября 2022 года Европейская комиссия опубликовала акт о свободе СМИ. Закон, по словам комиссии, направлен на защиту плюрализма и независимости прессы в ЕС. В нём, помимо прочего, есть статья 4 «о правах поставщиков медиа-услуг», которая закрепляет право на защиту источников информации работников медиа.

2 мая 2023 года Европейская федерация журналистов направила письмо государствам-членам ЕС, где предложила свои варианты доработки текста статьи 4. Организация аргументировала это тем, что меры защиты, предусмотренные в акте, недостаточны для эффективной защиты прав журналистов, запрета слежки и защиты журналистских источников.

24 и 30 мая Совет ЕС провёл обсуждение с рабочей группой, в результате которого, в соответствии с пунктом (c) статьи 4, значительно расширился список преступлений, оправдывающих использование шпионских программ в отношении журналистов и их источников.

В поправках в текст от 7 июня Совет ЕС внёс дополнение 4 в статью 4, согласно которому «национальная безопасность» становится одной из причин использования шпионских программ против журналистов. Инициатором расширения государственных полномочий в статье 4 (4) стала Франция (1, 2) при поддержке Германии и Нидерландов.

По мнению Европейской федерации журналистов, эта поправка лишает смысла весь законопроект, так как формулировка о целях «национальной безопасности» чрезвычайно размыта, а государства смогут использовать шпионское ПО, не предоставляя при этом журналистам и их источникам никаких гарантий безопасности. В Федерации также указывают на то, что подобные меры для защиты национальных интересов идут вразрез с решениями Суда Европейского союза о том, что обеспечение национальной безопасности не освобождает страны Союза от соблюдения базового законодательства, в том числе прав человека.

Далее в тексте законопроекта от 16 июня слово «шпионское ПО» заменяют термином «интрузивное программное обеспечение для слежки».

Ранее журналисты Венгрии, Польши и других стран Союза не раз подвергались слежке через ПО Pegasus. Так, например, в 2021 году Французская разведка подтвердила наличие шпионского ПО на телефонах трёх журналистов.

Согласно расследованию проекта Forbidden Stories, опубликованному в 2021 году, по меньшей мере 180 журналистов по всему миру были подвергнуты слежке через ПО Pegasus компании NSO Group.

19 июня 2023 года правозащитники в лице 65 организаций, в том числе Репортёры без границ (RWB), Access Now, Европейская Федерация Журналистов (EFJ), Организация Европейских цифровых прав (EDRi), подготовили открытое письмо, в котором просят внести следующие изменения в регламент:

  • ограничить перечень преступлений, допускающих репрессивные меры в отношении журналистов и их источников, а также запретить развёртывание шпионского ПО;
  • убрать из регламента исключение для «национальной безопасности»;
  • а также включить надёжные правовые гарантии для защиты и уважения свободной и независимой журналистской деятельности.

Несмотря на письма многочисленных правозащитных организаций, в среду, 21 июня 2023 года, Европейский Совет принял поправки. В этот же день Европейская федерация журналистов опубликовала новое письмо, в котором отвергла позицию Совета ЕС, заявив, что такой закон «подвергнет журналистов и их источники ещё большему риску». На следующий день, 22 июня, Федерация журналистов совместно с 17 СМИ направила письмо зампредседателю Европейской комиссии по ценностям и прозрачности (Values and Transparency) Вере Йоуровой и комиссару Евросоюза по вопросам внутреннего рынка Тьерри Бретону, в котором осудили неправомерные действия ряда компаний ЕС в отношении журналистов и их информаторов.

Factcheck.kz