Вестник госзакупок | Как Даниал Ахметов арендовал вертолёт для нового акима ВКО за 162 млн тенге 

В 2021 году мы рассказывали о том, как аппарат акима Восточно-Казахстанской области Даниала Ахметова пытался арендовать вертолёт за сотни миллионов тенге. С тех пор прошло уже два года. Ахметов, который возглавлял регион более восьми лет, с июня 2023 года не является акимом. Несмотря на это, ведомство до сих пор продолжает тратить деньги налогоплательщиков на воздушные перевозки, как и раньше.

В этот раз редакция Factcheck.kz рассказывает, как акимат ВКО закупал услуги авиаперевозок у своего же подведомства с 2020 года, и как получилось, что Даниал Ахметов арендовал вертолёт своему преемнику.

Вертолёты для нового акима ВКО 

Экс-аким Восточно-Казахстанской области Даниал Ахметов был снят с должности 16 июня 2023 года указом президента. Ахметов руководил администрацией региона с 2014 года. После его ухода новым акимом региона был назначен бывший посол Казахстана в России Ермек Кошербаев.

8 июня, когда Ахметов ещё возглавлял администрацию ВКО, на портале госзакупок аппарат акима разместил объявление о закупке транспортных услуг вертолётом. На это планировали выделить 162 276 785 тенге. Интересно, что срок приёма заявок закончился за день до увольнения Ахметова. В результате вертолёты арендовали уже под руководством Кошербаева. Отметим, что победителем тендера стало подведомство аппарата акима «Авиационное подразделение Восточно-Казахстанской области». Договор с организацией был заключен напрямую, без конкурса.

Согласно требованиям, речь идет об аренде двух вертолётов первого и второго классов. Вертолёт первого класса должен вмещать 22 человека, а также груз весом 3000 кг внутри кабины с учётом пассажиров. Вертолёт второго класса вмещает шесть человек и груз в 400 кг. Все транспортные судна должны базироваться в аэропорту Усть-Каменогорска, а совершать перевозки необходимо ежедневно: в выходные и праздничные дни. Также отмечается, что более дорогой вертолёт должен провести в полёте не менее 148 часов, а другой — всего три часа. 

По данным портала, конкурс на аренду вертолётов состоит из двух лотов: на первый выделили 160 276 785 тенге, а на второй — 2 000 000 тенге. После подписания договоров сумма закупки снизилась. В первом случае цена упала до 160 276 731 тенге, а вот втором — до 1 836 632 тенге. Всего на аренду вертолётов планируют потратить 162 113 363 тенге. Таким образом час полёта на вертолете первого класса обойдется налогоплательщикам в 1 082 950 тенге, а второго класса в 612 210 тенге. 

При этом исполненная сумма на сегодняшний день меньше той, что была утверждена после подписания договора. Пока за полеты на вертолёте первого класса акимат уплатил 113 345 972 тенге, а за судна второго класса — ничего. Тем не менее сотрудники ведомства уже совершили 39 перелётов. Согласно электронным актам на портале госзакупок, самые дорогие полёты были совершены 15 июня и 1 июля, оба стоили казне по 7 378 101 тенге. 

Сколько стоили вертолёты в 2022 году 

В прошлом году аппарат акима ВКО провёл две аналогичные госзакупки. Первую разместили 17 февраля 2022 года, тогда на аренду выделили 151 785 714 тенге. Объявление также состояло из двух лотов: на вертолёт первого класса планировали потратить 149 785 714 тенге, на транспорт второго класса — 2 000 000 тенге. Требования были аналогичны предыдущим тендерам, за исключением того, что вертолёт подороже должен был совершить не менее 178 часов полётов, а второй — четыре часа. В обоих случаях поставщиком также выбрали Авиационное подразделение ВКО.

После подписания договора итоговая сумма за вертолёт первого класса составила 149 288 282 тенге, а за второй класс — 1 831 007 тенге. Однако по факту акимат заплатил ещё меньше. В первом случае аренда вертолета обошлась в 148 378 294 тенге, а во втором — 1 106 386 тенге. Всего работники аппарата акима совершили 60 перелётов общей стоимостью в 166 183 689 тенге, что на 16 699 009 тенге больше суммы, которую ведомство выплатило по факту. Самый дорогостоящий полет стоил 6 810 229 тенге.

Во второй госзакупке речь шла о сумме в 72 611 607 тенге на аренду вертолёта первого класса. Фактически акимат уплатил только 32 149 818 тенге. Согласно техспецификации, вертолёт должен был пробыть в воздухе не менее 86 часов. Всего транспортное средство совершило девять перелетов на 36 007 796 тенге. Это на 3 857 978 тенге больше фактически выплаченной суммы. Самый дорогой перелет тогда стоил 6 183 970 тенге. 

Борьба за вертолёт в 2021 году

В 2021 году ситуация была ещё более интересной. Дело в том, что сотрудникам акимата никак не удавалось арендовать вертолёты из-за внимания общественности. В первый раз ведомство опубликовало соответствующее объявление 4 октября. На авиаперевозки выделили 139 044 196 тенге. Однако на госзакупку обратили внимание авторы канала «За нами уже выехали». После общественного резонанса тендер был отменён, однако впоследствии его возобновили. 

Новое объявление на портале госзакупок обнаружила наша редакция. Материал об этом можете прочитать здесь. 10 октября Управление государственных закупок ВКО (подведомство акимата) разместило объявление, подписанное на латинице как «uslugi vertoletom klassa 1». Сумма осталась той же — 139 044 195 тенге. Предположительно название и заказчик были изменены, чтобы его было сложнее найти по открытым источникам. Несмотря на то, что на участие в конкурсе была подана одна заявка, он всё-таки не состоялся

Но на этом власти не остановились и всё-таки смогли арендовать заветный вертолёт. 10 ноября 2021 года аппарат акима опубликовал уже третье объявление на аренду транспортных услуг вертолётом первого класса, и в этот раз закупка состоялась. Изначальная сумма осталась неизменной 139 044 195 тенге, но по факту акимат потратил 132 166 480 тенге за 15 перелетов. Согласно требованиям, судно совершило не менее 189 часов полета. 

Отметим, что до общественного резонанса акимат провёл ещё одну госзакупку вертолётов. 15 февраля аппарат акима ВКО выделил 108 006 251 тенге на аренду воздушных судов первого и второго класса. Тогда акимату понадобились два вертолёта МИ-8 первого класса и ещё один классом ниже. После заключения договоров общая стоимость составила 107 194 119 тенге, но заплатили власти 105 453 242 тенге. Первый вертолёт обошелся в 55 574 092 тенге, второй — 48 673 981 тенге, а третий — 1 205 169 тенге. Победителями всех тендеров стало уже знакомое нам «Авиационное подразделение Восточно-Казахстанской области».

Исходя из того, что каждый год акимат ВКО проводит по две госзакупки на аренду вертолётов можно предположить, что в 2023 году будет объявлен ещё один аналогичный конкурс. 

Что тут не так

К вышеописанным госзакупкам много вопросов. Трудно не обратить внимание, что победителем всех тендеров становилось «Авиационное подразделение Восточно-Казахстанской области аппарата акима Восточно-Казахстанской области». Подотчётность акимату подтверждает как название ведомства, так и тот же сайт государственных закупок. Получается власти сами себе платят деньги за вертолёты.

Кроме того, все госзакупки осуществлялись из одного источника по несостоявшимся госзакупкам. Чаще всего это происходит, когда отсутствуют заявки от поставщиков, или они не не соответствуют условиям организатора. Однако в случаях с вертолётами все немного странно. Управление госзакупок ВКО сперва проводит по несколько открытых конкурсов, которые признаются несостоявшимися, несмотря на поданные заявки, а затем ещё один тендер, в котором напрямую выбирает поставщика (примеры тут, тут и тут).  

Кроме того, с 2021 года в электронных актах госзакупок акимат перестал прикреплять документы с информацией о маршрутах полётов, как это было ранее (примеры тут, тут и тут). Из-за этого невозможно узнать куда именно летали сотрудники ведомства на арендованных вертолётах. Также стоит отметить, что, судя по приведённой информации, с годами часы полётов только сокращаются, но цены на авиаперевозки при этом растут. 

Ну и самое очевидное — непонятно, для каких конкретно целей сотрудникам акимата ВКО необходимы вертолёты первого класса, поскольку в техспецификации это не указано. Сам экс-аким региона Даниал Ахметов говорил, что вертолёты арендуются для охраны лесов и авиамедицины. Однако Управление природных ресурсов ВКО проводит отдельные тендеры по аренде вертолётов для этих целей и за меньшие суммы (примеры тут, тут и тут).

Родился в городе Алматы. Окончил факультет журналистики в КазНУ им. Аль-Фараби. С 2017 года работал корреспондентом в нескольких казахстанских изданиях.

Factcheck.kz