Сколько денег тратит аппарат акима Алматы на аренду автомобилей

Алматинский акимат славится неоднозначными тратами государственных средств. О некоторых из них мы уже рассказывали. Например, выделение 260 млн тенге на отслеживание критики в адрес главы города Ерболата Досаева, 20-минутное шоу дронов за 71 млн тенге или проведение конкурса для «пропаганды семейных ценностей» за 9 млн тенге. 

В этом материале редакция Factcheck.kz рассказывает, сколько денег уходит из госбюджета на аренду элитных авто для высшего руководства южной столицы.

Элитный транспорт 

По данным портала госзакупок, аппарат акима Алматы заключает договора на аренду автомобилей дважды в год. В 2024 году первый контракт был заключен 15 января и действовал до конца февраля. Сумма сделки составила 36 751 412 тенге.

Согласно техспецификации, на два месяца акиму Досаеву и его подчинённым необходимо было 14 автомобилей. Среди них: восемь машин представительского класса не ранее 2019 года выпуска, четыре машины высшего среднего класса не позднее 2018 года выпуска и два микроавтобуса на 18 посадочных мест не ранее 2017 года выпуска.

Также к работе необходимо было привлечь 14 водителей, одного диспетчера, одного медработника и двух инженерно-технических работников. Ремонт, техническое обслуживание, а также замена авто в случае необходимости тоже входит в обязанности поставщика. При этом график работы ненормированный, автомобили должны подаваться по заявке акимата. 

Отметим, что в описании подобных тендеров никогда не указывается конкретная марка автомобиля. Вместо этого заказчик указывает год выпуска, объём двигателя, количества посадочных мест и прочие технические характеристики. 

Второй контракт в этом году был заключен в апреле, но по факту действовал уже с первого марта, поскольку рассчитан на 10 месяцев. Его стоимость составила 183 756 990 тенге, на момент написания материала акимат уплатил 55 127 048 тенге. 

Здесь речь идёт о предоставлении трёх автомобилей высшего класса не ранее 2022, 2019 и 2013 года выпуска, одного автомобиля представительского класса не ранее 2019 года выпуска, автомобиля среднего класса не ранее 2010 года выпуска и двух микроавтобусов — не ранее 2017 и 2009 годов выпуска. В остальном требования не изменились, только уточняется, что стоянка для всех перечисленных машин должна находиться не более чем в 10 километрах от здания акимата.

Получается, всего в 2024 году аппарат акима Алматы потратил 220 508 402 тенге на аренду автомобилей. Все контракты были заключены с Хозяйственным управлением города Алматы, подведомственной организацией акимата.

Сколько это стоило раньше

В 2023 году первый договор обошёлся госбюджету в 30 437 946 тенге, а второй в 151 995 123 тенге. Общая сумма составила 182 433 069 тенге, что почти на 40 млн тенге дешевле, чем в этом году.

В 2022 году аппарат акима потратил на автомобили для акима и его подчинённых 146 934 820 тенге: в первый раз 23 800 тенге, а во второй123 134 628 тенге. В 2021 году общая сумма составила 182 823 396 тенге: в начале года акимат уплатил 77 044 762 тенге, а затем — 105 778 634 тенге. А в 2020 году — 208 556 127 тенге: итоговая сумма первого договора была 72 780 758 тенге, а второго135 775 369 тенге.

Также примечательно, что большая часть этих договоров были заключены напрямую, без проведения конкурса. При этом в некоторых контрактах указывается, что заказчик объявлял открытый конкурс на тендер, но в итоге они все равно заключались из одного источника по несостоявшимся госзакупкам (примеры тут, тут и тут). 

Может показаться, что такие большие суммы и количество автомобилей обоснованы тем, что аппарат акима Алматы арендует автомобили не только для высшего руководства, но и районных акиматов или подведомственных управлений. Однако это не так. По факту все эти организации также заключают миллионные контракты с ХОЗУ города Алматы для аренды автомобилей. 

К примеру, в этом году аппарат акима Жетысуского района заключил соответствующий договор на 9 904 761 тенге, акимат Ауэзовского района на 10 363 094 тенге, акимат Алмалинского района на 9 976 326 тенге, акимат Наурызбайского района на 10 362 500 тенге и так далее. То же самое касается и различных управлений города Алматы, входящих в структуру акимата (примеры тут, тут и тут).

В обход закона

Несмотря на то, что в техспецификациях никогда не указываются модели арендованных автомобилей, журналисты неоднократно рассказывали о том, какие автомобили числятся на балансе алматинского акимата. Так, по данным самих чиновников, автопарк акимата составляет 160 автомобилей, из них сотню используют для служебных поездок госслужащих. 

По официальной информации, в автопарке представлены такие модели, как Toyota Land Cruiser, Toyota Hiace, Toyota Coaster, Kia K900, Skoda Superb 2018 года, Kia Cadenza 2015 года, Kia Quoris 2013 года и Mercedes-Benz Sprinter. Однако журналисты BES.media выяснили, что высшие чиновники южной столицы также используют для поездок такие элитные авто, как Mercedes-Benz S400, Mercedes-Benz S500 или шестилитровый Mercedes-Maybach S680.

Ситуация интересна тем, что в 2019 году казахстанским госорганам запретили покупать автомобили иностранного производства. Закон предписывал осуществлять государственные закупки и аренду только у отечественных производителей. Позднее закон пересмотрели, и в 2020 году был введён трехлетний мораторий на закупки автомобилей и мебели для государственных органов и национальных компаний

Всё это время чиновники брали машины в аренду. Однако в середине 2023 года мораторий прекратил действовать и с того момента, по данным Министерства финансов, госорганы уже потратили 26,8 млрд тенге на закупку автотранспортных средств.

Родился в городе Алматы. Окончил факультет журналистики в КазНУ им. Аль-Фараби. С 2017 года работал корреспондентом в нескольких казахстанских изданиях.

Factcheck.kz