Акимат Шымкента потратил почти 60 млн тенге на пропаганду на билбордах

Редакция Factcheck.kz не раз писала о том, как в Казахстане тратят сотни миллионов тенге на государственную пропаганду. Интересно, что если в некоторых регионов власти пытаются скрыть столь неоднозначные госзакупки, акимат Шымкента открыто тратит деньги на размещение баннеров, сообщающих населению об успехах работы правительства.

Рассказываем, как местные власти потратили десятки миллионов тенге ради создания образа развивающегося города.

Пропаганда за 60 млн тенге

26 января Управление внутренней политики и по делам молодёжи Шымкента разместило объявление на установку в городе баннеров с «наглядно-пропагандисткими» текстами. Изначально на это было выделено 62 500 000 тенге, но после подписания договора сумма снизилась до 59 375 000 тенге. Всего в конкурсе участвовали три поставщика, победителем стало ТОО «Рекламное агентство April». 

Согласно описанию лота, на баннерах будут размещены тексты о реализации государственных программ, реформ и социально-экономическом развитии города Шымкент. Примечательно, что в техспецификации не указывается, какие конкретно слоганы и надписи будут установлены в городе, поскольку каждый проект необходимо согласовывать с заказчиком. Известно только, что общий объём материалов составит не менее 18 000 квадратных метров. 

Договор на установку баннеров будет действовать в течение года. Согласно условиям, в месяц поставщик обязан устанавливать в городе по 30 соответствующих конструкций. В них входят: ситиборды, скроллеры, хорека, билборды и другие виды наружной рекламы. Кроме того, при изготовлении должны использоваться только экологичные материалы. 

Примеры того, как выглядит такая пропаганда, можно посмотреть в Instagram-аккаунте рекламного агентства, выигравшего тендер. В нём можно найти баннеры о необходимости своевременной уплаты алиментов, опасности коррупционных преступлений, а также множество билбордов с изображением бывшего президента страны Нурсултана Назарбаева (примеры тут, тут и тут).

Один победитель на все времена

Отметим, что акимат Шымкента не в первый раз проводит подобный конкурс. Изучив госзакупки с 2021 года, мы увидели, что тендеры по установке наглядно-пропагандистских баннеров разыгрываются регулярно, причем стабильно по два раза в год.

В прошлом году городские власти заключили два контракта на установку баннеров: первый договор заключили 27 марта на сумму 42 410 714 тенге, второй — 29 мая на 43 303 571 тенге. И так ситуация повторялась из года в год. В 2022 году первый контракт заключили 28 февраля на 86 178 571 тенге, а второй — 28 июня на 42 410 714 тенге. В 2021 году первый договор — 2 марта на 81 171 964 тенге, а второй — 1 июля на 42 410 714 тенге. 

Интересно, что общие суммы контрактов за годы заметно изменились. Судя по приведенной информации, больше всего акимат уплатил за баннеры в 2022 году — 128 589 285 тенге, а меньше всего в 2023 году — 85 714 285 тенге. Не берём в расчёт текущий год, так как, скорее всего, во второй половине будет проведён ещё один подобный тендер. 

Помимо цен менялся также и объём производимой продукции. В 2023 году напечатали 26 000 квадратных метров, в 2022 — 38 тысяч, а в 2021 — 39 тысяч. Интересно, что два года назад поставщик потребовал сделать особый упор на распространение материалов о «проведении политических реформ и государственных программах совместного строительства нового Казахстана».

При этом среди всех эти контрактов есть один неизменный знаменатель. Ежегодно победителем становилось уже знакомое нам рекламное агентство April. Несмотря на то, что каждый тендер проводился способом открытого конкурса, в котором участвовало по 2-3 претендента, победитель оставался неизменным.

Агентство, к слову, занимается не только этими госконтрактами. Судя по профилю в соцсетях, компания также занималась оформлением отчётных встреч акима Шымкента с населением, международных бизнес-формумов и билбордов к государственным праздникам в городе. Для примера, по данным портала госзакупок, в прошлом году рекламное агентство заключило с властями Шымкента 10 договоров на общую сумму 233 377 929 тенге. В нынешнем году пока три на сумму 139 250 152 тенге.

Ситуация в других городах

Справедливости ради отметим, что власти Шымкента — не единственные, кто готов тратить сотни миллионов тенге на установку баннеров. 

Ранее мы рассказывали, как в текущем году акимат Астаны заключил сразу семь договоров на размещение информации на рекламных конструкциях на общую сумму 397 540 500 тенге. Причем пять из них, то есть самые крупные, достались одной компании — ТОО «Modern Advertising Solutions», которая до 2024 года никогда не участвовала в госзакупках. 

Значительная часть расходов, около 175 млн тенге, потратили на рекламу Всемирных игр кочевников. Позже появилась информация о том, что бюджет игр кочевников был сокращён. Однако неизвестно, относится ли это и к расходам на рекламу.

Также мы рассказывали о том, как баннеры, вещающие об успехах в работе правительства, размещают власти Петропавловска. В текущем году местный акимат заключил два соответствующих контракта на общую сумму 130 150 000 тенге. Сумма первого составила 74 650 000 тенге, а второго55 500 000 тенге.

По задумке властей, эти билборды должны способствовать «формированию у населения позитивного отношения к реформам», демонстрировать «наглядно-информационную поддержку госпрограммам», а также «воспитывать у населения чувство казахстанского патриотизма». Однако проблемы региона от этого не решаются, о чём часто пишут местные журналисты, попутно критикуя подобные инициативы правительства. 

Родился в городе Алматы. Окончил факультет журналистики в КазНУ им. Аль-Фараби. С 2017 года работал корреспондентом в нескольких казахстанских изданиях.

Factcheck.kz