Анализируя сайт госзакупок, редакция Factcheck.kz обнаружила, что акимат Алматы выделил больше 100 млн тенге на проведение ежегодного Международного гостиничного форума, призванного среди прочего содействовать развитию туризма. Мы решили разобраться, что представляет из себя это мероприятие, и насколько оправдана это статья расходов.
Форум в подробностях
12 июля Управление туризма города Алматы опубликовало объявление о проведении «Седьмого международного гостиничного форума», на который выделили 113 392 857 тенге. На момент написания материала победителем выбрано ТОО SLV-group.kz, однако договор ещё не заключен.
Форум будет проходить во втором или третьем квартале года и продлится два дня. Озвучиваемая цель — создание диалоговой площадки для развития гостиничного бизнеса и туристической отрасли. Мероприятие рассчитано на 500 человек, для его проведения поставщику необходимо арендовать конференц-зал пятизвёздочного отеля и еще два малых зала. Разработка концепции, оформление и техническое оснащение форума также ложится на плечи победителя тендера.
Согласно техспецификации, в этом году на форум будут приглашены 10 международных экспертов и 16 членов стран-делегаций ШОС. Им будут оплачены визы, перелёт туда и обратно, трансфер из аэропорта и проживание в пятизвёздочном отеле. Также акимат предоставит каждому из них автомобиль представительского класса для поездок по городу.
Помимо экспертов на форум также приглашены ряд чиновников, а именно: сотрудники министерства туризма и спорта, акимата Алматы, регионального управления по туризму, а также представители гостиничного и туристического рынков Казахстана.
Само мероприятие представляет из себя серию лекций, дискуссий, пресс-конференций и мастер-классов. По задумке организаторов, это простимулирует развитие гостиничной сферы в городе. Помимо этого форум нуждается в нескольких ведущих и будет сопровождаться официальной церемонией открытия и закрытия, пятью музыкальными номерами и музыкальным сопровождением на протяжении всех встреч.
Также для участников форума будет организовано бесплатное питание: утренний кофе, кофе-брейк два раза в день, масштабный обед и вечерний приём в премиальном ресторане города на 50 человек с лайв-бэндом и ведущим. Предположительно на ужин будут приглашены только чиновники и иностранные гости. Кроме того, по окончанию мероприятия зарубежным экспертам вручат сувениры и памятные подарки и запишут с каждым небольшое видеоинтервью с отзывами о форуме.
Для освещения форума будут приглашены представители 20 интернет-СМИ, одного телеканала и блогеры. По итогу на новостных сайтах должно быть опубликовано 40 публикаций, 10 публикаций от блогеров и 25 рекламных спотов на радио. Охват в медиа должен составить 13 млн показов.
Как дорожал форум
Гостиничный форум проводится в Алматы на регулярной основе с 2014 года. Изначально он проходил в отеле The Ritz-Carlton Almaty, но с 2016 года организаторы арендуют конференц-зал отеля Rixos. Об этом свидетельствует множество фотографий из СМИ и соцсетей (примеры тут, тут и тут). Вероятно, приглашенные эксперты и делегаты проживают в том же отеле.
Чаще всего в качестве спикеров на форум приглашают экспертов в сфере гостиничного бизнеса из России, Грузии, Азербайджана и стран ближнего зарубежья. Но, по словам чиновников из Управления туризма, в последние годы на форум также стали приезжать гости из Индии, Сингапура, ОАЭ, Германии, Греции, Кипра, Польши и Франции.
Примечательно, что в этом году акимат Алматы потратил рекордное количество денег на проведение форума. Для сравнения, в 2023 году на то же мероприятие из госбюджета выделили 54 616 071 тенге, что в два раза меньше нынешней суммы. В 2022 году на проведение форума выделили 53 571 428 тенге, в 2019 году — 16 071 428 тенге, а в 2018 году всего 14 642 857 тенге. В 2020 и 2021 годах форум не проводился из-за пандемии коронавируса.
Получается, что с 2018 года стоимость организации форума выросла почти в восемь раз. Возможно, одна из причин заключается в том, что власти решили привлекать к нему большее количество гостей. Дело в том, что до 2022 года на форум стабильно приглашали всего пять международных экспертов и 100 гостей в общем. Затем число приглашенных выросло до 10 экспертов и 300 гостей, а в этом году — до 10 экспертов, 16 делегатов из ШОС и 500 гостей в общем.
Развивается ли туризм?
Редакция Factcheck.kz не раз рассказывала о значительных тратах бюджета на развитие туризма — различные шоу, приглашение иностранных блогеров, а также реклама городов в местных и зарубежных СМИ. Во всех этих случаях, включая гостиничный форум, сложно сказать, насколько подобные траты способствуют развитию туризма.
В идеале, помимо отчётов о росте турпотока, которые сами нуждаются в проверке, необходимо качественное исследование, которое сможет проанализировать связь между упомянутыми мероприятиями и развитием туризма. Например, в ноябре 2023 года акимат Алматы доложил, что туристические выставки и фестивали способствовали росту туризма на 25,5% в первом полугодии, однако в тексте не объясняется, каким образом ведомство пришло к такому выводу.