Формируется новый глобальный гендерный разрыв — Financial Times

Сегодня общепринято представление о том, что политические взгляды и гуманистические ценности разительно различаются от поколения к поколению (1, 2, 3). Например, в глобальной картине мира молодые люди в среднем более либеральны, чем представители старших поколений. Однако, по словам Элис Эванс, приглашённого научного сотрудника в Стэнфордском университете и ведущего исследователя в этом вопросе, современная молодёжь младше 30-ти переживает огромный гендерный разрыв, сообщает Financial Times.

Как отмечает Эванс, зумеры или Поколение Z — рожденные в промежутке между 1997 и 2012 годами — по своим взглядам представляет собой два поколения, а не одно. В первой группе — молодые женщины, а во второй — молодые мужчины.

Если в предыдущих поколениях представители двух гендеров в равной степени распределялись по шкале политических предпочтений, то, согласно новым социологическим данным, девушки от 18 до 30 лет во многих странах на разных континентах гораздо более либеральны, чем их ровесники мужского пола.

В США и Германии ценностный разрыв между зумерами двух полов составляет более 30 пунктов, в Великобритании — 25. В более простых терминах: на выборах в Польше в прошлом году почти половина юношей в возрасте от 18 до 21 поддержали ультраправую Конфедерацию свободы и независимости. Среди девушек того же возраста поддержку коалиции выразили только около 16%.

И этот феномен не ограничивается западными странами: такая же тенденция наблюдается среди зумеров в Южной Корее и Китае, а также в африканском Тунисе.

Формируется новый глобальный гендерный разрыв — Financial Times
Источник: Financial Times

В статье говорится, что разрыв в политических предпочтениях зумеров стал расти шесть лет назад, а ключевым триггером стало движение #MeToo. Набравшие популярность и поддержку ценности феминизма дали молодым женщинам импульс выступить против социальной несправедливости.

Особенно благодатную почву движение нашло в Южной Корее, где гендерное неравенство и неприкрытая мизогиния до сих пор остаются в порядке вещей. На выборах в 2022 году юноши в значительной степени поддержали консервативную партию Сила народа, в то время как девушки в такой же степени поддержали Демократическую партию.

Но желание молодых мужчин сохранить статус кво и стремление к либеральным переменам, которое демонстрируют молодые женщины, отражается не только на электоральном процессе. Идеологическая и ценностная пропасть, которая разделяет одно поколение повлияла на межличностные отношения. Количество браков в Южной Корее резко снизилось, рождаемость упала до 0,78 ребенка на одну женщину — это самый низкий показатель в мире. И хотя Корея представляет собой экстремальную ситуацию, она может служить предупреждением для других стран, пишет Financial Times.

Вместе с тем, отмечает издание, поляризованное отношение к движению #MeToo также вызвало или, по крайней мере, отчасти является причиной перераспределения молодых мужчин и женщин на консервативные и либеральные лагеря и относительно других вопросов. Молодые жительницы США, Великобритании и Германии сегодня придерживаются гораздо более либеральных позиций, чем их ровесники мужского пола, по вопросам иммиграции и расового неравенства.

При этом, хотя общий тренд показывает, что девушки всё больше склоняются к левым ценностям, в то время как юноши, в основном сохраняют свои позиции на шкале консерватизма, есть признаки того, что, например, в Германии всё больше молодых мужчин младше 30 лет активно движутся «вправо». В последние годы они гораздо негативнее настроены по отношению к иммигрантам, чем представители более старших поколений, и сдвинулись в сторону ультраправой партии Альтернатива для Германии.

Статья призывает не относиться к проблеме слишком легко, надеясь, что идеологический разрыв внутри поколения Z — только временное явление. Как показывают исследования, политические взгляды, которые формируются в период становления личности не так просто изменить. Ситуация усугубляется тем, что, живя в эпоху смартфонов и социальных сетей, молодые мужчины и женщины всё больше обитают в разных информационных пузырях и виртуальных культурах, которые мало соприкасаются между собой.

Так как молодежь пока не принимает активного участия в политических процессах, ценностные противоречия внутри поколения Z могут казаться неважными. Однако последствия этих противоречий — предостерегает Financial Times — вероятно, окажут влияние на многие сферы общественной жизни в будущем.

лингвистка, фактчекерка

Factcheck.kz