Контроль обещаний | Предвыборная кампания Касым-Жомарта Токаева в 2019 году

По итогам выборов президента Казахстана 20 ноября 2022 года, Касым-Жомарт Токаев набрал 81,31% голосов избирателей, в очередной раз став главой государства. Прошедшие выборы означают, что один срок полномочий Токаева, занявшего пост президента более трёх лет назад, истёк. Во время своей предвыборной кампании в 2019 году Токаев сделал ряд обещаний, касающихся социально-экономического и политического развития страны. Редакция Factcheck.kz считает, что сейчас самое время выяснить, какие из обещаний президент смог выполнить, а какие нет.

Материал будет дополняться

Экономика

Обещание: Мы будем бороться с коррупцией, пока она не будет искоренена. Коррупция подрывает государство и общество, создает серьезную угрозу национальной безопасности, блокирует развитие государства.

Касым-Жомарт Токаев

Вердикт: Не выполнено

О борьбе с коррупцией с высоких трибун заявляется довольно часто. При этом, если опираться на данные, говорить о каких-либо успехах в её решении рано. И громкие уголовные дела, которые время от времени возбуждаются в отношении высокопоставленных чиновников, судя по всему, не служат предостережением для их подчиненных и населения в целом.

Согласно соцопросу Агентства РК по противодействию коррупции, в 2019 году доля лиц, которые в предыдущие 12 месяцев хотя бы раз связывались с государственным должностным лицом, и которые заплатили взятку государственному должностному лицу, или от которых это должностное лицо требовало взятку, составила 4,9%, в 2020 — 3,6%, а в 2021 — уже 13,7%, что на 0,4 выше чем в 2018 году. Аналогичный опрос среди коммерческих компаний показал следующие результаты: в 2019 году — 8,5%, в 2020 — 2,8%, а в 2021 — 6,6%.

При этом количество преступлений по статьям о взяточничестве, по данным Комитета по правовой статистике и специальным учётам, за последние четыре года колебалось. За 10 месяцев 2022 года было зарегистрировано 952 правонарушения. За тот же период 2019 года таких правонарушений было 1085, в 2020 году их число выросло до 1225, а в 2021-м снизилось до 952.

Общая статистика коррупционных преступлений также подвержена колебаниям. За январь-октябрь 2022 года зарегистрировано 1600 коррупционных преступлений. За аналогичный период 2019 года было зарегистрировано 2164 преступлений, в 2020-м — 2208, в 2021-м — 1482.

Согласно ежегодному отчёту Corruption Perception Index (рус — Индекс восприятия коррупции), публикуемому неправительственной международной организацией Transparency International, в 2019 году Казахстан получил 34 балла из 100 возможных, расположившись на 113 месте из 180. В 2020 году страна улучшила свои позиции, набрав 38 баллов и оказавшись на 94 месте, на этот раз из 179. В 2021 года индекс Казахстана снизился на 1 пункт, до 37 баллов, а позиция — до 102 места.

Справка: Индекс восприятия коррупции оценивает воспринимаемый уровень коррупции в государственном секторе на основе мнений экспертов и предпринимателей. Количество баллов, полученных страной, отражает уровень восприятия коррупции в государственном секторе по шкале от 0 до 100, где 0 означает очень высокий уровень коррупции, а 100 — очень низкий

Государство также занимается подсчётом восприятия населением уровня коррупции. Происходит это в рамках мониторинга Целей устойчивого развития до 2030 года. При этом данные соцопроса Агентства РК по противодействию коррупции показывают более оптимистичные результаты, чем Transparency International. После небольшого роста с 62,6 до 64,9% в 2021 году, показатель снизился до 55%. Методология данного опроса, к сожалению, на сайте Бюро национальной статистики не предоставляется.

Обещание: Уменьшим зависимость бюджетных расходов от цен на сырье

Касым-Жомарт Токаев

Вердикт: Не выполнено

В отчёте Счетного комитета по контролю за исполнением бюджета за 2021 год говорится, что республиканский бюджет по-прежнему зависит от ситуации на мировых сырьевых рынках. В том числе сохранилась прямая зависимость экспорта нефти от мировых цен, не выполнен план Национального фонда по снижению зависимости государственного бюджета от нефтяных доходов. Кроме того, установлено усиление зависимости консолидированного бюджета от сырьевого сектора. Учитывая ситуацию на международной арене в 2022 году и его влияние на Казахстан, можно с большой долей уверенности утверждать, что задача уменьшения зависимости расходов от цен на сырье, не была достигнута.

Обещание: Доведём долю малого и среднего предпринимательства в экономике до 30 процентов.

Касым-Жомарт Токаев

Вердикт: Выполнено

По информации министерства национальной экономики, в конце 2019 года доля МСБ в ВВП составила 31,7%. В 2020 и 2021 показатель был равен 32.8% и 33.5% соответственно. Halyk Research со ссылкой на Бюро национальной статистики пишет, что по итогам I квартала 2022 года доля МСБ в ВВП составила 32.5%. Таким образом, если опираться на официальные данные, обещание считается выполненным.

При этом вышеизложенная информация позволяет предположить, что к моменту вступления Токаева в должность президента доля МСБ в ВВП была уже очень близка к 30%, а, возможно, даже равна ей (к сожалению, поквартальные показатели за предыдущие годы отсутствуют). Поэтому можно ли считать подобный рост МСБ достижением политики главы государства — вопрос вполне резонный.

Обещание: К 2022 году мы повысим производительность труда в сельском хозяйстве в 2,5 раза.

Касым-Жомарт Токаев

Вердикт: Частично выполнено

По данным Бюро национальной статистики, за первые шесть месяцев 2019 года производительность труда в сельском хозяйстве (на одного работника) составила 526 600 тенге. А за тот же период 2022 года достиг 923 400 тенге. Следовательно, производительность труда увеличилась не в 2,5 раза, как говорил Токаев, а в 1,7 раза.

Обещание: Завершим газификацию Центрального Казахстана по проекту «Сарыарка» и завершим строительство магистральной части в 2019 году.

Касым-Жомарт Токаев

Вердикт: Частично выполнено

В декабре 2019 года завершено строительство первой очереди линейной части 1 061,3 км магистрального газопровода «Сарыарка» по маршруту «Кызылорда — Жезказган —Караганда — Темиртау — Астана».

Однако, по более свежим данным Министерства национальной экономики, строительство газораспределительных сетей продолжилось и в 2021 году: ведется строительство газораспределительных сетей в городах Караганда, Темиртау и Жезказган. А старт второго этапа пусковых комплексов (газификация г. Шахтинска, Жанааркинского и Сарыбельского районов) был запланирован на 2022 год.

Социальная политика

Обещание: Мы продолжим социальную политику и дополнительно выделим более 2 триллионов тенге на развитие социальной сферы.

Касым-Жомарт Токаев

Вердикт: Выполнено

В 2019 году расходы республиканского бюджета на социальный блок составили 5,2 трлн тенге. А в 2021 году из расходов республиканского бюджета на социальную сферу ушло 7,5 трлн тенге либо 50% от общего объема расходов. За три года ассигнования на социальную сферу выросли на 2,3 трлн тенге.

Обещание: Окажем социальную поддержку сотрудникам правоохранительных органов и их семьям.

Касым-Жомарт Токаев

Вердикт: Частично выполнено

В соответствии с законом, принятым 1 апреля 2021 года, установлен механизм жилищных выплат сотрудникам ОВД, аналогичный тому, что есть у военнослужащих. В связи с этим в начале декабря 2021 год заместитель министра внутренних дел Мурат Баймукашев сообщал, что с начального периода обеспечения полиции жилищными льготами их число увеличилось более чем в 4 раза, и что 70% нуждающихся в жилье сотрудников обеспечены такими выплатами. Проверить эти цифры не представляется возможным, тем не менее, закон был принят и попытки поддержки, судя по всему, предпринимаются.

В тот же период бывший министр внутренних дел Ерлан Тургумбаев заявлял, что в «рамках поручения президента» до 2023 года заработная плата сотрудников полиции будет поэтапно расти с 50 до 90%. Поскольку крайний срок ещё не настал, проверить подобный рост мы не можем.

Известно, что, по данным Бюро национальной статистики, в III квартале 2022 года среднемесячная номинальная заработная плата работников в сферах государственного управления и обороны составила 249 408 тенге. Это на 20,6% больше чем в соответствующем периоде 2021 года (206 867 тенге). Примечательно, что рост реальной заработной платы за год составил всего 3,7%. В III квартале 2020 года номинальная зарплата была 178 544 тенге, а 2019 года — 162 877 тенге. Медианная заработная плата работников сфер госуправления и обороны выросла со 101 775 тенге до 143 983 тенге или на 41%. Трудно сказать, является ли данный рост свидетельством непосредственно «поддержки сотрудников правоохранительных органов», поскольку рост средней номинальной и медианной зарплат в целом также составил около 40-50%.

В июне 2022 года Касым-Жомарт Токаев также анонсировал увеличение заработной платы сотрудников оперативно-следственных служб с 1 октября. Пока в официальной статистике это изменение не отражено.

Обещание: Малообеспеченным многодетным семьям будет построено более 40 тысяч арендных квартир.

Касым-Жомарт Токаев

Вердикт: Частично выполнено

По данным, предоставленным нам Министерством индустрии и инфраструктурного развития, с 2019 года по сентябрь 2022 года построено и введено в эксплуатацию 19 077 квартир для малообеспеченных и многодетных семей. Насколько качественно эти квартиры построены — вопрос, который мы оставим за рамками данного материала.

Обещание: Кардинально решим жилищный вопрос для всех слоев населения. Все жилищные программы будут интегрированы в уникальную политику жилищного строительства. В рамках этой политики мы запустим специальную программу обеспечения жильем учителей и врачей.

Касым-Жомарт Токаев

Вердикт: Частично выполнено

В 2020 году президент издал указ о создании единого оператора жилищного строительства. В его состав вошли «Байтерек Девелопмент», «Фонд гарантирования жилищного строительства» и «Казахстанская Ипотечная Компания».

Что касается учителей и врачей, то в начале июня 2019 года Казахстанская ипотечная компания, министерство здравоохранения и министерство образования и науки подписали соглашение о предоставлении бюджетникам жилья в аренду с последующим выкупом по программе «Нұрлы жер».

Тем не менее, подобные соглашения и программы ещё не означают что жилищный вопрос «кардинально решен» руководством страны. Об этом хотя бы говорит проверка обещания о строительстве квартир для малообеспеченных и многодетных семей выше в данном материале.

Здравоохранение

Обещание: Неуклонно увеличивая расходы на систему здравоохранения, доведем их до 5 процентов ВВП.

Касым-Жомарт Токаев

Вердикт: Частично выполнено

По данным Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета, расходы на здравоохранение в 2019 году составили – 1,1 трлн тенге. Это 1,9% ВВП. А 2020 году расходы на здравоохранение достигли 1,6 трлн тенге, что составило 3,7% ВВП. В 2021 году расходы на здравоохранение достигли 2,09 трлн тенге — 3,2% ВВП.

В соответствии с Законом РК от 2 декабря 2021 года № 77-VII ЗРК «О республиканском бюджете на 2022-2024 годы» в 2022 году на здравоохранение выделено 2,04 трлн тенге. Однако пока, ввиду отсутствия окончательных данных о потраченной сумме и размере ВВП в 2022 году, мы не можем рассчитать долю здравоохранения в ВВП страны.

Обещание: Мы повысим статус врачей и снизим нагрузку на них в соответствии с показателем, рекомендованным Всемирной организацией здравоохранения.

Касым-Жомарт Токаев

Вердикт: Частично выполнено

В открытых источниках нам не удалось найти конкретных показателей по нагрузке для врачей, рекомендованных ВОЗ, поэтому попробуем проанализировать в общем, насколько была снижена нагрузка на врачей, если была, и повышен их статус.

7 июля 2020 года в силу вступил «Кодекс о здоровье народа и системе здравоохранения», который, по сравнению с предыдущим кодексом, несколько расширил положения о статусе медицинских и фармацевтических работников. Также на сегодняшний день на рассмотрении парламента находится законопроект по страхованию профессиональной ответственности врачей, который планируется внедрить с 2023 года.

По информации Бюро национальной статистики, в III квартале 2022 года среднемесячная номинальная заработная плата работников сферы здравоохранения и социальных услуг составила 245 212 тенге. В соответствующем периоде 2021 года показатель был равен 225 079 тенге, в 2020 году — 182 104 тенге, а в 2019 — 138 799 тенге. При этом если с 2019 по 2021 год наблюдался и довольно большой рост реальной заработной платы (2019-2020 — 22,6%, 2020-2021 — 13,7%), хоть и значительно меньше роста номинальной из-за поправки на инфляцию, то в III квартале 2022 года по сравнению с аналогичным периодом 2021 года наблюдается падение на 6,4%.

Занятость работников сферы в целом увеличивается, хоть и наблюдаются довольно серьёзные колебания (десятки тысяч) в конце каждого квартала.

Если в начале президентского срока Касым-Жомарта Токаева, число занятых в сфере здравоохранения было около 502 700 человек, то по состоянию на конец третьего квартала 2022 года этот показатель равен ~539 100 человек.

В обзоре казахстанской системы здравоохранения за 2021 год сообщается, что для обеспечения медицинской отрасли кадрами выпускники медицинских вузов, обучившихся по государственному образовательному заказу, должны пройти обязательную отработку. Также:

В целях снижения нагрузки на врачей ПМСП создано 480 дополнительных участков приема врачей общей практики к существующим, построено и открыто за период 2019-2021 гг. 249 объектов ПМСП. Наряду с этим до 2025 года планируется построить и открыть порядка 500 объектов ПМСП, в том числе 420 на селе, а также будет проведен капитальный ремонт 350 объектов ПМСП.

Обзор казахстанской системы здравоохранения: итоги 2021 года

Тем не менее, по разным сообщениям (примеры: 1, 2, 3, 4), в регионах, в особенности в сельских местностях, нехватка медперсонала всё еще продолжается. Если опираться на данные, которые мы получили от министерства здравоохранения в апреле 2022 года, дефицит врачей составлял 3 931 штатных единиц (шт.ед.), из них в сельской местности 848 шт.ед. На первичную медико-санитарную помощь не хватало — 2074 шт.ед., в стационарах — 1857.5 шт.ед.

Самые востребованные специалистами являются врачи общей практики, анестезиологи-реаниматологи, терапевты, педиатры, акушеры-гинекологи, инфекционисты, неврологи, хирурги. Подробнее эту тему мы разбирали в другом нашем материале.

Образование

Обещание: Уменьшим разницу в качестве образования в сельской местности и городе.

Касым-Жомарт Токаев

Вердикт: Без вердикта

Для отслеживания качества образования, помимо национальных экзаменов, существуют независимые международные тестирования, такие как, например, PISA и TIMSS. Однако в последний раз они проводились в 2018 и 2019 годах соответственно, поэтому использовать их для контроля обещания не удастся, разве что в качестве ориентира.

Согласно результатам PISA-2018, разрыв между городскими и сельскими школьниками в Казахстане составил 31 балл по естествознанию, 22 балла по математике и 37 баллов по чтению. А результаты TIMSS-2019 показали, что разница в знаниях математики между сельскими и городскими учениками составила в 4-х и 8-х классах 17 и 21 балл соответственно, а естественнонаучных предметов — 24 и 33 балла.

Чуть более свежие данные имеются по Единому национальному тестированию (ЕНТ). Там разница в баллах между городскими и сельскими выпускниками школ следующая: в 2018 году — 6.29 баллов, 2019 — 1.43 баллов, в 2020 году — 4.47 баллов. Данные за 2021 и 2022 год, к сожалению, пока не опубликованы.

Имеющаяся информация показывает, что разрыв в качестве образования между городскими и сельскими школами безусловно имел место и, вероятно, всё ещё имеет, однако из-за отсутствия актуальных данных за последние два года, мы не можем сказать, увеличился ли этот разрыв или уменьшился. В связи с этим мы оставляем данное обещание без вердикта.

По данным Бюро национальной статистики, в Казахстане в 2021-2022 учебном году насчитывалось 3 597 159 школьников. Из них 2 060 369 в городе, 1 536 790 в сельской местности. Коэффициент охвата средним образованием в сельской местности в 2021 году составляет всего 90,59%. Это ниже, чем процент охвата в городах в 2000 году.

В 2019-2020 учебном году показатели были следующими: в городе училось 1 869 072 учеников, в сельской местности — 1 468 711 учеников. Коэффициент охвата средним образованием был: 117.78% в городе и 90.26% в сельской местности.

Потребность в педагогах в сельской местности в 2021 году составляла 2101 человек. В городах — 1632. Подробнее об этом можно прочитать в этой публикации Factcheck.kz.

Обещание: Мы завершим переход на 12-летнюю систему обучения в среднем образовании.

Касым-Жомарт Токаев

Вердикт: Не выполнено

Примечательно, что о переходе на 12-летнюю систему образования начали говорить ещё во время президентства Нурсултана Назарбаева. В Сети можно наткнуться на постановление правительства от 27 июля 2002 года, в котором оглашается создание «Республиканского научно-практического центра проблем 12-летнего образования», который должен был, среди прочего, определить основы методологии и теории 12-летнего образования, а также провести исследование проблем перехода на 12-летку. Переход на 12-летнее общее среднее образование можно увидеть в списке задач Государственной программы развития образования в Республике Казахстан на 2005-2010 гг. В 2007 году президент Академии педагогических наук Аскарбек Кусаинов в своём аналитическом материале цитировал мнение о том, что «система образования Казахстана готова осуществить переход к 12-летнему обучению в 2008-2009 учебном году». В 2010 году тогдашний министр образования и науки Жансеит Туймебаев сообщал, что школы должны начать переход к 12-летней модели к 2015 году, что было отражено в утративших на сегодняшний день силу госпрограммах развития образования на 2011-2020 гг. и 2016-2019 гг. В 2019 году бывший министр образования Асхат Аймагамбетов говорил, что переход на 12-летнее образование будет возможен только после перехода всех классов на обновлённую программу, указав в качестве ориентира 2021 год. А уже в 2021 году Аймагамбетов заявил, что переход на 12 летнюю систему обучения состоится в 2023-м.

Правопорядок

Обещание: Мы укрепим общественную безопасность. Мы обеспечим спокойствие на наших улицах и сделаем окружающую среду наших детей безопасной. Будем упорно бороться с преступностью.

Касым-Жомарт Токаев

Вердикт: Частично выполнено

Проверка выполнения обещания усложняется тем, что президент не указывает каких-либо конкретных показателей. Укреплять общественную безопасность можно бесконечно, а окружающая среда едва ли когда-нибудь будет абсолютно безопасной для людей любого возраста. Преступность есть всегда, вопрос в том — насколько она высока или низка. Поэтому можно попробовать взглянуть, как изменилась ситуация с правонарушениями на улицах и в общественных местах, а также в отношении детей, за последние три года.

Если сравнить общий уровень преступности за январь-октябрь 2022 года с аналогичным периодом в 2019 году, то заметно значительное снижение. Однако это снижение произошло ещё в 2020 году, вероятно, в первую очередь, благодаря пандемийным локдаунам. При этом любопытно, что после окончания карантинных ограничений не последовал стремительный рост преступности к прежним показателям.

В 2021 году в категориях уличные правонарушения, правонарушения в общественных местах и преступность против общественного порядка тренд на снижение продолжился. Но преступления в отношении несовершеннолетних снова стали расти, практически достигнув уровня 2019 года. В январе-октябре 2022 года преступность на улицах и в общественных местах выросла по отношению к тому же периоду 2021 года, а преступность в отношении несовершеннолетних незначительно снизилась.

Как мы видим, в деле понижения уровня преступности пандемия сыграла на руку главе государства, при этом на его же срок выпали январские события, которые, скорее всего, немного повлияли на ухудшение статистики.

Factcheck.kz