Фактчек | Депутат Куришбаев о разнице в условиях жизни и качестве образования между селами и городами Казахстана

14 октября на пленарном заседании Сената парламента Ахылбек Куришбаев озвучил данные о разнице в условиях жизни и образовании между сельской и городской местностью. 

Его речь начинается с 35:59

По данным депутата, в селах проживает значительно больше бедного населения, чем в городах. Кроме того, уровень жизни также влияет и на качество образования, так как в сельской местности наблюдается большой дефицит педагогов. 

Редакция Factcheck.kz проверила слова депутата. 

Утвреждение: «Доля семей с доходами ниже прожиточного минимума в сельской местности в 2,5 раза больше, чем в городе»

Ахылбек Куришбаев

Вердикт: Без вердикта

По данным Бюро национальной статистики, во втором квартале 2021 года в стране 3,4% населения из городской местности (72 281 семья или 308 802 человека) имеют доход ниже величины прожиточного минимума, в то время, как в селе этот показатель составляет 6,8% (84 733 семьи или 528 457 человек). Если считать в процентах, то разница в количестве бедного населения отличается ровно в два раза, если в численности людей, то в 1,7 раз.

Однако стоит отметить, что официальная статистика об уровне бедности населения может быть занижена. Ранее мы уже писали, что казахстанские расчеты основываются на уровне прожиточного минимума, если же использовать стандарты, которые используются ООН или Всемирным банком, то число людей за чертой бедности окажется в два-три раза больше. Поэтому мы оставляем высказывание без вердикта, однако отметим, что вероятно депутат очень близок к истине.

Утверждение: «Ежегодно в стране более 150 тыс. учащихся заканчивают среднюю школу, из них 74 тыс., т. е. половина — сельские жители»

Ахылбек Куришбаев

Вердикт: Правда и Техническая ошибка

Техническая ошибка в том, что ежегодно школу заканчивают не более, а чуть менее 150 тысяч. Согласно данным Бюро национальной статистики,за последние пять лет, в среднем, ежегодно общеобразовательные школы оканчивает более 130 тысяч учащихся. В 2016/2017 году —  127 369 человек, 2017/2018 году — 127 414, 2018/2019 году — 143 089, 2019/2020 год — 117 204 и в 2020/21 — 140 643 учащихся.

Правда в том, что в среднем ежегодно на сельскую местность приходится около половины всех закончивших среднюю школу. В 2016/17 году — 65 267, 2017/18 год — 64 339, 2018/19 год — 70 028, в 2019/20 год -—54 121, в 2020/21 год — 65 362. 

Утверждение: «Дефицит педагогов в сельской местности составляет более 2100 человек, что составляет 60% от всей потребности республики в педагогических кадрах. В сельской школе имеются случаи, когда один учитель преподает физику, литературу и музыку»

Ахылбек Куришбаев

Вердикт: Правда и Техническая ошибка

В чем правда: Согласно информации Национальной образовательной базы данных, в 2021 году в Казахстане потребность в педагогах в сельской местности составляет 2101. Наибольшую нагрузку, по словам министра, испытывают учителя Атырауской, Алматинской и Туркестанской областей: от 600 до 400 вакансий. Эту же информацию подтвердил министр образования и науки РК Асхат Аймагамбетов. 

В чем техническая ошибка: Из тех же данных следует, что всего в стране потребность в педагогах составляет 3733 человека, из них в городах — 1632, а в селах, как мы уже указали — 2101 человек. Однако в процентном соотношении, дефицит учителей в сельской местности составляет 56% от всей потребности специалистов. 

Также стоит отметить, что по данным Бюро национальной статистики, на 2020/21 учебный год всего в стране насчитывалось 366 666 педагогов. Наибольшее количество в Туркестанской области — 58 574 человек, Алматинской области — 44 280 и Жамбылской области — 27 438. 

К сожалению, самая актуальная информация по общему количеству педагогов в разрезе среды проживания датируется 2019/20 учебным годом. В сборнике «Образование в Республике Казахстан» указывается, что в том году, в сельской местности насчитывалось 196 516 педагогов и 150 536 в городской. При этом в сельской местности только 36 312 педагогов имеют высшую категорию, а в городах — 45 876. 

Внесите свой вклад в борьбу с дезинформацией!
Александр Григорянц
Родился в городе Алматы. Окончил факультет журналистики в КазНУ им. Аль-Фараби. С 2017 года работал корреспондентом в нескольких казахстанских изданиях.