Фактчек | Айкын Конуров о производстве и дефиците дизтоплива в Казахстане

6 октября во время очередного пленарного заседания мажилиса, депутат от Народной партии Казахстана Айкын Конуров в своём запросе на имя заместителя премьер-министра Романа Скляра озвучил детали актуальной проблемы дефицита и повышения цен на бензин и дизельное топливо в Казахстане. В частности, в связи с наблюдающими в стране перебоями с ДТ, Конуров заявил, о необходимости реформирования системы обеспечения страны горючим. «Хотя государство по факту контролирует всю отрасль производства нефтепродуктов, оно не в состоянии своевременно управлять топливным балансом, прогнозируя изменения спроса», — заметил спикер, памятуя о том, что «причиной дефицита и подорожания называется переток отечественного дешевого топлива в сопредельные страны». Проверяем некоторые из утверждений депутата.

Утверждение: 3 года назад завершилась дорогостоящая модернизация нефтеперерабатывающих заводов… Производство бензина удвоилось, выпуск дизтоплива вырос в 1,3 раза, что должно было полностью закрыть потребности внутреннего рынка. По официальным данным, ресурсы нефтепродуктов формируются за счет собственного производства, но, буквально, на днях вице-министр энергетики заявил, что порядка 100 тыс. тонн дизтоплива необходимо импортировать из России…

Айкын Конуров

Вердикт: Полуправда

Как известно, масштабная модернизация трёх системообразующих отечественных нефтеперабатывающих заводов завершилась в 2018 году. Об этом, а также о стоимости реконструкции (6,2 млрд, по другим данным, 6,3 млрд долларов США) широко сообщалось в прессе. Основной заявленной целью, действительно, было обеспечение внутреннего рынка отечественными ГСМ. Ну а начались работы в 2011 году. И если в «домодернизационном» 2010 году страна, по информации Бюро национальной статистики выпускала 2925,9 тыс тонн бензина (в том числе авиационного), то по итогам 2020 года — 4487,8 тыс тонн.

Как видим, производство бензина, если быть точными, увеличилось не в 2, а лишь в 1,5 раза. Посмотрим, что с дизельным топливом: 4435,7 тыс тонн (2010 год), 4674,1 тыс тонн (2020 год) — об увеличении в 1,3 раза говорить не приходится. На деле, если сравнивать 2010 год и 2020, то производство ДТ увеличилось лишь 1,05 раза. В этой связи в 2013 году, когда производство ДТ достигло 5140,5 тыс тонн, а модернизация была в разгаре, дела обстояли много лучше.

По данным Бюро Национальной статистики АСПР РК

Как видим, показатели 2020 года увеличились приблизительно в 2 раза лишь относительно показателей 2005 года, когда объем производства бензина составлял 2359,2 тыс тонн, годом ранее — 1927,5 тыс тонн.

По данным Бюро Национальной статистики АСПР РК

Пожалуй, объемы производства ДТ 2020 года увеличились в 1,3 раза по отношению лишь к объемам 2005 года (3704,7 тыс тонн).

О ценах, спросе и проблеме с топливом

Действительно, 29 сентября на брифинге в СЦК вице-министр энергетики Асет Магауов заявил о том, что из России в Казахстан необходимо импортировать около 100 тыс тонн дизельного топлива. По его словам, потребление опередило объемы производства на отечественных НПЗ, из-за чего достаточный запас накопить не удалось, кроме того, министр говорил и об остановке Павлодарского НПЗ в связи с капитальным ремонтом, как одной из причин, повлиявших на топливный баланс. При этом вице-министр также сообщил, что закрыв границы, Казахстан может на 100% обеспечить отечественный рынок ГСМ — гипотетически.

«Сейчас цены очень низкие, мы обеспечиваем не только казахстанцев, но и приграничные регионы соседних стран. Транзитные автомобили въезжают в Казахстан. Это сказывается на внутреннем спросе. По нашим подсчётам, спрос вырос почти на 50–60 тыс. тонн в месяц. Сколько бы мы ни производили дизельного топлива, спрос растёт (См. статистику и график, отображающий производство ДТ в Казахстане, которые не говорят об ощутимом росте объемов — прим. Авт.). В мае–сентябре спрос на ДТ вырос на 260 тонн по сравнению с 2019 годом, и на 480 тыс. тонн больше, чем в прошлом году. В августе было потреблено 519 тыс. тонн ДТ. Такого не было в истории. Запасы уменьшаются. Экспорт по ДТ приостановлен в марте, по бензину — в январе», — сказал вице-министр.

12 октября Магауов вновь заявил об аномально высоком потреблении ДТ на протяжении двух предыдущих месяцев. Что по-видимому в целом объясняет дефицит этого вида топлива.

Не лишним будет отметить постоянный рост цен на ГСМ. С начала января по август цены на АИ-92 увеличились в среднем со 149,7 до 172 тенге. С начала 2021 года по август средняя стоимость ДТ увеличилась на 8.6% — с 183,3 до 199 тенге за литр, — сообщает сайт Kolesa.kz. 

На сколько подорожало топливо с начала 2021 года

На момент написания материала цены на АИ-92 составляли от 149 до 185 тенге, на ДТ — 191—295 тенге (летнее), и от 212 до 370 тенге (зимнее).

Итоги

  • Несмотря на заметные неточности в цифрах, в целом, депутат прав: с обеспечением ГСМ наблюдаются системные проблемы. Ответственные органы не сумели спрогнозировать спрос.
  • Ну а статистика показывает, что вопреки модернизации НПЗ и обещаниям чиновников, ощутимого роста производства дизельного топлива за предыдущие годы в Казахстане не произошло. 
  • Одну из причин, почему возник дефицит, действительно, ранее озвучил заместитель министра энергетики Асет Магауов: в стране произошло не прогнозировавшееся увеличение спроса на топливо на фоне более низких, чем в сопредельных государствах, цен на ГСМ. 
Айгерим Мекишева
Журналист, фактчекер, МА (Journalism for international students, University of Westminster, London), технический писатель, редактор, PR-специалист, руководитель проектов (медиа и PR)