Много ли казахстанских студентов учится за рубежом и почему?

Оценивая итоги прошлого бюджетного года, руководитель депутатской фракции КНПК Айкын Конуров обратил внимание на то, что «подходы к экономической и социальной политике не пересматривались». Это, по его мнению, оказало ощутимое влияние на глубину сегодняшнего кризиса в казахстанской экономике, которая так и не преодолела своей сырьевой зависимости. 

В этой связи депутат-коммунист поспешил подчеркнуть, что в построении высокотехнологичной экономики важнейшую роль играет программа развития образования. Об ее уровне Конуров предложил судить по следующим данным: «Растет импорт образовательных услуг и выезд за высшим образованием в иностранные вузы. На сегодня 14% наших студентов обучается за рубежом. Это очень высокий показатель. В странах ОЭСР он составляет от 1% до 8%»

Вердикт: Полуправда

В странах ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития) доля студентов, выезжающих на долгосрочное обучение за границу, действительно в несколько раз меньше, чем аналогичная доля казахстанских студентов, однако этот факт — не повод для однозначных выводов.

Во-первых, показатели имеют тенденцию быстро меняться (сегодня в зарубежных вузах, например, обучается не 14%, а максимум 10% казахстанских студентов). Во-вторых, в странах ОЭСР трансграничная студенческая мобильность всячески поощряется, а относительная ограниченность национальных образовательных учреждений воспринимается естественной. В-третьих, казахстанские студенты ищут возможности обучения за рубежом не столько из-за ухудшающегося качества образования внутри страны, сколько по причине социально-экономической неустроенности. 

Сколько казахстанцев учится в иностранных вузах?

Точные, систематизированные данные по образовательной миграции из Казахстана отсутствуют: фиксируются, как правило, объемы миграции лишь тех лиц, кто обучается за рубежом за счет средств национального бюджета. Так, на сегодня по программе «Болашақ» за границей обучаются 857 казахстанцев. По программе академической мобильности в 2019 году в иностранные вузы за счет бюджетных средств были направлены 603 студента. 

Однако значительная часть казахстанцев обучается за рубежом за счет своих личных средств или международных стипендий. Наиболее популярными направлениями образовательной миграции для наших сограждан являются Россия и Китай. Так, в 2018-2019 учебном году в российских вузах очно обучались 39,6 тысяч казахстанских студентов. В Китае, по словам генерального консула КНР в Казахстане г-жи Гэн Липин, учится 15 тысяч наших студентов. Количество казахстанцев в вузах других стран несравнимо меньше приведенных цифр.

В то же время в 2019 году в отечественных вузах числилось почти 565 тыс казахстанцев. Таким образом, доля наших сограждан, выбравших для получения высшего образования университеты России и Китая, даже с округлением составила всего 9%

Статистику по объемам международной образовательной миграции также собирает ЮНЕСКО. Если полагаться на последние данные международной организации, чуть больше 84 тыс казахстанских студентов обучаются за рубежом, однако стоит понимать, что эта цифра включает в себя и уже неактуальные данные. В частности, для России приведена статистика за 2017 год, когда количество обучающихся там казахстанцев достигало 65 тыс человек.

Сколько студентов из стран ОЭСР учится за рубежом?

Согласно официальной статистике организации, в среднем 1,6% студентов из стран ОЭСР учатся в иностранных вузах. Для европейских стран ОЭСР этот показатель достигает 3,5%. Заметим, что разброс между странами чрезвычайно заметный: например, если в Австралии или Японии лишь 1% студентов предпочитает заграничные возможности высшего образования, то в Словакии или Исландии доля таких студентов достигает 18% и 14% соответственно (в Люксембурге за границу и вовсе уехали 75% студентов).

Кроме этого, в среднем 12% студентов (данные за 2017 год) из европейских стран ОЭСР пользуются возможностями краткосрочной мобильности — когда молодые люди от 3 до 12 месяцев могут учиться за рубежом с последующим признанием зачетных единиц/кредитов.

Болонская система высшего образования, к которой в 2010 году присоединился и Казахстан, позволяет и поощряет такую практику. Девять лет назад Европейский союз в этой связи наметил себе амбициозную цель: чтобы к 2020 году доля студентов, проучившихся семестр за границей, достигла 20%. 

Является ли качество казахстанского высшего образования мотивом для молодежной миграции?

Да, но далеко не первостепенным. В качестве доказательств приведем данные из исследования внешней молодежной миграции в странах Центральной Азии, проведенного в 2019 году специалистами Казахстанского института стратегических исследований в рамках проекта Международной организации по миграции:

Таким образом, исследователи констатируют, что в качестве «выталкивающих факторов» молодые люди в регионе чаще всего указывают на социально-экономические процессы — нестабильную социально-экономическую ситуацию, низкий уровень развития страны, слабую экономику, отсутствие экономических перспектив, проблемы с получением работы, стагнацию, низкий уровень заработных плат. Они отмечают, что в таких условиях сложно развивать бизнес, делать накопления, реализоваться как профессионал.

Маргарита Бочарова
Журналист-аналитик. Магистр социальных наук