Влияние России в Казахстане: иллюзия ослабления

Специалист по европейским и международным исследованиям Эльданиз Гусейнов рассказывает, почему говорить о снижении влияния России в Казахстане на фоне войны в Украине ещё рано, и какую выгоду может получить Казахстан в нынешней ситуации.

В аналитических кругах довольно широко распространено мнение о том, что российское влияние в Казахстане вследствие полномасштабного вторжения России в Украину ослабляется. Ключевыми аргументами называют поведение Казахстана на международных площадках — отказ от признания так называемых «ДНР» и «ЛНР», а также стремление страны к соблюдению санкционного режима против России.

В то же время Президент Касым-Жомарт Токаев продолжает заявлять о том, что Россия — основной стратегический партнёр и союзник Казахстана. Если обратить внимание на сотрудничество в экономической и военной сфере между Казахстаном и Россией, то влияние последней не сильно изменилось. При этом возросла её зависимость от Казахстана.

В целом, однозначная трактовка ведения внешней политики Казахстана как «многовекторной» может быть неверной. В условиях повышенного к ней внимания Акорда стремится учесть интересы ключевых акторов: Россия, Европейский Союз, Турция и Китай.

Россия и ЕС: борьба за влияние в Казахстане

С позиции наиболее известного индекса по измерению влияния одной страны на другую «Foreign Bilateral Influence Capacity»* Россия лидирует в Казахстане. Но такое лидерство не было постоянным — в разные периоды времени её опережал Европейский Союз. Данные доступны только до 2020 года, но с помощью них можно провести экстраполяцию до 2025 года и посмотреть, как влияние России, Китая, Турции и Евросоюза выглядело бы сейчас (рис. 1).

*Индекс «FBIC» был разработан Центром международного будущего имени Фредерика С. Парди (на анг. «Frederick S. Pardee Center for International Futures»). Основными входными переменными индекса FBIC, выбранными как за их способность отражать наиболее важные элементы экономических, военных и политических взаимодействий между странами в международной системе, так и за широкую доступность данных, являются: 1) торговля товарами; 2) иностранная помощь; 3) торговля оружием; 4) дипломатические обмены (т. е. наличие посольств); 5) совместное членство в межправительственных организациях; 6) торговые соглашения; 7) военные союзы. Индекс FBIC также использует данные на уровне стран по 8) ВВП и 9) военным расходам для определения доли каждого актора. Индикатор измеряется до 0 до 1.

Влияние России в Казахстане: иллюзия ослабления
Рисунок 1. Показатели индекса «FBIC» для России, Китая, Турции, ЕС и США в Казахстане с 1994 по 2020 с экстраполяцией до 2025 г. (Источник: Jonathan D. Moyer, Collin J. Meisel, Austin S. Matthews, David K. Bohl, and Mathew J. Burrows, “China-US Competition: Measuring Global Influence,” The Atlantic Council and Frederick S. Pardee Center for International Futures at the University of Denver’s Josef Korbel School of International Studies, Denver, CO, May 2021, https://www.atlanticcouncil.org/wp-content/uploads/2021/06/China-US-Competition-Report-2021.pdf)

Индекс наглядно показывает, что ключевыми конкурентами за влияние в Казахстане являются именно Россия и Европейский Союз. Здесь важно добавить, что каждый из акторов занимает свою нишу, в которой он бесспорно лидирует. Для России это политическая и военная сфера, для ЕС — экономическая сфера и предоставление иностранной помощи. Но даже в экономической сфере ЕС не является безоговорочным лидером, так как дальнейшая экономическая интеграция Казахстана с Россией обусловила увеличение показателя влияния России с 2010 года. В то же время КНР, Турция и США значительно отстают по данному показателю от России и ЕС.

Прогноз до 2025 года показывает, что Россия должна сохранить свои лидирующие позиции, но тем временем значительно укрепляется и присутствие Китая за счёт расширения торгово-экономического сотрудничества. Влияние Европейского Союза колеблется, показывая спад и подъёмы, что связано с природой торгово-экономических отношений Казахстана с ЕС. Как известно, ЕС занимает лидирующие позиции среди торговых партнёров Казахстана благодаря экспорту энергоресурсов. В связи с регулярным изменением цен на энергоносители меняется и положение ЕС в индексе влияния.

В целом, прогноз до 2025 года на основе данных с 1994 по 2020 года очень реалистичен даже с учётом начала полномасштабного вторжения России в Украину. Данное событие не так сильно сказалось на позиций ключевых акторов в Казахстане, изменился только характер отношений между ними. Для дальнейшего раскрытия данного тезиса разберём два ключевых направления во внешней политике Казахстана: экономическое и военное.

Экономическое влияние: инвестпроекты и релокация компаний

Изменение характера отношений между ключевыми внешними акторами и Казахстаном ярко демонстрируют инвестиционные проекты. Количество инвестпроектов иностранных инвесторов в стране значительно увеличилось. Это важно, поскольку такой рост связан с закрытием многих иностранных компаний в России и необходимостью для российских компаний вести бизнес с частью мира через Казахстан. Таким образом, эффект взаимосвязи становится ещё более выраженным.

Кроме того, Казахстан сам активно приглашает к себе представителей компаний, которые планируют прекратить ведение бизнеса в России. Так, заместитель министра иностранных дел РК Алмас Айдаров заявил, что 401 предприятие, в перемещении которых заинтересован Казахстан, получили приглашения. В начале марта 2024 года стало известно, что из России в Казахстан релоцировалась 41 компания, стоимостью более $1,5 млрд, сообщил вице-министр национальной экономики РК Бауыржан Кудайбергенов. В процессе релокации из России находятся ещё 37 компаний, их общая капитализация — около $1 млрд. Среди переехавших — Honeywell, InDriver, Fortescue, Skoda, GE Healthcare и Philips. Известно, что Volkswagen планировал открыть в Костанайской области свой завод по производству автомобилей и вероятно, что завод может быть ориентирован именно на российскую аудиторию.

Согласно данным национальной компании Kazakh Invest, до войны в Украине Россия планировала всего 5 инвестиционных проектов в Казахстане с общим объёмом инвестиций около 590 тыс. долларов США, в 2022 году эта сумма увеличилась почти до 3,8 млн долларов или 17 проектов, в 2023 году уже почти до 11 млн долларов или 10 проектов. Для сравнения, Китай до войны запустил 10 инвестиционных проектов, в 2022 и 2023 годах уже 11 и 7 соответственно. Турция, имея 11 проектов к 2022 году, запустила только по 5 проектов в каждый год. А страны Европейского союза запустили только 13 проектов.

Влияние России в Казахстане: иллюзия ослабления
Таблица 1. Данные по запланированным инвестиционным проектам России, Китая, Турции и Евросоюза на территории Казахстана (Источник: Kazakh Invest)

При этом следует добавить, что Россия придаёт большое значение открытию в Казахстане предприятий тяжёлой промышленности, таких как строительство завода по производству тонкостенных лёгких металлоконструкций или производство инновационных энергосберегающих материалов марки TSMCERAMIC. Эта продукция может производиться как для потребителей в России, так и для потребителей за пределами Казахстана и России. Россия также заинтересована в логистическом секторе Казахстана, так как он позволяет получать различные товары в связи с санкциями.

Между тем, известно о строительстве крупнейшего в Казахстане логистического комплекса рынка электронной коммерции Ozon. В 2023 году эта компания начала активно расширять свою деятельность в других странах Центральной Азии, таких как Узбекистан и Кыргызстан. Ожидается, что в рамках проекта будет создано 4000 рабочих мест. Для сравнения, крупнейший китайский проект Great Wall Motor создаст всего 2200 рабочих мест.

За последние два года Евразийский банк развития начал реализацию таких проектов как строительство газопровода «Сарыарка», модернизация аэропортов Алматы и Туркестана, а также строительство Большой кольцевой дороги Алматы. При этом уставный капитал Евразийского банка развития до конца июня 2023 года составлял 66% для России и 33% для Казахстана.

Таким образом, Россия может стать новым игроком в сфере поддержки инфраструктурных и логистических проектов в Казахстане. Ранее явным лидером в этой области был Китай, за которым следовал Европейский союз.

В 2022 году наблюдался значительный рост экспорта технологической продукции из Казахстана в Россию. Эта тенденция сохранилась и в 2023 году. С января по июль 2023 года наибольший рост экспорта зафиксирован по духовым шкафам и плитам — 319,7%, автомобилям и запасным частям — 294,4% и стиральным машинам — 246,8% по сравнению с аналогичным периодом 2022 года.

Показательно, что почти каждая вторая компания с иностранным участием в Казахстане — из России. В 2022 году количество российских компаний достигло 15,6 тыс. — в два раза больше чем в 2021 году. В конце 2023 года число таких компаний составило 19 тыс. Доля российских компаний в общем количество иностранных предприятий, работающих в Казахстане, составляет 44,9%. Большинство новых компаний относятся к малому бизнесу и зарегистрированы в сферах торговли, информации и связи, обслуживания и услуг.

На этом фоне становится очевидным не только растущее присутствие России в Казахстане, но и растущая зависимость России от Казахстана.

Военное влияние: попытки диверсификации

С начала войны в Украине в Казахстане было множество новостей об интенсификации военного сотрудничества с Турцией. Самыми яркими примерами являются договорённость о строительстве завода по производству турецких беспилотников в Казахстане, а также подписание военного соглашения — «Протокол о сотрудничестве в области военной разведки» от 10 мая 2022 года. В документе изложены процедуры и обязательства по обмену военно-разведывательной информацией, мониторингу военно-политической ситуации и обмену информацией о международных террористических организациях.

В то же время закупки оружия в Казахстане по-прежнему в значительной степени зависят от России. Согласно данным Стокгольмского института исследования проблем мира, за период с 1992 по 2022 год на долю России приходилось 85,5% казахстанского импорта оружия, тогда как на страны НАТО (включая США, Турцию и ряд европейских государств) — лишь 7%. Такая зависимость отчасти объясняется необходимостью совместимости с советско-российской военной техникой, так как Казахстан является членом Организации Договора о коллективной безопасности. Но и здесь Астана принимает попытки диверсификации.

Например, помимо договорённостей с Турцией, Казахстан пытался закупать военное оборудование в Китае, включая противотанковые ракеты и беспилотники Wing Loong, хотя они составляют всего 1% от общего объёма импорта. У стран-членов НАТО Казахстан в основном приобретал военные самолёты и вертолёты, некоторые из которых были переданы в дар, так как использовались в военных операциях в Афганистане. В частности, Казахстан приобрёл у Испании военно-транспортные самолёты С-295, а вместо французских истребителей Rafale предпочёл российские самолеты СУ-30СМ, вертолёты Ми-35 и Ми-171Ш, а также зенитно-ракетные комплексы ТОР-М2К.

Военная доктрина Казахстана, обновлённая в октябре 2022 года, подтверждает приверженность Казахстана к созданию единой региональной системы ПВО совместно с Российской Федерацией, что отражает продолжающееся стратегическое партнёрство и военную зависимость между двумя странами. Стратегия военной безопасности, изложенная в доктрине, предусматривает модернизацию вооружённых сил с акцентом на закупки иностранного оружия. Ожидается, что около половины вооружений Казахстана будет закупаться за рубежом, в то время как доля военных расходов в ВВП страны составляет менее 1%. Военная инфраструктура и вооружение Казахстана в основном имеют советское происхождение, что обуславливает необходимость их поддержания за счёт закупок в России.

Однако в условиях действующих санкций поставки некоторых компонентов и запасных частей из России были сильно ограничены. Министерство обороны Казахстана активно ищет альтернативы — либо за счёт внутреннего производства, либо за счёт закупок в странах Восточной Европы, таких как Сербия, Чехия и Словакия, где продолжается производство и модернизация вооружений по стандартам Варшавского договора.

Заключение

Таким образом, хотя очевидно, что прямое влияние России на Казахстан остаётся сильным и, возможно, в некоторых аспектах неизменным, меняющийся международный контекст и стратегический выбор Казахстана способствуют развитию сценария, при котором зависимость России от Казахстана становится всё более выраженной. Эта динамика указывает на нюансы перехода к более взаимозависимым отношениям, где роль Казахстана становится всё более значимой не только как получателя влияния, но и как ключевого партнёра, на которого Россия всё больше полагается.

Фактчек в Казахстане и Центральной Азии. Первый центральноазиатский фактчекинговый ресурс. Открыт в мае 2017 года. Член Международной сети фактчекинговых организаций (IFCN)

Factcheck.kz