Шесть мифов о половом просвещении подростков

    Шокируют ли нас новости о младенцах, найденных в мусорных баках? К сожалению — шока уже нет. Часто этих детей после тайных родов выбрасывают другие дети — их матери-подростки. За неполный 2017 год в Казахстане было зарегистрировано 1659 случаев беременности у девушек в возрасте 15-17 лет. Кроме брошенных новорожденных последствиями сексуальной неграмотности подростков становятся сексуальное насилие, аборты, распространение инфекций, передающихся половым путем (ИППП), ранние браки «по залёту». Список далеко не полный. Тем не менее половое просвещение или сексуальное образование, регулярно встречает неприятие в нашем обществе. Молодые исследователи Карлыгаш Кабатова и Сергей Маринин разбирают основные мифы о влиянии полового просвещения на подростков.

    Миф 1 — Половое просвещение учит детей заниматься сексом

    Ложь. Половое просвещение в первую очередь учит детей беречь свое здоровье. Исследования эффективности всестороннего полового просвещения, доказали, что оно способствует формированию у подростков навыков безопасного сексуального поведения.

    Всестороннее половое просвещение (ВПП) включает в себя знания о развитии тела человека, уважении между людьми, половом созревании, здоровых взаимоотношениях, контрацепции и прочем, и в целом признает секс как неотъемлемую часть жизни человека.

    Главный принцип ВПП — предоставлять научно обоснованную информацию, соответствующую возрасту детей. Разработчики ведущих учебных программ считают очень важным рассказать детям о строении их тела, о будущих возрастных изменениях именно до начала полового созревания. Это и поможет избежать излишнего любопытства и небезопасных экспериментов со своей сексуальностью. Кроме того, вовремя обученный ребенок способен распознать сексуальное насилие в отношении него и обладает необходимым словарем, чтобы рассказать об этом близким взрослым.

    Миф 2 — Запрет на сексуальные отношения до совершеннолетия — лучшее решение проблемы

    Ложь. Запрет, конечно, может работать какое-то время. Но невозможно следить за детьми 24/7. К тому же запретный плод сладок.

    Так, например, больше половины штатов в США поддерживают рестриктивную модель полового просвещения, т.е. основанную исключительно на пропаганде сексуального воздержания до вступления в брак. Однако, рестриктивное половое просвещение (РПП) не имеет таких положительных результатов как всестороннее. В 2012 года группа ученых США провела мета-анализ 66 исследований эффективности программ ВПП и 23 исследований программ рестриктивной модели.

    Всестороннее половое просвещение

    Рестриктивное половое просвещение (воздержание)

    Целевая аудитория

    ·      10-14 лет

    ·      15-19 лет

    ·      10-14 лет

    Ожидаемый эффект

    ·      сокращение сексуальной активности

    ·      снижение рисков при сексуальной активности

    ·      сокращение сексуальной активности

     

    Анализ программ показал, что ВПП помогло снизить следующие показатели: сексуальную активность подростков на 12%, количество сексуальных партнеров на 14%, случаи незащищенного секса на 25%, распространенность ИППП на 31%; использование средств контрацепции при этом выросло на 13%. Однозначных положительных результатов РПП обнаружить не удалось.

    Всесторонний подход показал себя более эффективным в сохранении репродуктивного здоровья молодежи, поскольку он направлен как на молодежь, воздерживающуюся от секса, так и на сексуально активных молодых людей.

    Организации, занимающиеся проблемами полового просвещения — Международная федерация планирования семьи (МФПС), ЮНЕСКО, ЮНФПА выступают за внедрение именно расширенного курса, который включал бы в себя сведения из биологии, медицины, психологии, чтобы молодые люди имели всестороннее представление о предмете. Отличный пример — учебная программа провинции Онтарио, что на востоке Канады. Курс “Здоровье и физическое воспитание” (Health and Physical Education) включает четыре секции — (a) жизненные навыки; (b) активный образ жизни; (с) навыки передвижения; (d) здоровый образ жизни (ЗОЖ). Вопросы сексуальности входят в секцию о ЗОЖ. Школьники учатся делать выбор в пользу здоровья в повседневной жизни — питание, безопасность дома, в школе и на улице, употребление алкоголя и других веществ, сексуальная активность.

    Миф 3 — Половое просвещение пробуждает ранний интерес к сексу

    Ложь. Согласно исследованиям, подростки, грамотные в сексуальном плане, склонны откладывать вступление в половую жизнь, иметь меньше сексуальных партнеров, использовать средства контрацепции.

    Это подтверждает не только международный опыт, но и казахстанский. ЮНФПА ведет проект по внедрению полового просвещения в качестве предмета «Валеология» в колледжах Восточно-Казахстанской, Кызылординской, Мангыстауской и Южно-Казахстанской областей. При пилотном запуске проекта организаторы сравнили две группы студентов: одна группа прошла курс валеологии, вторая — нет. Сравнение показало, что студенты первой группы начали сексуальную жизнь примерно на год позже своих сверстников из второй группы, а также могли лучше позаботиться о своем репродуктивном здоровье, поскольку были более информированы.

    Миф 4 — Ранний секс — результат плохого воспитания

    Манипуляция. Как бы ни хотелось родителям верить, что их дети не интересуются сексом, они не могут знать наверняка.

    Кроме того, заинтересованность в сексе, особенно в период полового созревания, естественна и не означает, что дети плохо воспитаны. Ситуационный анализ, проведенный ЮНФПА в Казахстане, показал, что примерно у 65% подростков 15-19 лет сексуальный дебют произошел до окончания школы (Танирбергенов С., Абуова Г. Ситуационный анализ: Репродуктивное здоровье населения Казахстана (2008–2014), ЮНФПА. — с. 54.).

    Отрицание существования сексуально активных подростков и их стигматизация — плохая тактика предупреждения ранней беременности и других последствий сексуальной неграмотности, с которыми может столкнуться любая семья, независимо от воспитания, достатка и социального положения. Рестриктивное половое просвещение, которое пропагандирует воздержание как единственный морально приемлемый способ контрацепции, — это по сути отрицание реальности — современные казахстанские подростки живут половой жизнью и это факт. Опыт США показал, что такой подход не привел к тому, что больше подростков решили воздерживаться от секса, откладывать половую жизнь или хотя бы уменьшать количество сексуальных партнеров.

    Миф 5 — О сексе детей успешно просвещают родители

    Полуправда. Частично это так. Есть родители, готовые обсуждать со своими чадами столь деликатные моменты. Однако как показывает исследование по доступу к половому просвещению в Казахстане, а также данные ЮНФПА – в РК большинство родителей не говорят с детьми «об этом».

    Даже если бы и говорили, родители зачастую сами не владеют полной информацией, особенно в части комплексных медицинских явлений, в гендерных аспектах.

    Популярна также мысль, что в век интернета молодежь все сама узнает из сети. Однако именно школа является тем социальным институтом, который охватывает почти 100% подростков, и где индивид погружается в учебный процесс более всего, получая важнейшие научные, коммуникативные, а главное систематизированные знания. Поэтому так важно не упустить школьные годы, вооружив молодое поколение знаниями о собственном сексуально-репродуктивном здоровье.

    Миф 6 — Только девушки должны заботиться о своем сексуальном здоровье

    Ложь. Но, как оказалось, этот распространенный миф кочует отчасти и в профессиональной среде.

    В своем исследовании мы обнаружили тенденцию большего фокуса на репродуктивном здоровье именно девушек. Ни о каком гендерном паритете, увы, речи нет. А меж тем, мужское население в равной степени страдает от нехватки знаний. Более того, такой крен свидетельствует о предвзятости и отсутствии равноправных отношений между полами. Эту кривизну следует исправлять, в том числе введением расширенного курса полового просвещения, основанного на принципах гендерного равноправия.

    По состоянию на начало 2018 года в школах Республики Казахстан отсутствует полноценный курс по половому просвещению. По системе государственного социального заказа различные организации приходят в школы с краткосрочными образовательными проектами, направленными в большинстве случаев на девочек-подростков. Подобные единоразовые программы не позволяют детям накапливать и закреплять необходимые знания и навыки. Кроме того, качество этих программ также сложно контролировать.

    Единственной инициативой по всестороннему половому просвещению является проект ЮНФПА по внедрению валеологии в колледжах. Можно бесконечно обсуждать моральную сторону подростковой сексуальности, однако факт остается фактом — подростки в Казахстане сексуально активны. Школа — это единственный институт, который охватывает практически 100% несовершеннолетнего населения страны. Чтобы сегодняшние девочки и мальчики смогли получить полноценное образование и реализовали свой потенциал, важно помочь им быть здоровыми.


    Если лица, о которых идет речь в статьях factcheck.kz, или читатель не согласен с нашим вердиктом или доказательствами, после предоставления подтверждающей информации, редакция оставляет за собой право пересмотреть вердикт, приложив соответствующие материалы.

    Публикации сайта подготовлены при финансовой поддержке Фонда Сорос-Казахстан. Содержание данной публикации отражает точку зрения автора/ов, которая не обязательно совпадает с точкой зрения Фонда Сорос-Казахстан.