В начале года редакция Factcheck.kz рассказывала, как акимат Алматы намеревался потратить 260 млн тенге на мониторинг соцсетей и критики в адрес акима Ерболата Досаева. В этот раз, просматривая портал госзакупок, мы нашли похожий тендер от районного акимата Восточно-Казахстанской области. Интересен он тем, что местные власти хотят не просто отслеживать негатив, но и «уравновесить его позитивом».
Похвала за три миллиона
22 апреля Отдел внутренней политики Курчумского района Восточно-Казахстанской области разместил объявление о приобретении «услуги по алгоритму работы в соцсетях», на это выделили 3 192 857 тенге. Победителем был выбран ИП «ДАНТЕС». Тендер проводился без открытого конкурса, а из одного источника по несостоявшимся госзакупкам. То есть поставщик был выбран напрямую.
В технической спецификации говорится, что основная цель закупки — распространение видеороликов в соцсетях для профилактики религиозного экстремизма и «пропаганды нарушений целостности государства». Что входит в такую пропаганду — не уточняется. Однако далее из описания следует, что большая часть тендера уделяется работе с негативными комментариями о работе чиновников в соцсетях.
Так, заказчик требует проводить ежедневный мониторинг соцсетей для выявления негативных комментариев и выявлять пользователей, распространяющих «негативное мнение о местных исполнительных органах». В описании тендера утверждается, что это необходимо для выявления проблем региона и оперативного их разрешения. Однако, помимо отслеживания негатива, заказчик также хочет «формировать общественное мнение, исходя из политической ситуации» путем ведения комментаторской работы.
Для этого госорган хочет сформировать группу активных пользователей (не менее пяти аккаунтов) для комментирования негативных публикаций. Авторы тендера намерены: при появлении критики «в течение двух часов размещать разъяснения (версию акимата) на том же аккаунте», «уравновесить негатив в сообществах позитивом», а также «выпускать в противовес позитивные инфоповоды».
Авторы тендера не приводят никаких уточнений, касательно того, что подразумевается по формулировками «уравновесить негатив позитивом». Вероятно, таким способом чиновники хотят заполнить соцсети хвалебными отзывами о своей работе.
Как акимы улучшают имидж в соцсетях
Это далеко не первый случай, когда госорганы закупают услуги мониторинга, чтобы отслеживать негатив о себе в соцсетях. Но, справедливости ради, отметим, что на данный момент закупка акимата Курчумского района оказалась дешевле предыдущих.
Для сравнения, самый громкий случай произошел в прошлом году, когда акимат Алматы заключил договор с ТОО Alem Research на 4,6 млн тенге на мониторинг позитивных, нейтральных и негативных упоминаний акима Алматы Ерболата Досаева в интернете. Упоминания о Досаеве искали по таким ключевым словам: ерболат* аскарбекович*, акимом города алматы, ерболат* досаев* и так далее.
Telegram-канал Ras aitamyn писал, что из 12 тысяч упоминаний акима Алматы 10 725 оказались негативными, и лишь 343 позитивными. Больше всего негативных отзывов было выявлено у YouTube-каналов AIRAN, «ГИПЕРБОРЕЙ», JURTTYŃ BALASY, а также у изданий ULYSMEDIA и «Радио “Азаттык”». Также в список попали: «Жанболат Мамай онлайн», YouTube-каналы «БӘСЕ», «За нами уже выехали», «ОБОЖАЮ», «УАҚЫТ КӨРСЕТЕДІ», Бюро по правам человека, ряд активистов и так далее.
Позднее мы выяснили, что в 2024 году подчинённые Досаева опубликовали похожий тендер, но уже на сумму 259 623 214 тенге. За выделенные средства поставщик должен предоставлять акимату дайджест публикаций с критикой работы акимата, а также проводить анализ работы местных властей. Помимо этого, заказчик требовал выявлять «информацию, создающую угрозу общественно-политической стабильности и общественной безопасности города Алматы».
Отметились покупкой позитивных комментариев не только в Алматы, но и в Астане. В 2020 году сотрудники столичного акимата разместили тендер на 125 млн тенге, чтобы в соцсетях появлялись «правильные» комментарии о тогдашнем главе города Алтае Кульгинове. В описании тендера говорилось, что исполнитель должен реагировать на негативные публикации о работе Кульгинова, размещённые на международных и казахстанских информационных площадках, и писать в ответ позитивно-нейтральные комментарии, чтобы «направлять дискуссию в нужное русло».
Не преследования, а мониторинг
Несмотря на то, что такие закупки происходят достаточно регулярно, они всё ещё вызывают яркую реакцию общественности из-за необоснованности трат народных денег на создание позитивного имиджа чиновников. Подогревают негативные настроения граждан и сами госслужащие, отвечая на обвинения в столь противоречивых тратах.
К примеру, в 2020 году пресс-служба Алтая Кульгинова заявила, что тогдашний аким не нуждался якобы в «проплаченных» комментариях и постах в соцсетях, потому что «всё, что делается администрацией, делается для комфорта людей». А позднее сам Кульгинов сказал, что не имеет отношения к тендеру за 125 млн тенге, и сам задавал вопросы ответственным за него лицам в акимате.
«Я вопрос этот тоже задал. Зачем это нужно? Нам этого не нужно. Управление, которое придумало это, руководитель привлечён к ответственности, этот лот отменен, его нет сейчас. Мы тогда же разорвали контракт», — сказал он.
Кроме того, нельзя исключать тот факт, что сотрудники госорганов регулярно проводят подобные мониторинги для передачи данных о потенциально «неугодных» гражданах и изданиях другим госорганам. К примеру, некоторые активисты и правозащитники, попавшие в список критиков Ерболата Досаева, подвергались административным арестам и штрафам. А журналист Асхат Ниязов сперва пережил бот-атаку на свой Telegram-канал, а позднее был задержан якобы за «дебош» в акимате после попытки встретиться с Досаевым.
При этом сам аким Алматы отрицал, что тендер по мониторингу соцсетей предусмотрен для поиска инакомыслящих, а для того, чтобы отслеживать назревающие проблемы. «У нас медийное пространство абсолютно свободное. Все выступают на пабликах, YouTube-каналах, TikTok-ах. Эти опросы были проведены, чтобы понимать на самом деле, может быть, где-то мы не видим назревающих проблем либо не уделяем достаточно внимания», ― говорил чиновник.