Подведомство акимата Алматы потратило 90 млн тенге на саморекламу в СМИ

Редакция Factcheck.kz не раз рассказывала о тратах казахстанских госорганов на саморекламу через СМИ. Каждый из таких тендеров — часть огромного государственного информзаказа, который, по задумке властей, должен способствовать развитию внутриполитической стабильности.

В этот раз нам попался довольно интересный тендер от подотчётного акимату Алматы ведомства под названием «Центр развития города Алматы». Организация решила заказать имиджевые материалы сразу во всех крупных изданиях Казахстана.

Что такое «Центр развития города Алматы»

На официальном сайте организации говорится, что акционерное общество «Центр развития города Алматы» было создано в 2008 году на основании постановления городского акимата, 100% уставного капитала в компании принадлежит государству.

Своей миссией компания называет «содействие устойчивому социально-экономическому развитию Алматы» путём предоставления акимату и его жителям широкого спектра профессиональных услуг, направленных на улучшение качества и уровня жизни горожан. 

Среди прочего, Центр занимается сбором и анализом данных о жизнедеятельности города, выступает посредником между местными исполнительными органами и населением, а также проводит экономическую экспертизу различных бизнес-планов и стратегий развития.

95 материалов за 90 млн тенге

20 августа Центр развития Алматы заключил договор с ТОО «Центр эффективных решений» на закупку услуги по проведению маркетинговых кампаний. Сумма контракта составила ровно 90 млн тенге. Тендер был проведён методом открытого конкурса и будет действовать до конца года. На момент написания материала поставщику было уплачено 9 545 000 тенге из общей суммы.

Из описания тендера следует, что основная цель госзакупки — подготовка 95 информационно-разъяснительных материалов о деятельности и проектах Центра развития Алматы на 24 инфопорталах и телеканалах. Примечательно, что все тексты и видеосюжеты должны быть опубликованы без пометок “PR”, “R”, «На правах рекламы» и других обозначений, указывающих на рекламный характер публикаций. Все материалы будут произведены на казахском и русском языках.

Согласно данным электронных актов, поставщик начал распространять рекламные статьи через СМИ 12 сентября, однако не указано в какие именно издания. Эти данные можно найти в техспецификации.

Уточняется, что поставщик заключил договоры с пятью казахстанскими телеканалами: «Хабар 24», Atameken Business Channel, «КТК», «Первый канал Евразия» и Qazaqstan TV. За распространение рекламных материалов этим медиа будет уплачено 21 473 000 тенге. Самый крупный контракт достался Qazaqstan TV. Там будет размещено три имиджевых сюжета за 5,7 млн тенге. Далее идёт «Хабар 24» — четыре сюжета за 5,2 млн тенге, а на третьем месте «КТК» — два сюжета за 4,1 млн тенге.

В перечне печатных онлайн-изданий фигурируют практически все крупнейшие порталы страны, такие как Tengrinews.kz, Zakon.kz, Nur.kz, Informburo.kz, Kapital.kz, Orda.kz, «Казинформ» и прочие. Всего на рекламу в 19 информационных изданиях планируют потратить 68 527 000 тенге. Уточняется, что объём статей составит от двух до семи тысяч знаков.

Самые крупные контракты достались порталам Finprom.kz и Ranking.kz. Каждый из этих порталов должны разместить по 10 тематических анализов, за проделанную работу издания получат по 11 млн тенге. На втором месте по объёму оплаты разместился сайт Energyprom.kz. Авторы должны опубликовать девять аналитических материалов за 7 937 370 тенге. А на третьем месте — Tengrinews.kz, шесть рекламных материалов объёмом до 2,5 тысяч знаков за 5 250 000 тенге.

Отметим, что Центр развития Алматы не в первый раз проводит госзакупку на саморекламу через казахстанские СМИ. В прошлом году организация заключила аналогичный контракт с тем же поставщиком, но на сумму 78 967 640 тенге.

При этом имиджевые материалы о работе госведомства распространялись также на 24 инфопорталах и телеканалах. В 2023 году поставщик должен был подготовить 91 рекламный материал. Пяти телеканалам за проделанную работу тогда было уплачено 23 100 000 тенге, а 19 печатным онлайн изданиям — 55 867 640 тенге. Других подобных контрактов Центр развития не заключал.

Информационный заказ за 60 млрд тенге 

Госзакупки на саморекламу в медиа по праву считаются одними из самых необоснованных и противоречивых. Однако данный тендер лишь капля в море, в сравнении с тем, сколько всего денег тратит государство на отработку государственных информационных заказов. 

В 2024 году Министерство культуры и информации выделило на эти цели 62,8 млрд тенге. Большая часть из них, а именно 60,5 млрд тенге, пойдет на госзаказ в СМИ. За эти деньги нужно опубликовать статьи и материалы в СМИ по всему Казахстану, включая газеты, интернет-ресурсы и телевизионные медиа. Всего будет опубликовано 255 тысяч печатных материалов, 351 тысяча текстов в интернет-ресурсах и 240 тысяч сюжетов на телеканалах. 

Минкульт считает, что информационные заказы от государства должны укрепить внутриполитическую стабильность, способствовать росту конкурентоспособности отечественного информационного пространства, повысить статус государственного языка и качества производства отечественной продукции. На деле большая часть этих материалов выглядят как имиджевые публикации, направленные на повышение статуса госорганов в глазах казахстанцев.

Примечательно, что недавно акимат Алматы уже проводил крупные пиар-компании. К примеру, в этом году местным чиновникам выделили 2,3 млрд тенге только на развитие туризма. Часть денег пошли на рекламу, маркетинг и пресс-тур для блогеров. Один из таких тендеров прошел в апреле. Госорган разместил объявление на закупку услуг по подготовке информационных материалов для размещения в средствах массовой информации, на это выделили 176 854 460 тенге. Рекламные публикации должны были размещаться на казахстанских информационных ресурсах.

Родился в городе Алматы. Окончил факультет журналистики в КазНУ им. Аль-Фараби. С 2017 года работал корреспондентом в нескольких казахстанских изданиях.

Factcheck.kz