Акимат Алматы регулярно выделяет значительные средства из бюджета для привлечения иностранных туристов. Ранее редакция Factcheck.kz не раз рассказывала о тратах городских властей на организацию визита блогеров, рекламу на зарубежных каналах и проведение форумов. 2025-й год не стал исключением, и на сайте госзакупок снова заключен ряд контрактов, направленных на продвижение туристского имиджа Алматы на международном рынке. О том, как это планируется сделать, и сколько на это потратят, рассказываем в этом материале.
План на 1,3 млрд тенге
5 февраля 2025 года Управление туризма города Алматы заключило договор с подотчётной ему организацией Бюро по туризму Алматы на 1 374 553 571 тенге по закупке услуг «продвижения туристского продукта на международном туристском рынке». Поставщика выбрали напрямую, без проведения конкурса. Контракт будет действовать в течение года. Согласно актам выполненных работ, на момент написания материала Бюро уже выполнило работу на 385 090 462 тенге.
Продвижение города за границей будет осуществляться разными способами. Все они разделены на три категории: маркетинговое продвижение, создание контента и международные мероприятия. По задумке организаторов, такая масштабная кампания сильно повысит туристский потенциал города. Рассмотрим, как Бюро по туризму распределит выделенные ему деньги.
Маркетинговое продвижение
Для проведения маркетинговой кампании Бюро по туризму заключило три договора на общую сумму в 578 078 888 тенге.
Самый крупный контракт на сумму 308 088 888 тенге по онлайн-продвижению туристского потенциала Алматы на международном рынке ушёл к ТОО United Kingdom. К слову, эта же компания уже несколько лет занимается организацией Comic Con Astana и в данный момент разрабатывает видеоигру для Министерства науки и высшего образования за 241 млн тенге.
Цель рекламной кампании — продвижение бренда Алматы в 11 странах: Турция, ОАЭ, Катар, Саудовская Аравия, Китай, Южная Корея, Сингапур, Великобритания, Италия, Германия и Малайзия. По итогу ожидается привлечение не менее 20 000 иностранных туристов.
Для этого поставщик должен будет разместить на популярной туристической платформе Amadeus, в Instagram, Facebook и китайском сервисе Tongcheng Travel в общей сложности не менее 40 объявлений с баннерной рекламой и не менее 10 видеороликов хронометражом от 15 секунд.
Второй контракт на сумму 222 900 000 тенге достался ТОО «ВидеоСтайл». В нём речь идёт о закупке услуг по сотрудничеству с международными туристскими платформами, в частности о рекламных публикациях на четырёх популярных туристских платформах: Tripadvisor, Expedia, Spotted by Locals и eDreams.
В среднем рекламные публикации должны просуществовать на сайтах от четырёх до пяти месяцев. Показатель успеха в данном случае измеряется количеством показов рекламы для пользователей. Всего эта рекламная кампания должна собрать не менее 14 миллионов просмотров.
Исключение составило продвижение на Spotted by Locals. Поставщику необходимо привезти трёх редакторов издания в Алматы, разместить их в отеле, а затем вместе с ними и группой креаторов создать не менее 50 статей о городе для продвижения на сайте. Необходимое количество показов не указано.
Третий договор на сумму 47 090 000 тенге был заключен с ТОО GS Project Group. Эти деньги пойдут на организацию пресс-тура для 18 иностранных инфлюенсеров в Алматы. Поставщик должен оплатить зарубежным гостям перелёт, проживание, питание и культурный досуг на время пребывания в городе. Подробнее об этой закупке мы рассказывали в нашем материале, вышедшем в марте этого года.
Создание контента
Помимо проведения маркетинговой кампании, Бюро по туризму провело ещё три конкурса, пока на общую сумму в 136 442 857 тенге на создание контента для туристов, а также сувенирной продукции.
Первый контракт на 33 850 000 тенге был заключен с уже знакомым нам ТОО «ВидеоСтайл». Согласно описанию, речь идет о создании фото- и видеобанка, демонстрирующего туристский потенциал Алматы. Он включает не менее 200 обработанных фотографий и 30 коротких видео в высоком разрешении с передачей всех прав и исходных материалов заказчику. Тематика — знаковые природные, культурные, гастрономические и городские объекты и активный досуг.
Также в рамках проекта будет организована серия выездных съёмок с привлечением не менее 10 локальных фотографов и видеографов для увеличения лояльности к бренду города и генерации оригинального контента. Планируется охватить не менее 70 туристских локаций, отобранных совместно с заказчиком.
Второй контракт на 57 950 000 тенге был заключен с Общественным объединением инвалидов Жамбылского района «Каргалинское общество помощи инвалидам “Сезім”». За эти деньги планируется напечатать полиграфическую продукцию для туристов общим тиражом не менее 200 тысяч экземпляров. В набор входят ресторанные гиды, туристские карты, путеводители, брошюры и каталоги на разных языках (включая английский, русский, китайский, итальянский, арабский, казахский и другие), а также фирменные бумажные пакеты форматов A4 и A3.
А вот ещё один договор заключить пока не успели. На момент написания материала, третий тендер находится в статусе «опубликован». Приём заявок завершится только 10 июля. Речь идёт о производстве не менее 10 тысяч единиц сувенирной продукции бренда Visit Almaty. На это планируют выделить 44 642 857 тенге, однако после подписания контракта сумма может измениться.
В ассортимент сувениров войдут: изделия в национальном стиле и современные брендированные товары: керамические пиалы, открытки, войлочные яблоки и юрты, магниты, брелоки, тюбетейки, чапаны, шопперы, термокружки, power bank, футболки, свитшоты, рюкзаки и другие сувениры. Уточняется, что все изделия должны соответствовать фирменному стилю, подчеркивать идентичность Алматы и быть привлекательными для туристов.
Международные мероприятия
Больше всего денег в этом году Бюро по туризму потратит на проведение и участие в международных мероприятиях, посвящённых туризму. По данным сайта госзакупок, на сегодняшний день в этом направлении ведомство организовало семь тендеров на общую сумму 659 927 714 тенге.
Самый крупный контракт был заключен на сумму 196 300 000 тенге. Поставщиком стало ТОО SHAZAM Media. Деньги уйдут на организацию и проведение региональной конференции UNWTO по вопросам гендерного равенства и расширению прав и возможностей женщин в сфере туризма. UNWTO (Всемирная туристская организация) — учреждение ООН, отвечающее за продвижение ответственного, устойчивого и общедоступного туризма.
Уточняется, что конференция продлится два дня. Планируется проведение как онлайн, так и офлайн воркшопов, а также основной конференции с участием международных спикеров. Поставщик совместно с UNWTO прорабатывает программу и контент мероприятий, обеспечивает бронирование площадок, техническое сопровождение и переводческие услуги.
Особое внимание уделено приглашённым спикерам от ООН, им предоставляется целый комплекс услуг. Таких как, перелёт в бизнес-классе, проживание в пятизвёздочном отеле в номерах класса люкс, кофе-брейки, обеды, ужины, личный транспорт при необходимости, а также оплата в виде 60 тысяч евро за участие в конференции.
Ещё один крупный контракт, также с ТОО SHAZAM Media, на сумму 133 200 000 тенге предполагает участие сотрудников Бюро по туризму в международных туристских выставках. Таких как: The Meetings Show Asia Pacific в Сингапуре, IMEX Frankfurt 2025 в Франкфурте-на-Майне и в IBTM World в Барселоне.
Поставщик обязуется обеспечить участие в выставках, включая установку брендированного стенда Visit Almaty, организацию присутствия сотрудников и туристических операторов, а также взять на себя все сопутствующие расходы, связанные с проведением мероприятий, включая авиаперелеты, трансферы, проживание и другие организационные затраты.
Следующий договор на сумму 132 670 000 тенге заключен с ТОО QTrip. Он включает организацию не менее восьми мероприятий в сфере делового туризма в Алматы. Встречи должны проходить в четырёхзвездочном отеле. Поставщик займется организацией пространства, включая фотозону, пресс-стены и прочие визуальные элементы.
Также в обязанности поставщика входит организация приветственных приёмов, обедов, гала-ужинов и прочих мероприятий для 25 иностранных гостей. Среди них буду представители международных туристических компаний, приглашённые спикеры, члены оргкомитета и так далее. Для всех зарубежных гостей необходимо будет организовать перелёт, трансфер и проживание. Для развлечения гостей планируется выступление местных артистов.
Договор с победителем четвёртого тендера, ТОО «Типография оперативной печати», пока не заключен. Бюро по туризму намерено потратить 89 285 714 тенге на визит в Алматы делегации авторитетного международного рейтинга 50 Best, включающей шеф-поваров обладателей звезд Мишлен, барменов, съёмочную группу и журналиста, который будет документировать поездку. После заключения контракта итоговая сумма может измениться.
Поставщик обеспечивает весь спектр организационных и сопутствующих услуг: приобретение авиабилетов в оба конца, бронирование комфортного проживания, организацию питания, трансферов и логистики по городу. Также покрываются все необходимые расходы, связанные с приездом делегации, обеспечивая высокий уровень сервиса, «соответствующий международным стандартам».
Помимо этого, Бюро по туризму потратило: 80 800 000 тенге на организацию рекламно-информационных туров по Алматы и области для 40 представителей ведущих международных MICE-агентств; 13 392 000 тенге на участие четырех представителей Алматы в международном конгрессе ICCA в Португалии; и 14 280 000 тенге на обучение сотрудников Бюро по программе ICCA Skills в Люксембурге с получением официального сертификата.