Миннауки потратило 240 млн тенге на разработку компьютерной игры

На сайте государственных закупок редакция Factcheck.kz наткнулась на интересное объявление от Министерства науки и высшего образования, которое заказало разработку видеоигры для изучения казахского языка. Стоимость работы оценивается в почти 240 миллионов тенге. Это, вероятно, первый случай, когда государственное ведомство напрямую финансирует создание игры.

Рассказываем, что именно хотят сделать за эти деньги, как развивается GameDev в Казахстане, и почему на качество проекта стоит обратить особое внимание.

О чём видеоигра

4 марта Министерство науки и высшего образования Республики Казахстан опубликовало на портале госзакупок объявление о разработке компьютерной игры для детей, направленной на обучение государственному языку. Изначально на закупку было выделено 241 838 392 тенге, но после заключения договора сумма снизилась до 239 888 303 тенге. 

Согласно технической спецификации, цель проекта — разработка казахскоязычного детского контента в игровой форме, расширение аудитории казахскоязычных пользователей и увеличение сферы применения государственного языка. Игра рассчитана на детей и молодёжь от 6 до 25 лет, и должна быть реализована до декабря 2025 года.

Игра создаётся в жанре образовательной RPG и пошаговой стратегии. Она будет состоять из трёх уровней продолжительностью по 4 часа каждый. Основные задачи — обучение казахскому языку на уровнях А1–А2 через погружение в историю, этнографию, традиции и фольклор. Образовательная часть включает грамматические упражнения, мини-игры, тесты, квесты и соревновательные задания.

По сюжету игрок готовит своего скакуна к легендарным скачкам «байге». Лошадь нужно кормить, поить, ухаживать за ней и тренировать — каждое действие сопровождается вопросами на казахском языке. Успешные ответы улучшают характеристики лошади (скорость, выносливость, интеллект), а ошибки мешают продвижению. Чтобы выиграть, игрок должен не только пройти испытания, но и усвоить казахскую лексику и грамматику.

Игровые уровни представлены различными локациями:
– жайлау — летнее пастбище с базовыми заданиями по лексике;
– праздник Наурыз — испытания на знание традиций и обрядов;
– древний Туркестан — задания по истории и фольклору;
– байге — финальная гонка, где успех зависит от языковых знаний.

Также предусмотрены исторические и этнографические локации: древний Отрар, Туркестан, юрты, базар эпохи Шёлкового пути, а также культурные и природные объекты — озеро Балхаш, плато Устюрт. Отдельное внимание уделяется фольклорным сюжетам: в игре будут представлены такие персонажи, как Алпамыс батыр, Кобланды батыр, а также элементы мира айтыса и казахской домбровой традиции.

Проект должен быть готов к 8 декабря. По завершению разработки поставщик обязан провести презентацию игры, рекламную кампанию в соцсетях и СМИ, а также подготовить информационные материалы для родителей и учебных заведений. Игра должна быть размещена бесплатно на популярных платформах.

Индустрия видеоигр в Казахстане

Отметим, что это первый случай, когда казахстанское государственное ведомство напрямую закупает разработку видеоигры. Ранее подобных тендеров на портале государственных закупок зафиксировано не было. Также стоит обратить внимание на сумму, выделенную на проект. Даже по международным меркам более 239 миллионов тенге — это неплохой бюджет для образовательной игры.

Для сравнения, по информации открытых источников, стоимость разработки простой мобильной игры на международном рынке составляет от 10 до 50 тысяч долларов США (примерно от 5 до 26 миллионов тенге по текущему курсу). Разработка инди-игры среднего уровня для персональных компьютеров оценивается от 50 тысяч до 500 тысяч долларов (от 26 до 260 миллионов тенге), включая маркетинг. Бюджет крупных игровых проектов (так называемые AAA-игры) начинается от одного миллиона долларов и может превышать 100 миллионов долларов (от 523 миллионов до 52 миллиардов тенге).

По данным представителей отрасли, средний бюджет на разработку мобильной игры в Казахстане с полным циклом работ (от концепции до публикации) начинается от 100 тысяч долларов (около 52 миллионов тенге). Для более сложных проектов с 3D-графикой, кроссплатформенной реализацией и мультиплеерными функциями итоговая стоимость может быть значительно выше — с привлечением команды программистов, дизайнеров, звукорежиссёров и тестировщиков.

При этом большая часть казахстанских игровых студий, как правило – инди-команды из 5–10 человек. Финансирование проектов чаще всего осуществляется за счёт собственных средств или частных инвестиций в пределах 100–150 тысяч долларов (от 52 до 78 миллионов тенге). 

Большое значение будет иметь качество игры от миннауки, поскольку это главный показатель того, насколько эффективно будут потрачены бюджетные средства. Особенно учитывая, что индустрия видеоигр в Казахстане сейчас находится на начальной стадии развития.

Также примечательно, что сами разработчики видеоигр в Казахстане рассказывали (1, 2) о том, что в стране очень мало специалистов, занимающихся такой разработкой, а выпускаемые продукты часто не отражают местную культуру и героев, что снижает их привлекательность для внутренней аудитории. В связи с этим создать действительно качественную видеоигру в Казахстане пока довольно сложно.

Власти взялись за гейминдустрию 

Игровая индустрия начала рассматриваться казахстанскими властями как часть креативной экономики и цифровой трансформации лишь в последние годы. До этого рынок развивался стихийно и в изоляции от государственной повестки. Переломный момент наступил в 2022 году, когда Astana Hub объявил о запуске GameDev Center — платформы для поддержки стартапов через акселерацию, менторство и обучение. Параллельно начали формироваться образовательные программы в вузах, включая Astana IT University.

В 2023 году был запущен крупный государственный проект — Almaty Cyber Games 2023–2025, инициированный акиматом Алматы. Если в 2022 году на него потратили 35,5 млн тенге, то с 2023 года сумма увеличилась до 545 млн и была распределена на три года. В рамках проекта заявлены создание новых факультетов и программ по GameDev и киберспорту, трудоустройство специалистов и студентов, проведение турниров, развитие локальной цифровой инфраструктуры и привлечение зарубежных компаний. Одной из целей проекта стало формирование полноценной экосистемы, в которую входят разработчики, образовательные учреждения и инвесторы.

Несмотря на растущий интерес со стороны государства, пока речь идёт преимущественно о нишевых и мобильных решениях. Наиболее заметный пример — мобильная ролевая игра Grand Mobile, разработанная казахстанской студией. Игра была презентована правительству, получила публичную поддержку премьер-министра Олжаса Бектенова и развивается при содействии Astana Hub. Как утверждают разработчики, у проекта более 60 млн игроков по всему миру и свыше 5 млн уникальных пользователей в месяц.

На цифровом форуме Digital Almaty 2025 также были представлены другие примеры государственных EdTech-инициатив. Среди них — Codiplay — обучающее приложение для детей, охватывающее 13 млн пользователей в 13 странах, и BITBOTS.AI — игра с элементами машинного обучения от резидентов Astana Hub. Оба проекта развиваются при поддержке государства и позиционируются как часть политики по развитию ИИ и цифровых решений.

Таким образом, государственная поддержка GameDev в Казахстане находится на начальном этапе и ориентирована в первую очередь на мобильные и образовательные продукты. Инфраструктура постепенно формируется, но о масштабных, технологически сложных играх речи пока не идёт.

Родился в городе Алматы. Окончил факультет журналистики в КазНУ им. Аль-Фараби. С 2017 года работал корреспондентом в нескольких казахстанских изданиях.

Factcheck.kz