Акимат Темиртау планирует выделить больше 5 млн тенге на мебель для руководителя

В 2020 году в Казахстане ради экономии бюджета был введён трехлетний мораторий для чиновников на закупку дорогих автомобилей и мебели. Однако в прошлом году срок действия запрета истёк, и руководители госорганов принялись вновь обновлять свои кабинеты. 

На портале госзакупок редакция Factcheck.kz нашла один из таких тендеров от акимата Темиртау. Рассказываем, сколько это стоит, и как казахстанские чиновники закупали элитную мебель, несмотря на запреты, выговоры и даже увольнения.

Мебель для руководителя

17 ноября аппарат акима города Темиртау опубликовал объявление на закупку комплекта офисной мебели для руководителя. На это планируется выделить 5 357 142 тенге. Победителем тендера стало ОО «Нұр сыйла» общество инвалидов, однако договор с организацией всё еще не заключили.

Согласно техспецификации, всего аппарат акимат планирует приобрести для неназванного руководителя 10 предметов мебели. Среди них, к примеру, просторный и функциональный «рабочий стол для руководителя», оснащённый удобным кожаным бюваром и двойной нижней панелью. Также в нём должна быть встроенная тумба с тремя выдвижными ящиками с замком. Длина стола — 1,8 метров, ширина — метр.

Ещё акимату понадобился стол приставка прямоугольной формы длиной не менее двух метров и шириной почти метр; мобильная тумба с тремя выдвижными ящиками; сервисная тумба с закругленными углами, распашным фасадом, съёмной полкой и двумя выдвижными ящиками, а также ещё одна тумба для совещательного стола с полкой с хромированной отделкой.

Отдельно высокопоставленному госслужащему заказали комплект шкафов. Два двухдверных книжных шкафа с прозрачными стёклами и металлическими ручками высотой два метра и длиной почти метр; таких же габаритов гардеробный шкаф с металлическими ручками, внутренней полкой для головного убора и выдвижной штангой; а также большой шкаф для грамот, состоящий из низкого шкафа и двух верхних открытых и закрытых полок длиной почти 2,5 метра.

Также для руководителя заказали конференц стол длиной 3 метра и шириной почти 1,5 метра. Уточняется, что вся мебель должна быть высокого качества и выполнена в едином стиле, а эскизы, цвет и дизайн согласовываются лично с заказчиком. Поставщик обязан доставить и установить мебель в течение 15 дней с момента вступления договора в силу.

Обновление от 20.12.2024: в итоге закупка была отменена. При этом акимат отдельно приобрёл стол для конференции за 1,4 млн тенге из одного источника. Не исключаем, что мебель будет закупаться частями.

Позолоченная латунь и эбеновое дерево

Отметим, что казахстанские госорганы всегда питали особый интерес к изысканным интерьерам и закупкам дорогостоящей мебели. Такие тендеры возникали с момента появления в стране сайта госзакупок.

Например, в 2016 году журналисты нашли на портале объявление от акимата Актюбинской области на закупку кресла для руководителя из натуральной телячьей кожи высокого качества, по краям обработанной декоративными гвоздями из латуни. На кресле также должен был красоваться узор, выполненным из позолоченной латуни. Стоила такая вещь 630 тыс. тенге. Отдельно также ещё закупили два кресла для посетителей за 560 тыс. тенге. 

Спустя три года в СМИ появилась публикация о закупке акиматом Астаны двух комплектов мебельной гарнитуры «Мебель кабинета руководителя» с требованием: тиснение поверхности типа «шагреневая кожа» и цвета «миланский орех тёмный». Комплект мебели планировали приобрести за 3 млн тенге, а в дополнение ещё одно «кресло руководителя» за 840 тыс. тенге. Однако после того, как закупка стала достоянием общественности, тендер отменили

Из-за переизбытка таких неоднозначных тендеров внимание прессы и общественности теперь привлекают даже не столь одиозные траты на мебель для чиновников. Так, в ноябре 2024 года, КазТАГ опубликовал информацию, что Отдел архитектуры акимата Конаева планировал потратить 1 млн тенге, чтобы купить мебель своему руководителю. Планировалось приобрести тумбу, брифинг приставку, шкаф для документов и стол. Правда, дополнительно издание подчеркнуло, что за последний месяц ведомство опубликовал ещё семь лотов на покупку кресел, столов и шкафов.

Однако самый громкий случай произошёл в 2019 году в Павлодаре. Тогда местный аким Ануар Кумпекеев решил потратить 6 млн тенге на закупку двух столов, двух журнальных столиков и шкафов. При этом рабочий стол с двумя тумбами должны быть изготовлены из эбенового дерева с покрытием из шпона со вставками из натуральной кожи или заменителя. Углы тумб должны декорироваться пилястрами и каннелюрами. Такое же оформление должны иметь шкаф для документов и комбинированный шкаф для документов и гардероба.

Отметим, эбеновое дерево относится к ценным породам древесины и используется для изготовления элитной мебели и музыкальных инструментов.

Павлодарцы были возмущены таким расточительством и высказывали своё возмущение в соцсетях. Ситуацию подогрело ещё и то, что ранее аким потратил 49 млн тенге из бюджета, чтобы купить себе двухуровневый пентхаус. Покупателем выступил отдел ЖКХ, пассажирского транспорта и автомобильных дорог акимата Павлодара. Когда история получила широкий резонанс в ситуацию вмешался тогдашний аким области Булат Букеев и уволил Кумпекеева с поста руководителя.

Мебельная лихорадка

Тем не менее, как показывает практика, в Казахстане борьба с необоснованными тратами на мебель и их любителями практически бесполезна. После истории с экс-акимом Павлодара чиновники принялись осуждать подобные закупки. К примеру, тогдашний глава Агентства по делам государственной службы Анар Жаилганова говорила, что такие случаи недопустимы и «дорогая мебель не красит госслужащего». Однако, через пять лет получивший строгий выговор и уволенный Ануар Кумпекеев вернулся на пост акима, правда уже в Кокшетау. 

В 2020 году, чтобы как-то стабилизировать ситуацию, президент Касым-Жомарт Токаев ввёл трехлетний мораторий для чиновников на покупку дорогих авто и мебели. Это было сделано для сокращения бюджетных расходов. Но даже во время действия запрета казахстанские госорганы продолжали закупать мебель. Некоторые из них оправдывали это тем, что лоты были опубликованы на портале госзакупок ещё до введения моратория. 

Параллельно надзорные ведомства пытались контролировать подобные закупки и даже отменяли некоторые из них. Так, в 2021 году Антикор не позволил властям Астаны потратить 1,2 млрд тенге на канцтовары и мебель. В ходе мониторинга были установлены факты завышения рыночных цен. Но при этом, в том же году Токаев снял запрет на покупку мебели для госкорпорации «Правительство для граждан», а также для организаций образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта. 

В 2023 году мораторий вовсе прекратил действовать и чиновники принялись навёрстывать упущенное. Так, по данным Министерства финансов, за три года действия моратория на покупку диванов, кресел и вешалок госорганами потрачено 14,7 млрд. тенге, а за 6 месяцев 2023 года — 10,2 млрд. тенге. Получается, что только за полгода госорганы закупили почти 70% от объёмов закупок предыдущих трёх лет. Можно предположить, что сейчас сумма затрат значительно больше.

Родился в городе Алматы. Окончил факультет журналистики в КазНУ им. Аль-Фараби. С 2017 года работал корреспондентом в нескольких казахстанских изданиях.

Factcheck.kz