Извержение вулкана в Исландии выбросило больше CO2, чем человек за всю историю — проверка USA Today

В посте, размещённом в Facebook 19 декабря (прямая ссылка, архивная ссылка) говорится о воздействии на окружающую среду вулкана Гриндавик в Исландии. Извержение вулкана произошло 18 декабря на полуострове Рейкьянес. Тысячи жителей района были эвакуированы после увеличения сейсмической активности в ноябре.

«И больше CO2 выброшено матерью-природой за один раз, чем когда-либо его производило человечество с момента нашего существования», — говорится в посте, который также включает в себя скриншот новости СМИ об извержении Гриндавика.

Фактчекеры USA Today решили проверить это утверждение.

Торстейн Йоханнссон, исследователь качества воздуха из Агентства по охране окружающей среды Исландии, сообщил фактчекерам в электронном письме, что хотя некоторые измерения CO2 после извержения собраны исследователями, они еще не были опубликованы. Также он добавил, что извержение длилось всего два с половиной дня, было довольно небольшим и не могло превысить выбросы углекислого газа всего человечества.

По данным НАСА люди производят примерно в 100 раз больше CO2, чем все вулканы вместе взятые за обычный год. Агентство также сообщает, что даже крупнейшие вулканические события – извержения «супервулканов», которые происходят каждые 100 тыс. – 200 тыс. лет – производят примерно такое же количество углекислого газа, что и люди за целый год.

Согласно пресс-релизу программы Deep Carbon Observatory (сообщество учёных, занимающихся изучением количества, происхождения и круговорота углерода на Земле), люди ежегодно производят в 40 – 100 раз больше CO2, чем вулканы.

«На планете постоянно происходит 40-50 извержений», — сообщил Эд Венцке, старший исследователь данных Глобальной программы вулканизма.

«Любое утверждение о том, что одно небольшое трещинное извержение (например, извержение на полуострове Рейкьянес) каким-либо образом сравнимо с общим антропогенным (выбрасываемым человеком) производством CO2, не имеет научной поддержки», — добавил он.

Джейк Ловенстерн, руководитель программы помощи при вулканических катастрофах Геологической службы США, согласен с этим мнением.

«Учитывая первоначальную оценку выбросов серы во время первой фазы извержения (полуостров Рейкьянес), очень трудно представить, что извержение могло высвободить больше, чем эквивалент одного часа глобальных антропогенных выбросов CO2», — рассказал он в электронном письме изданию.

• Фотографии, судя по описанию, изображающие синюю расплавленную породу, извергающуюся из вулкана в Эфиопии, были опубликованы в соцсети X 20 августа этого года. Фактчекеры выяснили, что фото не редактировались, но на них была не лава.