Эмбрион посылает стволовые клетки для восстановления органов матери — проверка Snopes

Издание Snopes проверило популярный научный мем о том, что плод в утробе посылает свои стволовые клетки в организм матери для восстановления её повреждённых органов.

Фактчекеры выяснили, что перенос и включение фетальных стволовых клеток в органы матери называется фетоматеринским микрохимеризмом. В статье 2016 года в Journal of Cancer Research and Clinical Oncology это явление определяется следующим образом:

«Микрохимеризм фетальных клеток определяется как персистенция (здесь: нахождение в организме — ред.) фетальных клеток у матери в течение десятилетий после беременности без какого-либо явного отторжения. Фетальные микрохимерные клетки (МХК) приживаются к материнскому костному мозгу, способны мигрировать по кровотоку и достигать тканей».

Стволовые клетки — это «базовый материал», способный превращаться в различные ткани и играющий важную роль в развитии плода. Идея фетоматеринского химеризма состоит в том, что стволовые клетки могут быть перенесены из эмбриональной системы, чтобы стать полностью интегрированными в организм матери, несмотря на отличающуюся генетику.

Ученые знали о существовании фетоматеринского микрохимеризма на протяжении десятилетий. Например, исследование 1996 года, опубликованное в Proceedings of the National Academy of Sciences, показало, что у людей генетически отличные клетки плода мужского пола сохраняются в организме матери в течение 27 лет после рождения.

Более поздние исследования показали, что эмбриональные клетки можно найти во многих органах не только у человека, но и у лабораторных мышей. Микрохимерные клетки плода обнаруживаются в различных тканях и органах матери, включая кровь, костный мозг, кожу и печень.

В исследовании 2015 года, опубликованном в журнале Circulation Research, рассматривался вопрос о том, помогают ли фетальные стволовые клетки восстановить материнские органы у мышей. Учёные обнаружили, что эмбриональные стволовые клетки нацелены на поврежденные клетки сердечной мышцы и полностью интегрируются в сердце матери.

Хотя это исследование было проведено на мышах, существует множество других исследований, которые помогают прийти к выводу, что подобные явления могут происходить и у людей.

• В 2021 году в соцсетях и мессенджерах активно распространялась информация о том, что применяемые китайские вакцины содержат свиной желатин, а Спутник V — эмбриональные клетки (клеточная линии Human Embryonic Kidney 293 или HEK 293. Вопрос «халяльности» указанных проверил Factcheck.kz.