Поправки Сарыма-Закиевой — взгляд юриста

Недавно мы писали о поправках, предложенных депутатами мажилиса Айдосом Сарымом и Динарой Закиевой в рамках законопроекта «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам защиты прав ребенка». Согласно им, иностранные IT-гиганты обязаны открыть представительства или юрлица в Казахстане, а руководителями этих представительств должны быть назначены граждане Казахстана. В случае невыполнения условий в течение 6 месяцев после введения в действие поправок, деятельность платформ, принадлежащих IT-компаниям, может ограничиваться.

В продолжение дискуссии о необходимости принятия новых законодательных норм публикуем выдержки из материала казахстанского юриста Игоря Лоскутова, оригинал аналитического разбора законопроекта опубликован на сайте Zakon.kz.

Игорь Лоскутов приводит в статье формулировки законопроекта, касающиеся «деятельности» онлайн-платформ и сервисов обмена мгновенными сообщениями. При этом автор задаётся вопросом — как определить, осуществляется эта деятельность или нет? 

«Учитывая то, что Интернет имеет глобальное распространение, а любой интернет-ресурс или сервис (если его владелец не установил для него ограниченный доступ) доступен на территории Казахстана всем пользователям, это делает действие поправок неограниченным. Учитывая, что казахстанские контролирующие органы явно не смогут проконтролировать все интернет-ресурсы на свете, определение того, осуществляется ли деятельность на территории Казахстана или нет, будет зависеть от субъективного мнения чиновника, принимающего решение, что относится к коррупциогенному фактору “широта дискреционных полномочий”», — пишет Лоскутов.

Далее он переходит к другой возможной проблеме законопроекта, по которому  собственник онлайн-платформы, согласно выводу юриста, это собственник информации.

«Информация не относится к вещным правам. Казахстанское законодательство не содержит понятия “собственник информации”. Соответственно, непонятно, кого именно имеют в виду авторы поправок? Большинство онлайн-платформ, используемых в целях общения, не претендуют на то, чтобы быть собственниками всей информации, размещенной на них. Объявление их в Казахстане таковыми повлечет дополнительные юридические коллизии», — считает Лоскутов. 

Кроме того, по мнению юриста, казахстанское законодательство не содержит определения того, какие именно интернет-ресурсы относятся к иностранным, а какие к отечественным. 

«Таким образом, мы вновь сталкиваемся с коррупциогенным фактором “широта дискреционных полномочий”», — заключает автор. 

Замечания также удостоилась формулировка об обязательной государственной регистрации юридического лица или учётной регистрации филиала (представительства) иностранных юридических лиц. 

«Непонятно, что делать, если речь идет не о юридическом лице? В самом Казахстане нет обязательного требования для СМИ быть юридическим лицом», — делится мнением юрист.

Что же касается предлагаемой нормы об удалении информации, нарушающей требования законов Республики Казахстан, либо ограничении её распространения на территории нашей страны, Лоскутов отмечает, что по закону «О связи» приостанавливать работу сетей и средств связи и ограничивать доступ к интернет-ресурсам должны казахстанские уполномоченный орган в области информации, органы национальной безопасности, правоохранительные органы, операторы связи и государственная техническая служба.

«Авторы поправок, очевидно, забыли, что в данном законе есть статья 24 “Деятельность представителей иностранных средств массовой информации в Республике Казахстан”. Кроме того, за скобками остается вопрос о привлечении к ответственности онлайн-платформы, распространяющей такую запрещенную информацию», — резюмирует юрист Лоскутов.  

Кроме того, он указывает на несоответствие другой предлагаемой поправки действующему законодательству. По законопроекту, по истечении шести месяцев, в случае, если иностранная платформа или сервис обмена мгновенными сообщениями не проводят госрегистрацию, их деятельность должна быть ограничена. Но по закону «О средствах массовой информации» интернет-ресурсы отнесены к СМИ. Данный закон предусматривает приостановление либо прекращение выпуска или распространения продукции средства массовой информации. 

«Если депутаты планируют распространить казахстанское законодательство на иностранные онлайн-платформы, придется выполнять и данные процедуры. А они никакого ограничения деятельности не предусматривают, только приостановление или прекращение», — заключает юрист. 

По его мнению, без ответов на поставленные выше вопросы в соответствии с терминологией и порядком, установленным действующим казахстанским законодательством, принятие поправок следует отменить.

Внесите свой вклад в борьбу с дезинформацией!
Сергей Ким
Журналист, медиакритик, фотограф. Работал на телевидении и радио, сотрудничал с проектом «Радиоточка» до его закрытия в 2017 году. Возглавлял алматинскую редакцию проекта «Спутник-Казахстан», ведёт колонку медиакритики для проекта NewReporter.org