Деконструкция пропаганды | В Казахстане растёт социальное иждивенчество?

В 2022 году минимальный расчетный показатель (МРП) в Казахстане увеличился до 3 180 тенге, минимальная заработная плата (МЗП) выросла до 60 000 тенге, а прожиточный минимум составил 37 389 тенге. В связи с этим увеличился и размер пособий категории «социальные». Между тем в информационном поле уже довольно продолжительное время продвигается нарратив о «росте иждивенческих настроений» и «патернализме» среди казахстанцев, которые «не хотят трудоустройства и рассчитывают жить за счёт различных соц.компенсаций».

Редакция Factcheck.kz решила разобраться, правда ли население Казахстана всё больше склонно рассчитывать на государство, а не на себя?

Вердикт: Манипуляция

Серьёзных работ по изучению патерналистских настроений в казахстанском обществе не проводилось. Статистические данные показывают, что в 2018-2019 гг. получателей пособий стало значительно больше, однако тенденция сохранилась всего на 2 года. На данный момент число людей, получающих некоторые виды выплат (АСП, гос.жил.помощь) снижается, а требования к кандидатам и контроль за ними со стороны государства ужесточаются. При этом массовых протестных настроений в связи с этим мы не наблюдаем. Учитывая все факторы, невозможно сделать однозначный вывод о том, что казахстанцы в общем и получающие соцвыплаты, в частности, настроены на полную зависимость от государства и целенаправленно отказываются от работы и ответственности.

Разбираемся в подробностях.

Как развивалась риторика о социальном иждивенчестве

В первую очередь дадим определение «социальному иждивенчеству» и «патернализму». У термина «социальное иждивение» до сих пор нет чёткой интерпретации, и его объяснение, как правило, сводится к философии на тему «кто такие иждивенцы, и что такое социальное». Единственное краткое толкование есть в «Энциклопедическом словаре терминов по менеджменту маркетингу экономике предпринимательству» Зубарева Ю.А. и Шамардина А.И. Социальное иждивение — полное содержание или помощь со стороны общества, являющаяся постоянным источником дохода. Ключевым словом здесь является полное, подразумевающее отказ от поиска любого другого источника заработка (работы).

Патернализм — наделенные властью берут на себя полную ответственность за граждан и контролируют их, как отец контролирует своих детей. Люди могут получать то, что им выгодно, но при этом у них нет свободы выбора и чувства ответственности.  Если «патернализм» более научный и менее используемый термин, то «социальное иждивение» — яркая лексическая единица, которая звучит с явным укором, понятна большинству и часто осуждается.

По запросу в поисковых системах тема зависимости от государственного социального обеспечения с 2000 по 2017 год встречается в единичных публикациях (1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8), и речь в них больше о мировых тенденциях и мерах предотвращения подобного в Казахстане. С 2018 года в материалах СМИ «иждивенческие настроения» казахстанцев стали не просто аксиомой, но и обрели склонность к постоянной прогрессии (1, 2, 3, 4, 5 , 6, 7, 8). В качестве аргументов СМИ часто приводят цитаты президента и других государственных деятелей:

Казахстан – социальное государство. Всесторонняя помощь гражданам, оказавшимися в трудной ситуации, – один из наших приоритетов. Но, к сожалению, в обществе укрепляются патерналистские настроения и социальное иждивенчество.

Касым-Жомарт Токаев

Одна крупная зарубежная нефтегазовая компания специально выделила 1000 мест для наших граждан для работы вахтовым методом с достойной зарплатой. К сожалению, 50 человек откликнулись на это предложение. Причина очень проста – никто не хочет куда-то ехать на работу.

Касым-Жомарт Токаев

Есть же цифры. В республике выявили десятки тысяч тех, кто живет вполне благополучно, но получает адресную соцпомощь. Некоторые в коттеджах обитают. Иждивенчество, к сожалению, набрало обороты. Говорят: нет работы, куда смотрит государство, нам не помогают! А у меня складывается впечатление, что все сразу хотят быть начальниками, с высоким окладом, кабинетом… А каменщик, комбайнер – это уже не работа?

Владимир Божко

Недавно я был в одном селе. Встретил там молодого человека, который ждал одобрения своей заявки на АСП. Я спросил его, почему он не работает. Он ответил, что работы нет. Я предложил ему прямо там же, на месте, найти работу. Тогда он заявил, что не хочет работать. У нас есть люди, которые имеют машины и дома, но все равно подают заявки на получение АСП, есть те, кто оформляют фиктивный развод ради получения пособий от государства. Людям должно быть стыдно заниматься подобными вещами.

Ерлан Кошанов

Фигурируют в материалах и высказывания экспертов, которые опираются на свой личный опыт, приводя единичные примеры:

Открыв вотсап утром, я читаю десятки различных сообщений. Среди них есть очень ужасные от манипуляторш-мамаш, которые детьми пользуются как инструментом. Вот сегодня мне написала женщина, которая якобы сдала документы на получение адресной социальной помощи (АСП) в Карасайском районе, и ей пришёл отказ. Теперь она грозит выкинуть двухлетнего, шестого по счёту ребёнка с Каскеленского моста. Говорит, раз её дети не нужны Токаеву, то ей и подавно.

Акмарал Басирова, глава центра поддержки матери «Бақытты отбасы»

Я часто сталкиваюсь с иждивенческими настроениями. И вот этот лозунг “Я же мать!” постоянно звучит. Недавно я помогала одной женщине с семью детьми. Помогала чем могла. Мы привезли продукты. Они снимали жильё, мы заплатили квартплату. Устроили по просьбе матери детей в круглосуточный интернат. Это тоже, кстати, говорит о многом, когда женщины рожают, не могут содержать детей, а потом отдают их на обеспечение государства. Распознав это тепло и доброту, женщина прислала мне сообщение со списком того, что им ещё необходимо… 

Марианна Гурина, руководитель ОФ «Улагатты жануя»

Редакция не преуменьшает личный опыт и наблюдения спикеров. Однако подобные высказывания едва ли могут служить свидетельством общей тенденции в стране.

Единственный научный аргумент, на который сослались, например, в издании Сaravan.kzисследование Фонда Фридриха Эберта «Молодежь в Казахстане: оценка ценностей, ожиданий и стремлений», где отмечается, что среди молодёжи «преобладают патерналистские настроения». Свой выбор источника данных СМИ объясняет тем, что «молодежь с 14 до 29 лет — это возраст почти половины населения Казахстана». Однако это не так — по данным на 2021 год, предоставленным в том же исследовании, это 4 277 728 чел., что составляет практически пятую часть от общей численности казахстанцев. Если же рассматривать трудоспособное население (9 274 100 чел.), количество молодежи (статистика даётся для возрастной группы 15-28 лет) в ней составляет 2 063 400 чел. — то есть меньше четверти. Также отметим, что сбор данных в исследовании был проведён единоразово, поэтому невозможно проследить прогрессию или регрессию показателя относительно предыдущих лет.

Может ли интервьюирование (или анкетирование) 1000 человек (см. методологию) из группы, которая составляет пятую часть населения Казахстана, показывать тенденцию в целом? Утверждение спорное, тем более годом ранее Фондом Эберта была опубликована работа «Ценности казахстанского общества в социологическом измерении», в которой рассматривалось мнение 4-х разных возрастных групп трудоспособного населения страны(18 – 29 лет, 30 – 40 лет, 41 – 50 лет, 51 – 60 лет). Проанализировав ответы, связанные с патернализмом, учёные пришли к выводу, что 

В структуре политической культуры сильны позиции традиционных ценностей — желание получать гарантии от государства, уравнительство, коллективизм, патернализм. Одновременно с этим значительная часть поддерживает необходимость персональной ответственности за личное благополучие, уважение прав личности, свободы.

«Ценности казахстанского общества в социологическом измерении», Фонд Эберта

Эксперты также отмечают сложность реальной оценки ситуации:

Мы этого не знаем, потому что серьёзных, глубинных исследований, которые могут обозначить тонкую грань и раскрыть соотношение иждивенчества, инфантилизма и патерналистских настроений в нашем обществе, нет.

Сабина Садиева, эксперт в сфере Public Policy

Так как серьёзные и исчерпывающие данные о взглядах казахстанцев на роль государства в их жизни отсутствуют, мы можем изучить государственный бюджет, предназначенный для социальных компенсаций, количество получателей и узнать, наблюдается ли тенденция к росту.

Что говорят данные

В первую очередь обратим внимание на общие затраты из государственного бюджета по пункту «Социальная помощь и социальное обеспечение» за 5 лет (2017-2021 гг.)

С 2017 года цифра выросла практически вдвое, но отметим, что также выросли и цены на продовольствие, услуги, лекарственные препараты и ЖКХ. Связано ли изменение бюджета только с подорожанием, или всё же численность адресатов помощи увеличилась?

При изучении данных становится понятно, что самая большая группа — пенсионеры, и это естественный прирост, тем более, они не могут демонстрировать иждивенческих настроений, так как практически все ушли на отдых после выработанного трудового стажа. Чуть больше чем на 20 тыс. выросло число адресатов социальных государственных выплат, при этом более чем на миллион (1 110 451 чел.) сократилось количество тех, кому положено специальное пособие. Здесь поясним, что с 2021 года по категории «Многодетные матери, награжденные «Алтын Алка», «Кумыс алка» и «Многодетные семьи, имеющие 4-х и более совместно проживающих несовершеннолетних детей» спец. пособие не назначается, для них предусмотрены новые меры поддержки. Показатель получавших жилищную помощь снизился с 76 623 человек до 32 273 (на 44 350 чел. меньше).

Казалось бы, с такими цифрами вопрос о жизни народа за счёт государства неуместен, но всё же есть те, кого регулярно упоминают в связке с «социальным иждивением». В первую очередь, это получатели адресной социальной помощи. Нетрудоспособным поддержка оказывается безусловно, но также есть обусловленный вариант для работоспособных просителей. По информации Бюро национальной статистики РК, численность получающих АСП действительно резко выросла в 2019 году (с 571 584 до 2 177 179 чел.), а затем также резко упала. При этом Закон об АСП приняли ещё в 2001 году, а не в 2019, как указано здесь, а обращений прибавилось (на 548 316 чел. больше, чем в 2017) уже в 2018 после объявления о «новом формате АСП». 

2019 год запомнился всем вступлением в должность президента Касым-Жомарта Токаева и произошедшей почти одновременно с этим трагедией в Астане, где при ночном пожаре погибли пятеро детей, родители которых находились на работе. Так как у семьи были материальные проблемы, которые привели к произошедшему, сотни многодетных матерей Казахстана вышли на митинги с требованием усилить социальную поддержку от государства. Тогда власти пошли ещё на некоторые уступки, но, как показывают цифры, на данный момент получателей АСП снова становится меньше, а требования к ним усиливаются.

Об ужесточении мер регулирования чиновники заговорили тогда же, в 2019 году. В частности, Бердыбек Сапарбаев, занимавший на тот момент должность министра труда и социальной защиты населения Казахстана, заявил, что получатели АСП не хотят работать, а некоторые «имеют в собственности трёхэтажные коттеджи и автомобили». Важно понимать, что обладатели трёхэтажных домов (если действительно были такие) не могут считаться иждивенцами именно в отношении государства, так как автомобили и дома они, скорее всего, купили не на пособия. Это больше похоже на обман с неясной целью, ведь социальное иждивенчество предполагает настоящее стопроцентное существование за счёт государства.

Но возможно ли такое на самом деле? АСП рассчитывается по среднедушевому доходу который должен быть не ниже 70% от прожиточного минимума (разный для каждого региона). Для примера возьмём Мангыстаускую область, где прожиточный минимум в мае 2022 года составил 50 200 тг. Значит, среднедушевой доход, которым ежемесячно должен быть обеспечен каждый житель (включая несовершеннолетних) области, составляет 35 140 тг. Любой человек, который не располагает средствами равными среднедушевому доходу, может обратиться за адресной социальной помощью.

Адресная соц.помощь гарантирует человеку исключительно среднедушевой доход, не выше!

При этом исследование уровня жизни казахстанцев в 2021 году, которое можно найти на сайте Бюро национальной статистики, показывает, что среднедушевые денежные расходы населения равны 67 440 тг.

В отчёте по социальному блоку за 2021 год, представленном на сайте Министерства финансов РК, указано, что из 273 400 трудоспособных, обратившихся за АСП, 27 900 были охвачены мерами занятости, а 178 900 чел. на момент обращения уже работали. Получается, что занятость не гарантирует даже прожиточный минимум, поэтому многие вынуждены искать поддержки не из-за инфантильности и желания ничего не делать, а по причине очень низких зарплат.

Вообще статистика по безработице в Казахстане в цифрах выглядит привлекательно: из 9 256 800 трудоспособного населения не работают 449 600 человек, а это всего 4,9 процента. При этом, по официальным данным, количество казахстанцев с доходами ниже прожиточного минимума составляет 998 000 человек. Конечно, не все из них относятся к трудоспособному населению, однако, как уже отмечалось выше, занятые люди также могут обращаться за помощью государства. О том, насколько статистика занятости отражает реалии рынка труда в Казахстане, мы в подробностях разбираем в отдельном материале.

Ещё одна группа, которую неожиданно заподозрили в потребительском отношении к государству — лица с инвалидностью. В частности, депутат Сената Ляззат Калтаева заявила:

Среди людей с инвалидностью развились иждивенческие настроения, им недостаточно того, что дается, они требуют увеличения пособий. Но я скажу непопулярную вещь: ни в одной стране невозможно создать равные возможности только посредством увеличения соц.выплат.

Ляззат Калтаева

И, несмотря на то, что по данным Бюро национальной статистики, с 2017 года инвалидов на пособии стало всего на 10 000 чел. больше, некоторые чиновники регулярно говорят о низкой занятости категории всё в той же укоряющей тональности, хотя здесь более актуален разговор об инклюзивности общества, а не о личном отказе от ответственности.

В 2020 году Ерлан Аукенов, занимавший тогда должность вице-министра труда и социальной защиты, заявил о необходимости обеспечить рабочими местами 30% трудоспособных людей с особыми потребностями, при этом отмечалось, что 25% уже имели работу. Однако дело в том, что двумя годами ранее, в 2018 году, показатель работающих уже достигал тех самых 30 (и даже более) процентов. Правда, к 2021 году доля снизилась до 24,8%. Мы проверили доступность вакансий для людей с инвалидность на hh.kz и в базе электронной биржи труда enbek.kz. По всему Казахстану нами было найдено всего 1 637 предложений.

Вывод

Фундаментальных исследований такого изменчивого и неосязаемого показателя как «иждивенческие» и «патерналистские» настроения у казахстанцев нет, поэтому мы можем делать выводы только по изменениям в государственной политике, перераспределении бюджета, уровню соц.выплат и количеству получателей. В марте 2018 года объявлено о «пяти социальных инициативах президента», а также был изменён формат выдачи АСП, что на практике привело к увеличению числа тех, кто смог оформить различные пособия, продолжилась тенденция и в следующем году. Эксперты говорят о «мягком государстве», которое идёт на поводу у людей, однако за последние два года требования к получателям гос.помощи и контроль значительно усилились, а их самих стало намного меньше, при этом общественных волнений именно по этому поводу не было. Кроме того, в отчётах по исполнению программ указано, что трудоспособные участники активны и либо уже работают, либо пользуются возможностями по поиску и устройству на работу. Таким образом заявлять утвердительно о склонности казахстанцев к патернализму и иждивению некорректно.  

Журналист, сценарист. Изучала политическую журналистику.

Factcheck.kz