«Мы не герои»: Жизнь профессионального паравелосипедиста в Казахстане

В рамках спецпроекта «Своим пешком» редакция Factcheck.kz решила поговорить о проблемах людей с инвалидностью с несколькими параспортсменами. Первым из них стал Кенжегул Социалулы — бронзовый призёр чемпионата Азии по паравелоспорту, скалолаз и профессиональный игрок в голбол. Встретиться с ним мы должны были в Алматы, однако из-за некоторых проблем с Центром спортивной подготовки Кенжегулу пришлось уехать на две недели в Астану. В результате наш разговор состоялся по видеоконференции в Zoom. Мы провели две сессии по 40 минут, чтобы хотя бы на поверхностном уровне понять, как живут спортсмены-паралимпийцы в Казахстане.

«Мы не герои»: Жизнь профессионального паравелосипедиста в Казахстане
Сейтжан Кенжегул (справа) и Саулет Байтенов (слева) на чемпионате мира по паравелоспорту (источник: csp-parasport.kz)

Двадцатый из двадцати

Кенжегул Социалулы родился в 1982 году, двадцатым из двадцати детей в многодетной семье. Из-за проблем со зрением ему пришлось трижды отучиться в первом классе, пока в девятилетнем возрасте его не перевели в экспериментальный класс в интернате имени Островского в городе Алматы.

В 2004 году, спустя год после окончания школы, Кенжегул занялся легкой атлетикой. Однако надолго он там не задержался. Несмотря на призовые места и участие в спартакиадах, спортсмен решил уйти с дисциплины. Виной, по его словам, послужило непорядочное отношение со стороны руководства команды.

Затем наступил период путешествий. Благодаря специальным программам, ему удалось побывать в Японии, Великобритании и США. Кенжегул рассказывает, что находился в поисках нетривиального вида спорта, не такого, как шахматы, шашки или тогызкумалак, которые считались в то время наиболее подходящими для незрячих, а нечто более «драйвового». Поиски привели его к тандему и скалолазанию, с которыми он познакомился в США.

Тандем — это двухместный велосипед. В паравелоспорте для людей с инвалидностью по зрению выступают два человека. Впереди сидит зрячий, он выполняет функции пилота. Сзади находится незрячий. Его ещё называют стокер, помощник или штурман. Успех в тандеме поровну зависит от обоих партнёров, которые должны работать слажено. «Интеграция зрячего и незрячего», как говорит герой нашего материала.

Тандемом Кенжегул заинтересовался, когда в годы учёбы занимался велоспортом с другими спортсменами в Центральном парке в Нью-Йорке. По его словам, именно тогда, катаясь четыре километра вдоль парка в сердце огромного мегаполиса, он ощутил свободу. «Я от этого тащусь. Меня это кумарит. В Америке и Англии когда катался, я понял что это моё», — говорит Кенжегул. Тогда к нему и пришла идея развивать паравелоспорт в Казахстане.

Алматы — Астана, Астана — Париж

В апреле 2016 года Кенжегул на свои деньги купил свой первый велосипед. Тогда тандемов в Казахстане не было, поэтому им с командой пришлось заказывать его из за границы. 23 сентября они на двух тандемах и пяти одиночных велосипедах поехали из Алматы в Астану. Проект назвали «Две столицы».

Затем, в 2017 году, они решили выехать за пределы Казахстана и отправились в велопутешествие до озера Иссык-куль. А в 2018 году преодолели путь в 7 тысяч километров от Астаны до Парижа. Всего путешествие заняло 36 дней.

В 2020 году Кенжегул с единомышленниками собрался ехать до Токио. Подготовка приближалась к концу, маршрут уже был составлен. По плану они должны были приехать в Японию ровно к началу олимпиады 2020, но из-за нагрянувшей пандемии, проект пришлось отложить.

Доступ к занятию паравелоспортом есть только в Алматы

Чтобы понять уровень доступности паравелоспорта для людей с инвалидностью в Казахстане, мы задали нашему собеседнику простой вопрос: «Если человек с инвалидностью из условного города N в регионе захочет заниматься паравелоспортом, что ему нужно сделать?».

С доступностью всё довольно проблематично. Естественно, для начала нужно приобрести велосипед. По подсчётам Кенжегула, стоимость среднего тандема, на котором можно тренироваться первое время, варьируется от одного до полутора миллиона тенге. Затем надо переехать в Алматы, так как кроме Алматы (и Алматинской области) треков и официально открытых отделений паравелоспорта в Казахстане нет нигде, даже в столице.

На данный момент, неаккредитованная федерация паравелоспорта (руководителем которой является Кенжегул) работает над открытием филиалов по Казахстану. Аккредитованная федерация велоспорта, в свою очередь, со слов Кенжегула, практически ничего не делает:

Они проводят чемпионат и кубок Казахстана, где отвечают за создание маршрута трассы и организацию судейства. Всё остальное на себя берут параспортсмены — мы привозим участников, обеспечиваем их проживание, создаём условия. Если брать в процентном соотношении, думаю, 60% всех обязанностей берём на себя мы.

Когда я уйду на пенсию, я не должен быть «убитым»

В 2021 году министерство культуры и спорта РК увеличило ежемесячное пожизненное обеспечение для победителей и призеров олимпийских, паралимпийских и сурдлимпийских игр до 100 МРП. То есть сумма выплат с тех пор должна была стать больше 300 тысяч тенге в месяц. Мы спросили у Кенжегула, насколько это близко к правде.

К: Точные цифры я озвучить вам не могу, но да, на данный момент моя зарплата выше 100 МРП.

ФЧ: Хватает ли вам этого?

К: Нет конечно. Восстановительные процессы, например, массаж, недопинговые витамины, лекарства поддерживающие здоровье [стоят денег], у многих ведь ещё сопутствующая инвалидность. В связи с этим не хватает зарплаты. Если бы было 1000 долларов, мне лично хватало бы. За других не отвечаю, у каждого свои аппетиты (смеётся). Я ведь профессионально готовлюсь и поддерживаю свое здоровье. Мне не 18, не 20, и не 30, мне — 40. Я должен постоянно себя поддерживать. В будущем, когда я выйду на пенсию, я не должен быть «убитым». Я должен уйти достойно, на хорошем уровне… В любом случае, государство с этой зарплатой хорошо помогает.

Физически — я готов, технически — нет

Главной причиной, из-за которой Кенжегул поехал в Астану, стала замена некомпетентного тренера. Человек, который на момент интервью официально является их тренером, не работает с ноября прошлого года. При этом реакции от Центра спортивной подготовки нет, хотя спортсмены и писали коллективное письмо.

«Этот человек даже позволял себе выпивать и поднимать руку на людей с инвалидностью, — рассказывает Кенжегул. — Две недели уже решаю этот вопрос в Астане. Хочу заменить его на Николая Витальевича — он профессионал и отличный спортсмен».

Второй вопрос, который висит в воздухе — это покупка карбонового велосипеда. По словам Кенжегула, такой велосипед даст ему возможность выступать на международном уровне. Физически они с командой готовы, не хватает только технической составляющей.

Было написано письмо от имени нашей Федерации в Фонд поддержки спорта и туризма. Мы даже получили письмо от председателя комитета Самата Ергалиева, чтобы они поддержали нас с покупкой карбонового велосипеда для участия в чемпионате. Но 19 декабря нам отказали. С тех пор я занимаюсь этим вопросом. Завтра опять буду поднимать его. Я на своём драндулете не хочу выступать. На нём я уже показал результат на чемпионате Азии в Душанбе, когда занял третье место.

«Если я не поеду на Пара Азиатские игры на карбоновом велосипеде, — продолжает он, — я готов объявить голодовку. Потому что я устал. Это уже предел человеческих возможностей. Я даже сейчас в Астане из-за этого нахожусь. Сам за свои деньги езжу, трачу на такси по 7-8 тысяч в день. За две недели тут около 100 тысяч уже потратил. ЦСП могут сказать “мы платим вам зарплату”, но, извините меня, чтобы получить эту зарплату, я и мои соратники пахали как Папа Карло.»

По словам Кенжегула, каждый лишний грамм в массе велосипеда влияет на победу: «Два-три грамма спустя десятки километров могут превратиться в три килограмма».

Тактильной дорожки недостаточно

ФЧ: Как вы оцениваете доступ к городской инфраструктуре для незрячих?

К: Не хватает звукового маяка. Например, метро на Байтурсынова-Абая, где я часто бываю, оборудовано тактильно, но там нет звуковой навигации. Я не понимаю, где северный выход, а где южный. Даже наверх когда выходишь, неясно. А если бы стоял звуковой маяк, который говорит: «здесь северный выход, а здесь южный», то было бы понятно куда идти. То же самое касается больниц и банков. Тактильная дорожка есть, но звуковая навигация отсутствует.

Мы не герои

В конце нашей беседы мы попросили Кенжегула поделиться мыслями об отношении общества в Казахстане к людям с инвалидностью.

Мы не герои. Из нас делают героев, но мы такие же люди Казахстана, как и другие. Со своими ошибками и тараканами в голове. Нас до сих пор воспринимают ущербными. Говорят: «ну инвалид и инвалид, что с него взять?» Даже в спорте нас воспринимают как любителей. Хочется, чтобы из нас не делали ни изгоев, ни героев, а воспринимали как обычных людей.

Мне говорят: «а как ты пойдешь домой?», «а как ты позвонишь?» Чтоб этих «а как» не спрашивать, создавайте для нас условия. Это не только для нас. Пандус, например, предназначен и для путешественников с чемоданами, и для родителей с колясками, и для пожилых, которым неудобно спускаться по лестнице. Они должны учитывать все слои населения: и женщин, и мужчин, и пожилых, и беременных.

Читайте также

Factcheck.kz