После вторжения России в Украину в феврале 2022 года в информационном пространстве появился целый ряд неофициальных «символов агрессии». В частности, это литеры «V» и «Z», которые нанесены на российскую военную технику, а также используются в кремлёвской пропаганде. Неожиданно для многих модный дом Louis Vuitton продемонстрировал изображение «V» на фоне триколора в синем, белом и красном цветах в своем видеосообщении о новой коллекции в марте 2023 года. Учитывая, что монограмма фирмы, которая является одной из самых узнаваемых в мире, выглядит как LV, реакция в Сети не заставила себя ждать. Одни обвинили бренд в нивелировании темы войны в Украине и «игре» на эмоциях аудитории, другие же благодарили за «любовь» и «поддержку» России.
Редакция Factcheck.kz разбирается, откуда появился логотип «V», и действительно ли Louis Vuitton использует его для привлечения внимания.
Вердикт: Не доказано
Впервые дом Louis Vuitton попал в скандал, связанный с «символикой российской агрессии» ещё в марте 2022 года. Тогда бренд возобновил рекламную кампанию ювелирной линии «Fine Jewelry», в которой для кулонов и подвесок использовалась «Z». Однако такие изделия можно встретить и в коллекциях 2020-2021 года. Ещё через год, в марте 2023, история повторилась, но уже с видеопрезентацией, в которой присутствовали триколор в синем, белом и красном цветах (цвета флага Франции) с литерой «V». Интересно, что и этот логотип бренд Vuitton использовал ранее, причем на протяжении более чем 100 лет. В нынешних реалиях публичное использование литер «Z» и «V» действительно привлекло дополнительное внимание, что видно, например, по недавнему видеосообщению компании. Но при этом невозможно однозначно утверждать, что LV делает это умышленно.
В подробностях
В марте французский бренд Louis Vuitton сообщил о предстоящем показе при помощи короткого видео reels. В нём на фоне знаменитых вокзальных часов в парижском музее d’Orsay (место проведения модного шоу) развернулся цифровой триколор в синем, белом и красном цветах с литерой «V» в центре. Пользователи сети сразу же подметили цвета российского флага и оставили как позитивные, так и негативные комментарии:
Большое внимание привлёк также твит советника руководителя офиса президента Украины Михаила Подоляка, в котором он пишет о том, что Louis Vuitton играет с «символами агрессии».

Пользователи социальных сетей сообщают, что после твита на странице Louis Vuitton якобы появилась запись на украинском языке «изучайте географию». Фактчекеры из «Проверено» пришли к выводу, что такого, скорее всего, не было. Отметим, что в любом случае цвета французского и российского триколоров идентичны, и основной вопрос всё же вызван символом «V». Одна буква вместо привычного большинству «LV» выглядит настолько неоднозначно, что к флагу также появились вопросы:



На самом же деле, по информации журнала LV THE BOOK, у логотипа «V» такая же многолетняя история, как и у привычной монограммы, причем изображалась эмблема именно на фоне французского триколора. Идея изобразить первую букву фамилии Vuitton на фоне цветов флага Франции принадлежала внуку создателя дома Louis Vuitton Гастону Луи. Уже в 1901 году на сумке «Steamer Bag» можно было увидеть такой логотип.

Такое брендирование используют реже, чем классическое LV, однако у бренда есть целая линейка «Acte V». Также в 2015 году вышли два короткометражных ролика с городской сумкой из линии «V Line» от Louis Vuitton. В вирусных видео снялись японский цифровой художник Риочи Курокава и фотограф-скейтбордист Алекс Олсон.
Как мы видим, литера «V» с триколором использовалась более 100 лет и продолжает появляться в различных линейках и рекламных кампаниях бренда. Примечательно, что дом Vuitton не отказался от лого даже во время Второй мировой войны, когда нацисты пытались использовать знаковый символ «Victoria», размещая атрибутику с «V» в том числе и на улицах оккупированного Парижа.
Интересно, что это не первый скандал, связанный с неофициальными символами вторжения России и компанией LV. В марте 2022 года критике подверглась кампания по продвижению ювелирной линии «Fine Jewelry» LV, в которую вошли изделия с литерой «Z».

Брендирование «Z» не так узнаваемо, но его, как и «V», можно было встретить и ранее (1, 2). На странице бренда в социальных сетях поясняется, что это «является данью уважения к культовым инициалам дома».
Утверждать однозначно, что в современных реалиях бренд использует провокационные символы для привлечения внимания мы не можем, равно как и утверждать обратное. Если смотреть на цифры, то охваты кампании «Fine Jewelry» 2022 достаточно низкие в сравнении с остальным контентом в официальном профиле (744 тыс. и 1,8 млн). Reels с триколором и «V» набрал 6,1 млн просмотров, что для LV средний показатель, но при этом количество реакций и комментариев к нему во много раз превышают обычную статистику страницы. Рассчитывали ли создатели ролика на такой эффект изначально — неизвестно.
Для того что бы оставить комментарий необходимо авторизоваться.