27 декабря вблизи Международного аэропорта Алматы при взлёте упал самолет компании Bek Air. Погибло 12 человек, среди них наша коллега журналистка Дана Круглова. Самолет Fokker 100 с регистрационным номером UP-F1007 направлялся из Алматы в Нур-Султан. В соцсетях сразу же стали распространяться версии и слухи, которые мы в данный момент проверяем и планируем к выпуску ряд материалов. Брифинг, проведенный Министерством индустрии и инфраструктурного развития в столичной Службе Центральных Коммуникаций 28 декабря 2019 года, к сожалению, не дал приглашенным журналистам точной и полной информации. Однако дал ряд тезисов для проверки.
В частности, вице-министр МИИР Берик Камалиев допустил несколько ошибочных предположений и утверждений, которые были распространены крупнейшими СМИ Казахстана. Разбираем.
Единственным учредителем авиакомпании “Bek Air” на данный момент является Нурлан Жумасултанов
Берик Камалиев
Вердикт: Ложь
Прямые связи господина Жумасултанова с Bek Air не подлежат сомнению (см. в том числе соответствующий материал).
Ustav_compressedОднако, согласно справке о зарегистрированном юридическом лице с портала Электронного Правительства, единственным учредителем в ТОО “BEK AIR” числится Шуленбаев Дамир Маратович, а в АО “БЕК ЭЙР” — Жаркимбаев Сакен Токпаевич.
Вчера озадачился вопросом об учредителях авиакомпании, и выяснил, что до недавнего времени в компании было два учредителя
Берик Камалиев
Вердикт: Ложь
В том же документе с сайта Egov.kz можно увидеть, что последние изменения в составе учредителей были произведены в 2016 и 2017 годах. А в уставе АО прямо прописано, что акционер в Обществе — единственный.
Товарищество:

Акционерное общество:

По “актуализированной информации” которую имеет МИИР, председателем правления компании Bek Air является Нурлан Жумасултанов, но кроме него есть еще и генеральный директор. Он исполнитель. Фамилию его надо… дополнительно можем дать.
Берик Камалиев
Вердикт: Полуправда
По фамилиям генеральных директоров — см. предыдущие скриншоты и ссылки.
Относительно должности председателя правления — в пункте 7 Устава АО «Бек Эйр» прописаны следующие органы управления:
- Высший орган — Единственный акционер Общества;
- Орган управления — Совет директоров;
- Исполнительный орган — Единоличный орган: Генеральный директор;
- Контрольный орган — Служба внутреннего аудита;
- Консультационный орган — Президент.
Примечательно, что в пункте 11 Устава указано, что Президент может подписывать договора, без доверенности представлять интересы компании и в РК, и за пределами республики. Но вопрос о компетенциях так называемого Консультационного органа в контексте соответствия действующему законодательству об акционерных обществах нами не рассматривается.
Таким образом, г-н Жумасултанов в данный момент не является председателем правления данного АО, но — для бывших коллег из МИИР РК именно он является представителем авиаперевозчика.
Жумасултанов не пользовался своим служебным положением для получения необходимых сертификатов в КГА. Согласно закона каждое физическое лицо должно передать свои доли или участие в акционерном обществе другому человеку. В этой части я думаю, наверное, согласно закона, совмещения не должно быть
Берик Камалиев
Вердикт: Манипуляция
Тут господина вице-министра стоит поправить, что согласно статье 13 Закона «О государственной службе» государственный служащий (а не «каждое физическое лицо») не имеет права «заниматься предпринимательской деятельностью, в том числе участвовать в управлении коммерческой организацией независимо от ее организационно-правовой формы, если непосредственное участие в управлении коммерческой организацией не входит в его должностные полномочия в соответствии с законодательством Республики Казахстан».
К сожалению, в открытых источниках нет сведений о том, злоупотреблял ли Нурлан Жумасултанов своим служебным положением, имея аффилированность в подконтрольной компании. Но в базе данных Судебного кабинета таких правонарушений не зафиксировано.
Мы ожидаем результатов официального расследования и продолжаем проверять с помощью открытых источников утверждения публичных лиц, связанные с крушением самолёта.