Редакция Factcheck.kz несколько раз в рамках рубрики «Вестник госзакупок» рассказывала о том, как власти Восточно-Казахстанской области арендуют вертолёты за счёт бюджета. Вскоре после отделения от ВКО этим стал заниматься и акимат новой области Абай. В 2025 году ведомство Берика Уали выделило 41 миллион тенге на аренду вертолёта, причём поставщиком стало подведомство акимата ВКО. Рассказываем, каковы условия договора, и какие вопросы могут возникнуть к данной закупке.
Безальтернативный поставщик
26 февраля Управление государственных закупок области Абай опубликовало объявление на закупку услуг по аренде воздушного транспорта с экипажем. На это было выделено 41 337 500 тенге. После заключения договора сумма незначительно снизилась до 41 228 747 тенге.
Интересно, что до этого попытки арендовать вертолёт предпринимались дважды. Первая публикация появилась 26 января, но тогда не нашлось ни одного участника. Повторная попытка в начале февраля также завершилась безрезультатно. Лишь в третий раз появился единственный поставщик — Авиационное подразделение Восточно-Казахстанской области, которое в итоге и стало победителем. Это то самое подведомство акимата ВКО, у которого долгое время арендовывал вертолёты экс-глава региона Даниал Ахметов, а после и его преемник Ермек Кошербаев.
Отсутствие конкуренции на торгах выглядит необычным, особенно с учётом масштаба и специфики заказа.
Согласно условиям договора, поставщик должен обеспечить постоянную готовность своих вертолётов для предоставления транспортных услуг на территории области Абай. Услуги должны оказываться ежедневно, включая выходные и праздничные дни, в течение всего года. Отдельным пунктом прописано требование о срочном вылете: с момента подачи устной или письменной заявки заказчика вертолёт должен быть готов к вылету в течение трёх часов.
Поставщик также обязан организовать перевозку пассажиров и грузов общей массой до 3000 килограммов (включая вес самих пассажиров и необходимое количество топлива), а сами вертолёты должны быть способны выполнять полёты как над равнинной, так и над горной местностью на высоте свыше 2000 метров.
Базирование воздушных судов предусмотрено на территории поставщика, который также должен поддерживать необходимый запас топлива для выполнения срочных заявок. Срок оказания услуг установлен до 31 декабря 2025 года. Требуемый объём услуг — не менее 26 часов 30 минут.
Если разделить итоговую сумму контракта на минимальное количество часов оказания услуг, стоимость одного часа аренды вертолёта составит примерно 1 555 255 тенге.
Дополнительные детали о вертолёте можно найти в квалификационных требованиях тендера. В частности, оговорено, что у поставщика должны быть собственные и исправные воздушные суда с необходимыми регистрационными документами. Также в описании указывается, что вертолёт должен вмещать от 12 до 22 пассажиров. Для выполнения заказа требуется одно воздушное судно с соответствующими характеристиками.
Отдельным требованием является наличие у поставщика пилотов с допуском к выполнению посадок на неподготовленных площадках, что подразумевает, что для выполнения заказа потребуется минимум два квалифицированных пилота.
Любопытно, что условия тендера практически полностью совпадают с теми, что ранее предъявлял акимат Восточно-Казахстанской области при аренде вертолётов — совпадение прослеживается как по количеству пассажиров, так и по грузоподъёмности воздушного судна (примеры тут). Отличие состоит лишь в объёме часов полёта, который устанавливается индивидуально в зависимости от потребностей региона.
Все эти обстоятельства создают впечатление, что тендер Управления государственных закупок области Абай был «заточен» под конкретного поставщика — Авиационное подразделение Восточно-Казахстанской области.
Аппарат акима области Абай арендовал вертолёт у Авиационного подразделения ВКО как минимум с 2023 года. В 2023 году был заключен договор на аренду воздушного судна на сумму 12 996 825 тенге за не менее 12 часов услуг, однако фактическая выплата составила лишь 8 212 910 тенге. В 2024 году стоимость контракта увеличилась до 41 337 812 тенге за не менее 35 часов услуг, но по факту поставщику выплатили 19 487 825 тенге.
Услугами предприятия пользовались и другие местные исполнительные органы. Например, в 2023 году акимат Курчумского района ВКО потратил на аренду вертолёта 1,2 млн тенге, а в 2024 году акимат Кокпектинского района области Абай заключил аналогичный контракт на 3,7 млн тенге. В свою очередь, акимат города Риддер оплатил аренду воздушного судна за 1,8 млн тенге.
На вопрос журналистов о том, почему все договоры заключаются именно с Авиационным подразделением ВКО, Даниал Ахметов в 2021 году отвечал, что «в Казахстане нет конкурентной среды», и что это единственное предприятие, обслуживающее весь регион (тогда территория области Абай была частью ВКО — ред.) в целях защиты зелёных насаждений и охраны здоровья населения.
Для чего акиму вертолёт
Согласно данным электронных актов выполненных работ, на момент публикации данного материала чиновники области Абай совершили три полёта, за которые из госбюджета было выплачено 10 310 360, 6 969 992 и 9 292 741 тенге соответственно. Информации о том, куда именно отправлялись представители акимата, в открытых источниках нет.
Акиматы традиционно объясняют аренду вертолётов необходимостью мониторинга природных территорий, подверженных лесным пожарам. Вероятно, такая же причина и у акима области Абай Берик Уали, особенно учитывая, что весной 2025 года в регионе произошло восемь крупных лесных пожаров, крупнейший из которых охватил территорию государственного природного резервата «Семей орманы».
По официальным данным, для борьбы с огнём были мобилизованы более 350 человек, около 130 единиц техники и вертолёт. Однако речь шла о воздушном судне Министерства по чрезвычайным ситуациям (МЧС), специально оборудованном для тушения пожаров. Это подчёркивалось и в официальных сообщениях пресс-службы ведомства.
В медиа в начале апреля появлялись кадры, на которых Берик Уали совершает облёт зоны пожара на вертолёте. Видео распространялось через официальные каналы МЧС, однако власти не уточняли, чей именно вертолёт был задействован для облёта. Можно предположить, что аким пользовался именно вертолётом МЧС.
Стоит напомнить, что бывший аким ВКО Даниал Ахметов, который ежегодно арендовал вертолёты, также объяснял это необходимостью контроля за пожароопасной обстановкой. Однако документы о его перелётах указывали, что полёты также происходили между городами региона. Его преемник Ермек Кошербаев, в свою очередь, публично отрицал использование арендованных вертолётов для своих рабочих поездок. По его словам, воздушная техника предназначалась для спасательных операций, транспортировки больных и мониторинга стихийных бедствий, в первую очередь лесных пожаров.
На вопросы о возможном использовании дронов вместо дорогостоящей аренды вертолётов Кошербаев отвечал, что в горной местности и при сложных погодных условиях беспилотники часто теряют сигнал или становятся неработоспособными.